Лучший способ получить 24/7 обслуживание — это накопить собственную библиотеку в доме. Каждый писатель нуждается в качественном базисе. Поэтому домашняя библиотека наполненная книгами, избранными требовательным читателями — авторами лично — несомненно должна отличатся особенным качеством.
Наряду с предыдущими интервью с букблогерами — Ксенией Сокульской, Ксенией Ризнык, Людой Дмитрук, Юлией Юрчук, Яной Онишкевич — представляю короткие интервью с современными украинскими писательницами о неподдающейся им системе упорядочения книг, усмотрения греховности у не-чтении книг, подарках в виде бумажных экземпляров (как отшучиваются героини, книжный монстр может поглотить все). От домика вблизи леса, озера и реки к заокеанскому городку в штате Флорида, от несколько тысячной домашней библиотеки во Львове к букинистической раскладке в городской библиотеке в Нетании, от коллекции «мигрантки» к планам о медийной проекте, а также мы обязательно заглянем на пятнадцатый этаж одной из героинь.
Читать: 5 украинских книжных блогеров и их домашние библиотеки
Кто здесь читает: Валя Вздульская.
Род занятий: детская писательница, редактор.
Количество изданных книг: «Вертихвіст», «Подорож листа», «Плутон» (произведения Валентины выходили также в сборниках рассказов — авт.).
Местонахождение: домик около леса, озер и реки в Киевской области.
Книжное пространство: Напичканная книгами гостиная, спальни, коридоры, подвал, сарай и чердак.
Количество книг: Даже не подумаю все это считать.
Характерные особенности: В моей библиотеке много детских книг, поскольку я редактор и обозреватель литературы в этой нише. Большинство таких книг исчерченные карандашом. Я выделяю хорошие или слабые места, исправляю ошибки и делаю замечания. Иногда там даже написано что-то вроде «Нет конфликта», «Где интрига ?!», «Плохой перевод».
Больше всего получает удовольствие от: Ночного чтения. До сих пор не могу поверить, что больше не надо прятаться от родителей с фонариком под одеялом. Закрываю гештальт.
Как заботится о растущей коллекции: Наоборот настойчиво забочусь о ее уменьшении. Все, что можно прочитать в электронном виде, читаю с Киндла или телефона. Раздариваю книги в городские и школьные библиотеки. Мне импонирует рецепт Николая Зерова — держать дома только любимые книги или те, которые нужны для работы. Я — книжный антифетишист!
Что узнала, с тех пор, как в доме «поселилась» книжная коллекция: Книги очень хорошо собирают пыль.
Когда узнала, что «подсела» на чтение: Классе во втором, когда решила для разнообразия почитать взрослую книгу вместо школьной хрестоматии.
Теперь читает: Левинас, Нила Стивенсона, автобиографическую книгу Малалы Юсуфзай, историю Османской империи и еще украинские новинки детлита.
Кто здесь читает: Виктория Амелина.
Род занятий: писательница.
Количество изданных книг: три, среди них «Синдром ноября, или Homo Compatiens», «Кто-то, или Водяное сердце»
Местонахождение: Львов.
Книжное пространство: Кажется, книги захватили все наше помещение. Только кухня и столовая держат оборону (если, конечно, никто не читает за обедом, а у кого-то есть и эта дурная привычка).
Количество книг: Не знаю, но, боюсь, несколько тысяч.
Характерные особенности: В нашей квартире книжные шкафы есть в каждой комнате, даже пятилетний сын имеет собственную. На фото наш шкаф в гостиной. Сначала в ней содержалось моё книжное «приданое» — еще советское собрание классики: Диккенс, Гюго, Хемингуэй, Чехов и тот же Достоевский, а также книги, приобретенные в двухтысячных. Если честно, как только мы с мужем начали зарабатывать какие-то приличные деньги в IT, бросились собирать библиотеку (хотя нет, муж сначала купил себе наконец первый компьютер!). Как голодные, а мы собственно таковыми и были, мы покупали все — от Гомера до Кафки — и чувствовали себя очень счастливыми. Теперь место в этом «главном» шкафу постепенно отвоевывает современная литература. На полочке посередине теперь живут книги non-fiction, их, к счастью, становится все больше. А красное кресло-мешок довольно удобное для чтения. Рядом — подставка для журналов, но там тоже книги. Художественная литература преимущественно скрывается в частном пространстве спальни, где и читается.
На моем рабочем столе живет черная кошка. Держит записные книжки и книги, с которыми я сейчас взаимодействие — читаю, перечитываю, использую для работы и тому подобное. Маленькую фарфоровую куклу летчицу, охраняющую ручки и карандаши, я нашла на блошином рынке в Барселоне.
