Что читают блогеры: Татьяна Лукинюк

Татьяна Лукинюк — генеральная директрисса Red Bull Україна, профессорка Киевской школы экономики и основательница книжного клуба Kyiv Bookworms Club. Об этом клубе мы уже писали в прошлом месяце. Теперь попросили Татьяну рассказать, какие книги произвели на нее сильное впечатление.

Чтение было частью меня столько, сколько я себя помню. Мне четыре года: мы стоим в очереди с моими родителями, по моему, за Лондоном и Дюма. Мне пять лет: я учу алфавит и никак не могу от букв и слогов перейти к чтению слов. Мне десять лет: я врезалась в столб, когда шла домой и читала на ходу. Мне пятнадцать: я читаю «Сто лет одиночества», облокотившись на дверь вагона метро, и не могу оторваться, пока не закрою последнюю страницу.

Я долгое время читала только бумажные книги. Пару лет назад у меня появился электронный pocketbook, а с прошлого года я полюбила аудиокниги. Ничто не погружает в сюжет книги лучше, чем задушевный голос рассказчика.

У меня есть своя собственная «иерархия» книг. На нижнем уровне находятся бизнес-книги, которые помогают решать тактические проблемы, «залатывать» дыры в организации бизнеса или отдельных функциях, предлагают новые способы управления. На среднем уровне – мировоззренческая литература, культурологические книги, публицистика, философские книги – которые помогают расширить горизонты и заглянуть туда, куда сам пока не дошёл. На высшем – художественная литература, которая помогает глубоко и многогранно познавать мир, себя и людей.

Потому мой топ в основном состоит из художественной литературы. 

Почти месяц я читала «Ворошиловград» Сергея Жадана. Почти месяц бесконечных вопросов относительно мотивов и чувств персонажей, историй и ее героев. Или антигероев. Почти месяц бесконечного удовольствия от слога, меткости наблюдений и тонкого юмора. Жадан искусно сочетает возвышенные размышления с вульгарной лексикой и искренне приправляет мистицизмом, который является выдающимся чертой для украинской литературы в целом.

На встрече Kyiv Bookworms Club мы пришли к выводу, что «Ворошиловград» — это восточноукраинская «Одиссея». Возвращение путешественника домой, которое неожиданно произошло в лихие 90-е в постсоветской Украине.

Это абсурдное, нелогичное, сумасшедшее путешествие, но преисполненное историй, которые оставляют кучу риторических вопросов, подвешенных ситуаций и непонятных поступков. Все именно так, как происходит в жизни. Отношения без понятного начала и четкого окончания. Черно-белая окраска книги со старинными фотографиями, городами-призраками и людьми-призраками, с безжалостным и беспорядочным отношением к жизни. Своей или чужой.

И капля вечности в самом конце: «Ми змушені рятувати тих, хто нам близький, не відчуваючи іноді, як змінюються обставини і як нас самих починають рятувати близькі нам люди. Мені здається, що саме так і має бути і що сама наша близькість зумовлюється спільними переживаннями, спільним життям і можливістю спільної смерті». Эта книга стала моим личным открытием мужской современной украинской литературы.

 В отличной бизнес-книге должно сочетаться две вещи: идея, которую можно быстро понять, и практические инструменты для её внедрения. Бинго! «Стратегия голубого океана» Рене Моборна и Ким Чана оказалась именно той самой бизнес-книгой, за которую мне не жаль отданных денег. 

«Единственный̆ способ победить конкуренцию — это перестать пытаться победить». Вот идея книги. То есть перестать бороться с акулами в конкурентном «алом» океане и выплыть в новый свободный «голубой». В центре этого перемещения стоит инновация ценности – предложение потребителю, которое представляет для него новую ценность, а не улучшенную версию старой. Цирк дю Солей как симбиоз цирка и театра. Вина Yellow Tail как пример открытия сегмента вин для массового, а не только нишевого, потребителя. 

Кроме примеров самих океанов, книга даёт принципы создания «голубых» океанов, инструменты оценки текущей конкуренции и её критериев, пересмотра границ рынка, а также посвящает несколько глав подходу к управления изменениями на практике. Это толковая маркетинговая книга, которая написана нормальным человеческим языком для владельцев бизнеса и топ-менеджеров, и действительно может помочь пересмотреть свои подходы и стратегии.

Ну и самое прекрасное, что голубые океаны могут создаваться в любой индустрии, как старожилами рынка, так и новичками. Вопрос только в фокусе и желании.

Я люблю читать книги и иногда смотреть по ним фильмы. Получить удовольствие и от первого, и от второго получается не всегда. «Чтец» принадлежит к счастливым исключениям. 

Основная тема автора Бернхарда Шлинка – это отношение «второго поколения» — детей тех, кто жил и работал во время расцвета фашизма – к позиции и действиям своих родителей. 

