Литературная мастерская «Бартлби и компания» начинает цикл литературных лекций о жанре фантастика. Автор курса и лектор — литературовед Михаил Назаренко. Цикл с 8 лекций начнется 17 января. Лекции о космосе, фантастике XXI века, утопии, антиутопии и дистопии, о Станиславе Леме, братьях Стругацких, Урсуле Ле Гуин и других будут проходить раз в неделю.
Фантастика ХХ-ХХI веков настолько богата и разнородна, что, казалось бы, невозможно охватить ее основные векторы — но мы попробуем. Научная фантастика, фэнтези и их бесчисленные разновидности в литературе, кинематографе, комиксах: чем были эти жанры, чем они являются сейчас и куда движутся. И еще один важный вопрос: что из этого опыта может и должна перенять современная украинская культура.
АВТОР КУРСА И ЛЕКТОР
Михаил Назаренко — литературовед, критик, прозаик, переводчик. Под редакцией и с комментариями Михаила Назаренко выходили переводы книгДжона Краули, Терри Пратчетта, Артура Конан Дойла, а также графические произведения Нила Геймана и Алана Мура. В 2006-2013 годах Михаил Назаренко был председателем жюри литературной премии «Портал». Вместе с Татьяной Кохановской вел в журнале «Новый мир» колонку «Украинский вектор» (2011-2012), посвященную современной украинской литературе в историко-культурном контексте. Монография «Реальность чуда (о книгах Марины и Сергея Дяченко)» (2005) стала финалистом-дипломантом «АБС-премии». В 2007 году Михаил Назаренко получил поощрительный диплом «Еврокона» за сборник рассказов и повестей «Новый Минотавр». В 2008 году был отмечен наградой «Серебряный кадуцей» фестиваля «Звездный мост» в номинации «Критика, публицистика и литературоведение» за цикл статей о предыстории фэнтези «За пределами ведомых нам полей». В 2010 году повесть «Остров Цейлон» была отмечена премией Б. Н. Стругацкого «Бронзовая улитка». В 2014 году Михаил Назаренко получил премию имени Норы Галь за перевод рассказа Джона Краули «Миссолонги, 1824».
ПРОГРАММА:
17 Января / 19:00
«Садок вишневий» и «яблони на Марсе»
Тема космоса переживает время подъема и упадков — с чем это связано? Что ищут фантасты в других мирах — что-то принципиально другое и непостижимое или зеркало, как утверждал герой «Соляриса»? Какое видение человека и Вселенной предлагает фантастика XXI века? Нужна ли космическая тема украинской литературе — здесь и сейчас? Марсиане Велла, Брэдбери и Гайнлайна, космические войны Дока Смита и Эдмонда Гамильтона, «истории будущего» от Айзека Азимова до Джорджа Мартина, «новая космическая опера» Дэна Симмонса и Йена Бэнкса, кинофантастики от «Плана 9» до «Аватара» и «Прибытие» — и это еще не все.
24 января / 19:00
Внутренний космос и как в нем не потеряться
В начале 1960-х годов англоязычная фантастика обратилась от глубокого космоса к внутреннему миру человека, к подсознанию и коллективному бессознательному. НФ наконец побраталась с модернизмом и постмодернизмом — и смогла изобразить кризисное бытия человека XX-XXI веков. Энтропийные арабески Джеймса Балларда, паранойяльные мира Филиппа Дика, культурологические игры Роджера Желязны, Сэмюэля Дилэни, Йена Макдональда — и те закоулки «внутреннего космоса» украинцев, куда только начинают заглядывать наши фантасты.
31 января / 19:00
Утопия, антиутопия, дистопия: в каком будущем мы (не) хотим жить
Утопии, «места, которых нет», возникают неизбежно и регулярно. И так же неизбежно представляют свою ужасную обратную сторону. Великая традиция антиутопий ХХ века от Замятина до Брэдбери вовсе не исчерпала возможности жанра. На наших глазах вместо «миров, в которых хотелось бы жить», и «миров, в которых жить страшно», возникают сложные, а значит, и достоверные модели будущего, о котором можно сказать одно: оно будет не таким, как мы его представляем. От перенаселенной земли Джона Браннера к киберпанковскому «муравейнику» Уильяма Гибсона — и в дебри посткиберпанка Нила Стивенсона, не пропуская классики кинематографа («Метрополис», «Бегущий по лезвию бритвы» и т.д.). Анти / утопии работают как детекторы надежд и фобий — так взгляд на украинские произведения, написанные в этих жанрах, сможет многое сказать о состоянии и перспективах нашей культуры.