Больше всего получает удовольствие от: Чтения и письма. Что может быть лучше этого? Ну да, есть на свете еще несколько приятных занятий…
Как заботится о растущей коллекции: Хороший вопрос. Как раз заказываю еще одну секцию книжного шкафа — это будет подарок на день рождения. А если серьезно, мне кажется, книгам нужно, чтобы их читали и перечитывали — это лучший способ о них «позаботиться». Сортировкой не слишком увлекаюсь, только сортирую на fiction, non-fiction, поэзию. Есть отдельный большой шкаф с научной фантастикой — там хозяйничает муж. А вообще верю, что есть люди, которые любят организовывать информацию, а есть люди, которые любят искать. Среди книг я люблю искать — это возможность вспомнить и полистать что-то неожиданное, и это иногда важнее того, что ищешь. Впрочем, я слишком хорошо помню свои книги — настоящие сюрпризы, конечно, надо искать в магазинах и крупных библиотеках.
Что узнала, с тех пор, как в доме «поселилась» книжная коллекция: А я не помню себя без книг. Я выросла в квартире дедушки и бабушки, где тоже в каждой комнате были книжные шкафы или полки. Другое дело — возможность свободно выбирать книги. Но эту свободу я пока чувствую только с электронными книгами на английском — всегда есть и выбор, и место на виртуальной полке.
Когда узнала, что «подсела» на чтение: Может, когда впервые прогуляла школу, чтобы дочитать книгу? Бывало, так … А вообще у нас дома не любить читать считалось большим грехом. Поэтому выбора читать или не читать не было. Важнее фиксировать, что именно читаю, с каким уровнем понимания, для чего. Немного жалею о времени, когда читала не то и не так. Но все, что стоит прочитать, мы все равно не прочитаем, надо с этим мнением смириться — хотя я пока не совсем смирилась…
Теперь читает: Дочитываю «Between the world and me» Ta-Nehisi Coates. Начинаю читать «Oczyma dwunastoletniej dziewczyny» Janina Hescheles — воспоминания двенадцатилетней девочки, которая пережила Холокост во Львове.
Что дальше: Дальше я собираюсь в следующее путешествие и кладу в рюкзак электронную книгу Kindle. Ни один из шкафов в рюкзак не вмещается, сколько ними не хвались.
Кто здесь читает: Оксана Лущевская
Род занятий: детская писательница, переводчица, соучредитель блога о современной детской литературе «Казкарка», инициатор проекта «Крок уперед: Глобалізуємося разом із українсько-англійськими книжками-картинками».
Количество изданных книг: 20 книг для детей, сборник взрослого поэзии и сборник поэзии для детей, несколько рассказов для детей и различных (взрослых-детских) стихов в сборниках.
Местонахождение: город Мирамар, штат Флорида (временно).
Книжное пространство: Около года мои книги находятся, за неимением лучшего слова, в «библиотеке на колесах»: они лежат упакованные в чемоданы и ящики. У меня сейчас турбулентное время перемен, и это к лучшему. Некоторые из книг вытащила, потому что была в них потребность, остальные ждут своего часа. Раньше мои книги жили на полках и в шкафах, но им так часто приходилось переезжать по США в связи с моим обучением (магистратура, докторантура), так что они не залеживались на одном месте. Сейчас они находятся в режиме «on».
Количество книг: Постоянно меняется из-за частых переездов. Однако есть самые-самые, и они занимают восемь полок в два ряда. А еще прилагаются сверху. И, конечно, мигрируют по комнатам. У меня много книг на айпэде. Очень рада, что сегодня можно держать свою библиотеку компактно и портативно. Как говорил Иван Малкович, когда человечество будет лететь на другие планеты, будет точно знать, какое чтение с собой брать. Я еще не лечу на другие планеты, но частая смена локаций предусматривает полную готовность!
Характерные особенности: В моей библиотеке много книг-картинок и поэзии. Формат книги-картинки меня по-особенному интересует. Часто считают, что книжки-картинки только для детей, но это не так. Этот формат рассчитан на широкого читателя, на любителя книжного искусства на уровне изображения на уровне слова, а также на уровне истории. У меня любовь к этому формату — и профессиональная, и читательская. Я прошла много курсов о книжках-картинках и также писала диссертацию на эту тему. Особенно интересно видеть, как этот формат трансформируется в разных странах. Поэзия — это другая история. В моей коллекции преобладает украинская поэзия, но есть немного и американской, особенно мне интересны поэты-имажинисты (имажинисты от французского слова image, что означает «образ» — авт.).
Больше всего получает удовольствие от: Чтения вслух для близких людей и для детей!
Как заботится о растущей коллекции: Анализирую, что мне надо и для чего. Какие из книг имеют малые тиражи, и я могу не успеть приобрести. Что буду перечитывать вслух. Что нужно мне, как автору, в работе. Что очень хочется перевести.
А еще забочусь, чтобы книги моих самых-самых близких друзей были у меня, и желательно с автографами.
Что узнала, с тех пор, как в доме «поселилась» книжная коллекция: Хех, моя коллекция — «мигрантка». С ней я научилась выделять ближайшее и самое необходимое. Также я живу за океаном, вдали от родительского дома, благодаря этому поняла, каких книг из моего детства мне не хватает больше всего и какую суть они в себе олицетворяют.
Когда узнала, что «подсела» на чтение: Это произошло естественно, без особого осознания, благодаря многим источникам. Конечно, чтение началось в детстве. Мне много читали, и я много читала. Ходила в библиотеку. Как много девочек, переписывала стихи и пробовала писать сама. Но, по правде говоря, я всегда думала, что не очень люблю читать, хотя читала много. Странное какое-то ощущение, и сейчас удивляюсь ему.