В конце 40-х в Германии 15-летний Микаэль влюбляется и переживает первые сексуальные опыты с женщиной значительно старше себя. Ханна хороша собой, уверенна, очаровательна, она нежно к нему относится и называет его «малыш». Она умело, сознательно и совершенно обворожительно вводит его в мир взрослых отношений. Она – бывшая надзирательница концлагеря, которая отправляла заключенных на смерть. Трагедия «второго поколения» — бесконечный конфликт между любовью к своим родителям и непониманием и осуждением того, что они совершили – такова дилемма Микаэля. 

Эти отношения становятся для него своеобразной вершиной, на которую он пытается вернуться всю свою взрослую жизнь, но которая бесконечно ускользает от него. Книга о двух людях, для которых война продолжала оставаться реальностью. В 180 страницах волшебным образом Шлинк поместил и трогательную живую историю отношений, и рассуждения о природе нацизма, о встрече с собой и с тем, что ты совершил, которую пережить невозможно. 

Я уже читала постмодерниста Фаулза, и у меня были высокие ожидания относительно «Волхва». Они целиком оказались оправданы. Толстенная книга в 700 страниц “мелким почерком” была прочитана за полтора дня. Я просто не могла оторваться.

Маленький остров в Греции становится сценой постановки невероятного масштаба. Триллер, игра, клетка, судьба, зеркало, откровение, мотивы, желания, чувства, личность. Фаулз сплетает вопросы человеческих отношений, смерти, страстей, страхов и поиска себя в тугой узел эмоций и адреналина. Бесконечное ощущение, что мы — марионетки в огромном театре, которым управляет великий кукловод по имени Бог. 

Два человека – отец и сын. Они идут по земле, которая по жуткой прихоти автора, стала бесплодной. Они ищут пропитание, избегают других выживших людей, которые превратились в хищников, и одновременно решают сложную дилемму: как выжить в мире, который хочет твоей смерти, и остаться людьми.

Страшная фантазия, которая задевает самые глубокие струнки человеческой души.

Эльсе 7 лет, скоро 8. У неё есть мама, которая живёт с бойфрендом Джорджем в зеленых беговых шортах и беременна. Папа, который живет с новой девушкой Лизеттой. И бабушка, у которой есть две суперспособности – спасать чужие жизни и выносить мозг. 

Бабушка – супергерой с дисфункцией. За Эльзу бабушка готова на всё. Например, разнести кабинет директора школы (и теперь тот зовёт её «Воландеморт»). Или получить запрет на приближение к зоопарку, потому что бабушка решила развлечь Эльзу, полезла туда ночью через забор, а потом бросала в полицейских грязью и кричала «получай дерьмом по роже». В общем, такая бабушка нужна каждому, как вы понимаете. Сама Эльса «из тех детей, которые рано поняли, что по жизни лучше идти со своим саундтреком». Поэтому Эльсу не любят и обижают в школе. Зато у нее есть целое королевство Миамас, которое придумала для неё бабушка. Оно населено принцами и принцессами, тенями и огромными ворсами – мощными но добрыми собаками. По мере сюжета вдруг оказывается, что принцы и принцессы могут жить в соседних квартирах и переживать свои истории. Испытывать трагедии, справляться с трудностями, избегать опасностей или погружаться в алкоголизм.

Невероятно трогательная, поражающая в самое сердце история Эльсы совершает немыслимые повороты, изменяет судьбы и совершенно точно вселяет веру в будущее.

Потому что, как говорит сама Эльса: «Жизнь ведь она такая – невероятно сложная и очень простая одновременно. Для того и существуют статусы Фейсбука».

Как многие великие американские книги – эта книга о дороге, постоянном движении и великом пути открытий.

Джанет Уоллз пишет о своем собственном детстве, которое она провела с родителями-бомжами. Они не могли найти своё место в жизни, осесть и заняться делом, чтобы быть как все. Не могли и всё. И Джанет испытала все прелести бедной голодающей семьи «на колесах» в сопровождении эксцентричных родителей и выживающих брата и сестры. 

Герои Уоллз – полнокровные, яркие, живые персонажи, которых легко представить за строками её книги. Их поступки, приключения – иногда забавные, иногда опасные – включают полный спектр эмоций – от жалости и отвращения до искрящегося громкого смеха.

И отдельно – голос подростка Джанет – которая рассказывает историю. Бесстрастный, безоценочный, который без осуждения или морализаторства рассказывает историю своего собственного детства. Ничего личного, только факты. И от этого – постоянный мороз по коже.

После прочтения «Фелiкс. Австрiя» меня распирало от гордости за украинскую литературу.

Удивительная, полная трагизма и юмора история дружбы, любви и ненависти двух женщин, которая происходит в преддверии Первой Мировой войны и краха Австро-Венгерской империи.