7 февраля / 19:00
С разочарованием, но не безнадежно
Станислав Лем, братья Стругацкие, Урсула Ле Гуин — наиболее интеллектуальные и эстетически способные фантасты нашего времени, ключевые фигуры польской, российской и американской фантастики 1960-х годов, значение которых со временем только растет. Насколько мы их знаем и чем они актуальны для нас? Что произошло с их произведениями при переносе на киноэкран?
«Бог существует время от времени, и периоды его отсутствия достаточно велики».
«Думать — не развлечение, а обязанность».
«В наших различиях — наша красота».
14 Февраля / 19:00
Фэнтези по ту сторону известных нам полей
Фэнтези, в отличие от НФ, легко прижилось в украинской литературе и на долгое время вытеснило едва ли не все другие формы фантастики. Почему так произошло и нужно ли оно сегодня? И наконец — что такое фэнтези?.. Знаменитые, но сравнительно мало известные у нас имена, которые формировали жанр: лорд Дансейни и Джеймс Бренч Кэбелл, Хоуп Миррлиз и Мервин Пик, а также Пол Андерсон, Питер Бигл, Ричард Адамс, не говоря уже о Роберте Говарде и Дж. Р. Р. Толкине. Судьба фэнтези в кинематографе: была ли жизнь до Питера Джексона?
21 Февраля / 19:00
Современное фэнтези: не Дж. Р. Р. Толкин и не Дж. Р. Р. Мартин
«Властелин колец» и «Игра престолов» были бестселлерами задолго до экранизаций. Оба произведения изменили не только жанр, но и западную литературу и культуру в целом. Однако есть другие, возможно, не менее важные пути, которым идет фэнтези. А прокладывают их Джин Вулф, Джон Краули, Роберт Голдсток, Гай Гэвриел Кей, культовые Терри Пратчетт и Нил Гейман — и перспективные авторы начала нового века. Какой опыт мы можем в них перенять?
28 Февраля / 19:00
«А все потому, что гвоздя не хватало!» Альтернативная история и почему мы в ней живем
Каким был бы мир, если бы история пошла другим путем? В какие времена возникает интерес к альтернативным историй? Какие ключевые «точки бифуркаций» в разных культур? Почему только в последнее время «альтернативки» начали появляться на экране (сериал «Человек в Высоком Замке»)? Что говорят исторические фантазии Джека Финнеема, Нила Стивенсона, Конни Уиллис не только о прошлом, но и о современности? И, наконец, какова роль «альтернативок» в формировании общественного сознания современных Украины и России? Война идет не только в пространстве, но и во времени.
7 марта / 19:00
Вне определений: что нам делать с фантастикой
Фантастика является важным культуросозидающим, а значит и фактором создания нации. Представляя возможное и абсурдное, желательное и нежелательное, перспективы и тупики, она позволяет выстраивать традицию и моделировать пути в будущее. Речь идет не только о фантастической прозе, но и о поэзии, драме, кино, живописи и таком синтетическом виде искусства, как комиксы. Обо всем этом — в последней лекции цикла, а особенно — о графических романах Алана Мура, Нила Геймана, Шона Тэна и других мастеров.
Курс состоит из 8 лекций. Встречаемся каждый вторник в 19:00 в большом зале Дома Мастер Класс по адресу:
ул. Б. Хмельницкого, 57-Б.
Информацию о стоимости лекций и регистрации ищите по ссылке.
Читать: Плоский мир Терри Пратчетта: как не заблудиться и не свалиться за Край
Читать: Макс Фрай: вершитель с 20-летним стажем
Читать: Время — это сила: 10 цитат ко дню рождения Натальи Щербы
9 thoughts on “В Киеве прочитают цикл лекций о фантастической литературе”