Теперь читает: «Не надейтесь избавиться книг!» Умберто Эко. Читаю очень медленно. Несколько качественных рукописей для работы над нашими билингвами. Перечитываю «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. И начала повесть «Some Kind of Happiness» автора Claire Legrand, это для читательской группы «9-12».
Что дальше: Хочу сделать несколько книжных скворечников. Один возле дома. Другой — где-то еще. Надо будет как-то определиться с местностью. Меня интересует в частности такой скворечник, в котором читатели, до сих пор не знакомые с украинской детской литературой, смогут найти книжки-картинки или для чтения вслух (билингва или перевод), или для рассмотрения иллюстраций и визуального чтения. Поэтому мой акцент именно на книжки-картинки.
Кто здесь читает: Галя Ткачук.
Род занятий: Автор книг для детей.
Количество изданных книг: Девять, наверное. А именно «Гойдалка під кленом», «Тринадцять історій у темряві», «Вікно до собаки», «Найкращі часи», «Вечірні крамниці вулиці волоської» и другие.
Местонахождение: Киев, пятнадцатый этаж.
Книжное пространство: Мое книжное пространство — это весь Киев, я часто читаю в транспорте и — стыдно признаться — иногда даже хожу по улицам в наушниках, через которые приятный голос мне читает очередную книгу.
Количество книг: Неизвестное. На самом деле, в отличие от многих других писательских библиотек наша вовсе не показательна. По ней никак нельзя судить о вкусах нашей семьи. Лично я не люблю, когда книги лежат на полках. Хорошие детские издания, которые оказываются у меня, несу в библиотеку небольшой дружеской мне школы. И не только туда: я люблю дарить и отдавать книги.
Характерные особенности: Мой профиль в Goodreads гораздо более показателен, чем полочки книжного шкафа. Ведь я часто читаю электронные книги, слушаю аудиокниги, часто отдалживаю у кого-то для себе чтение … Я давно отказалась от идеи иметь все прочитанное при себе.
Больше всего получает удовольствие от: Чтения, как первого из этапов работы над книгой. В чтении вокруг определенной темы или жанра, или типа книг.
Как заботится о растущей коллекции: Стараюсь все сложить так, чтобы не сыпалось. Идею разложить книги по определенному принципу отвергнуто в прошлом веке как утопическую и бесперспективную.
Что узнала, с тех пор, как в доме «поселилась» книжная коллекция: Книги каждую ночь размножаются вегетативно. Поэтому, если вы не будете дарить их хотя бы ежемесячно, однажды с вашего шкафа вилезет книжный монстр — поглотит и вас, и ваш дом, и ваш город, и всю планету заодно!
Когда узнала, что «подсела» на чтение: Меня подсадили родители, они не дали мне выбора.
Теперь читает: Сейчас я с удовольствием начитываюсь детскими и подростковыми англоязычными книгами, подбираясь к тем темам, о которых мне самой интересно было бы писать позже.
Что дальше: На ноябрь у меня запланировано немножечко дальше продвинуться в теме альтернативного образования, образовательных методик для младших школьников.
Кто здесь читает: Аня Хромова.
Род занятий: писательница, переводчица.
Количество изданных книг: 5. А именно «Монетка / A coin», «Чат для дівчат» (один из авторов сборника), «Від війни плачуть» Тірца Атар (переводчик) и другие.
Местонахождение: Нетания, Израиль.
Книжное пространство: 2 шкафа.
Количество книг: 150-200, я так думаю, сложно сказать.
Характерные особенности: Коллекция, которая собиралась в школьные и университетские годы, нашла свое пристанище в одной из киевских библиотек. До сих пор с грустью вспоминаю некоторые книги, которые были у меня раньше. А книги, сейчас стоящие дома на полках, главным образом, — детские. Есть еще поэзия и альбомы, которые плохо придаются к чтению и рассмотрению в электронном варианте, и некоторые справочники. Прозаических книг на полках совсем мало, большинство из них нечитаемые.
Больше всего получает удовольствие от: Хороших книг, от плохих значительно меньше.
Как заботится о растущей коллекции: Детские книги покупаю постоянно и заказываю из-за рубежа. Когда выпадает съездить в Украину, всегда возвращаюсь с чемоданами, набитыми книгами. Очень люблю копаться в букинистической раскладке в городской библиотеке. Там время можно отыскать настоящие сокровища.
Узнала, с тех пор в доме «поселилась» книжная коллекция: Иногда найти на полках нужную книгу бывает очень сложно. И системы расстановки и сортировки не всегда помогают.
Когда узнала, что «подсела» на чтение: Когда мама сказала мне: «Может, ты бы хотела научиться читать сама? Я же не могу сидеть и читать тебе весь день с утра и до вечера».
Теперь читает: Жанна Слоновская «Дім з вітражем».
Что дальше: Очень многое хочется прочитать, большие планы.
Маричка Удуд
2 722 thoughts on “Взгляд изнутри: 5 украинских современных писательниц и их домашние библиотеки”