София Андрухович потрясающе легко и живописно рисует картинки из жизни небольшого галицкого города Станиславова. Я бы сравнила ее умение погрузить в историю с мастерством Дины Рубиной. Узорный язык, характерный диалект, тщательно вылепленные герои – книга совершенна со всех сторон. 

Я прочитала все книги Гладуэлла и являюсь его искренним почитателем. Я ценю публицистические книги, которые написаны четко, коротко, конкретно и дают пользу. Это все относится к Гладуэллу в полной мере.

Его журналистский стиль написания – легкий и информативный – удерживает внимание читателя даже при повторении и подчеркивании мыслей, которые уже звучали.

«Переломный момент» — книга о том, как маленькие вещи, бренды, тренды становятся большими – другими словами, как работает «сарафанное радио» и «лидеры мнений». В книге описаны три закона для наступления такого момента. Закон «Избранных» — нужны люди, которые продвинут ваше сообщение (тренд). Закон “Прилипчивости” – насколько запоминающимся является сообщение, которое нужно донести. Закон «Силы контекста» — в каких ситуациях правильно делать сообщение.

Книга написана лет 15 назад, но по прежнему актуальна – а это уникально в мире бизнес-литературы. И к тому же – книга не гарантирует успех, но гарантирует, что у вас будет понимание и инструменты для его достижения. И тут уж дело за вами. 

Ромен Гари «Обещание на рассвете» (Симпозиум, 2015, пер. Елена Погожева)

Ромен Гари – литературный мистификатор, лётчик, боец французского Сопротивления, кинорежиссёр и дипломат. Единственный автор, дважды получивший премию братьев Гонкур – высшую литературную награду Франции. По правилам премия вручается один раз, так что второй раз он получил её, инсценировав существование алжирского писателя, живущего в Бразилии, Эмиля Аджара. О чём стало известно лишь после его смерти.

«Обещание на рассвете» — автобиография Гари, насколько можно ожидать правдивой автобиографии от человека, который всю свою жизнь создавал вокруг себя мифы. Книга-посвящение матери, которая рассказывает о детстве и юности автора. Мать предстает перед нами фигурой невероятной, которая балансирует на тонкой грани между гениальностью и настоящим безумием. Одинокая, импульсивная, часто нуждающаяся и потому предприимчивая. Готовая разорвать любого, защищая своего сына. Жить с ней очевидно невыносимо, но победить её невозможно.

Натерпевшись бед в своих скитаниях между Литвой, Польшей и Францией, мать Гари рассматривает своего сына как воплощение всех её несбывшихся мечт. Сын-гений. Сын-дипломат. Сын как happy end. Сын как проекция успешного сильного мужчины, с которым она не смогла быть в реальной жизни. Гари просто не мог подвести мать. «Ты будешь носить английские костюмы», — говорила мне мать. И я ношу английские костюмы, хотя ненавижу английский крой.»

Вера матери привела Ромена Гари к тому, что мы называем «успехом» в нашем мире. Он стал знаменитым писателем, успешным дипломатом, он женился на кинозвезде. А потом 2 декабря 1980 года, в возрасте 66 лет, Ромен встретился со своим издателем, обсудил планы на будущее, пообедал, затем вернулся домой, лег на кровать и выстрелил себе в рот. Оставив витать в воздухе вопрос: стоит ли жизнь одного счастливого ребенка всех гениальных произведений его жизни?

Роман, который задает вопросы и осмысливает множество тем. Вес судьбы одного человека, когда в кипящем котле и хаосе сталинских репрессий гибнут сотни тысяч. Сохранение человечности, когда обстоятельства требуют жестокости. Культура, как единственный якорь, который удерживает тебя на поверхности в реке отчаяния.

И все это через историю, в которой невероятными поворотами судьбы в глухой Сибири на берегу Ангары основывают коммуну и выживают преданный коммунист, неграмотная крестьянка, гениальный доктор, ссыльный художник, питерская интеллигентка, вор и многие другие люди, миры и пути которых при нормальных обстоятельствах никогда бы не пересеклись. И тем не менее они оказываются вместе. И это даёт возможность выжить, обрести новые смыслы и открыть неожиданные возможности следующим поколениям.

Книга, которая дарит надежду. Потрясающее чтение. 

(Visited 1 191 times, 1 visits today)
Тетяна Гонченко
Тетяна Гонченко
Редакторка блогу в Yakaboo.ua. Маю в житті чотири пристрасті: журналістика, подорожі, література і котики. Тож багато пишу, багато їжджу по світу, багато читаю і маю двох котиків. Зрештою, ці сфери тісно пов’язані: хороший журналістський текст – це теж література. А книги – це ще один спосіб подорожувати. Котики ж прекрасні самі по собі.
https://www.facebook.com/atanoissapa