Бывают книги, в которых больше вопросов чем ответов, и «Розмальована вуаль» является одной из них. Чем глубже погружаешься в текст, тем сильнее ощущение, как удалось нащупать нечто похожее на разгадку. На самом деле все совсем наоборот: ответы не формулируются, а количество вопросов хаотично увеличивается. И даже тогда, когда прочитанная книга спокойно стоит на полке, несобранные вместе мысли досаждают и смущают.
Сомерсет Моэм, популярный британский писатель середины ХХ века и автор романа, успел за свою жизнь немало. Он пробовал себя в разных жанрах, при этом пользуясь постоянным успехом у читателей. Но даже несмотря на объем и разнообразие написанного, «Разрисованной вуали» удается занять особое место среди всех его романов, пьес, рассказов и путевых очерков.
Во введении Моэм честно признается, что персонажи списаны с реальных людей, а декорации подсмотрены во время поездки в Китай. Тем не менее история возникновения текста завораживает. Если верить автору, его вдохновили строки из «Божественной комедии» Данте, прочитанные во время студенческих каникул. Всего лишь несколько строк и… около тридцати лет размышлений над ними понадобилось для разработки сюжета. После такого признания становится как-то неудобно жаловаться на недомолвки и чувство неопределенности, который остаются за закрытой книгой.
Размытость читательских эмоций полностью гармонирует с внутренним состоянием главной героини. Несбывшиеся ожидания матери, замкнутый в себе человек, неконтролируемее влечение к эгоисту-любовнику в один момент разрушают удобный мир инфантильной Китти. Все, чему ее учили — быть красавицей-женой, пустой и зависимой от мужа. Теперь, растерянная и не способная мыслить самостоятельно, она ждет кардинальных внутренних трансформаций. Вот только проблема в том, что обстоятельства не меняются. Менять придется саму себя.
“Вона очікувала сама не знати чого – якоїсь казкової метаморфози, що перетворила б її на іншу людину, а коли глянула на себе в дзеркало, розгубилася, побачивши в ньому ту саму жінку, що й раніше”
Несмотря на все размышления и обещания, она продолжает ошибаться и возвращаться к тому, от чего совсем недавно отрекалась навсегда. Ее уверенность, что все будет по-другому, не вызывает ни доверия, ни симпатии. Вместе с тем Китти удается четко осознать себя настоящую и не приписывать себе тех качеств, которых ей придают окружающие. Абсолютная открытость перед собой превращает слабую героиню в центральную фигуру романа и эта метаморфоза по-настоящему красива.
Красота — движущая сила этой книги.
То, благодаря чему Моему удается со знакомой жизненной ситуации создать по-настоящему глубокий текст. Она вплетается в диалоги персонажей короткими, незаметными на первый взгляд репликами и делает проблемы менее значительными. Проявляется окружающими пейзажами, удушьем китайских улочек и простыми искренними разговорами.
Стоит отметить, что украинскому изданию от «КСД» удалось вывести предложенную Моэму линию красоты за пределы романа. Созвучная интонациям книги обложка, отдельные иллюстрации, глубокий синий цвет колонтитулов — необязательные, но очень приятные визуальные детали. Тот случай, когда издание не просто добавляет тексту физической формы, но и гармонично его дополняет. Не хватает одного — упомянутого несколькими абзацами выше авторского предисловия. Все-таки история возникновения «Разрисованной вуали» наталкивает на мысли о возможных интерпретациях названия и идеи книги.
«Разрисованная вуаль» запросто могла бы стать одной из многих рассказов о ряде совершенных ошибок и неоправданных надежд. Романом о супружеских изменах и том, насколько далекими могут быть формально близкие друг другу люди. Зато реальности удается скрыть недостатки с тонкой вуалью сюжета, а полный метафор текст наполняет прозаическую историю поэтичностью и красотой.
“Мені здається, що на наш світ можна дивитися без огиди тільки завдяки красі, яку і колись, і тепер люди витворяють із хаосу. Завдяки картинам, які вони малюють, музиці, яку вони складають, книжкам, які вони пишуть, і життям, які ведуть. І найбільше краси – у гарно прожитому житті.”
Понравится читать тем, кто любит красивые тексты, не прочь окунуться в свои мысли или хочет добавить немного меланхолии в свою жизнь.
Ирина Володько
17 thoughts on “Разрисованная вуаль: причудливые кружева банальных историй”