«Білий попіл» Иллариона Павлюка — произведение довольно необычное для современной украинской литературы. Во-первых, у него неожиданный жанр, во-вторых — интригует и захватывает с первых страниц. Есть по этому поводу #ДвіДумки.
Обозревательницы
Виталина: среди всех игр, пожалуй, больше всего люблю игры с известными сюжетами. А если они еще и приправленные «гоголевщиной», то и лишний раз звать не надо — от таких текстов меня за уши не оттащишь.
Юля: кому-то для того, чтобы отдохнуть, нужны книги о добром и вечном, я же лучше перезагружаюсь с добротными триллерами.
Он жив, Вий жив?
Виталина: мне кажется, «Білий попіл» — роман, который может озадачить читателя на любом этапе знакомства, начиная уже с описания. Я вот долго колебалась, браться ли за него, ведь нуарные детективы не относятся к моих самым любимым жанрам. И первые несколько страниц в стиле ретро-детектива с подпольными картежниками, драками, побегами и погонями не слишком вдохновляли. Но что началось потом! Вот тебе — Хома Брут, вот тебе — барышня, что встала из гроба, вот тебе расследование мистического убийства, вот странные верования крестьян, живущих рядом с вратами Ада … И я поняла, что будет ой как интересно! А тебя, Юля, «Білий попіл» тоже озадачил?
Юля: почему-то, когда знакомилась с аннотацией, решила для себя, что книга описывает современные события. Не насторожило ни слово барышня или семинарист, ни то, что мистические события происходят на хуторе. Поэтому сначала не могла понять, в каком веке оказалась, но точно не во времена, когда наука опровергла почти все чудеса, которые время от времени все же случаются.
Белый Пепел — место, где все засыпает белым порошком, где мел бережет от злого, где белая немощь уничтожила множество людей. Там пьют живую воду, а моются мертвой, иначе не миновать беды. А еще водится собственное чудовище с длинными пушистыми ресницами, которое придет к каждому кто не поверит в то, что его надо остерегаться.
Тарас Белый VS Белый Пепел
Юля: Илларион Павлюк создал колоритного главного героя: зрелого мужчину без рода и племени, фокусника и сыщика, который не помнит ничего до тех пор, пока не очнулся однажды на берегу реки среди табора цыган. Ловкость рук и никакого мошенничества, но Тарас Белый может раскрыть практически любое преступление. Именно поэтому к нему обращается богатый Сотник, который хочет найти убийцу единственной дочери — семинариста Хому Брута.
«И ты, Брут?» —почему-то сразу подумалось мне, но мы не говорили бы о авантюрный детектив в стиле нуар, если бы эта история была такой простой и линейной. Белый Пепел, куда за несколько дней отправится Тарас, прячет столько тайн, что начинаешь сомневаться, а хотят ли заказчики, чтобы детектив-наемник все же докопался до сути.
Виталина: на самом деле они друг друга стоят — то есть, этот персонаж и локация, в которую он попадает. И у первого, и у второго — целый сундук секретов, которые они прячут не только от чужих, но и от самих себя. Кто эта красивая девушка, которая приходит к детективу во сне? И кто тот таинственный незнакомец в белой вышиванке, что время от времени спасает его из передряг, чтобы втянуть в еще хужие? И почему жители хутора живут, словно какая-то странная секта, где Божьего гнева боятся меньше, чем гнева Вия, рисуют белые круги, чтобы защититься от зла, и, как в народной сказке, имеют живую и мертвую воду? Когда все замочки на сундуке откроются и все секреты выйдут наружу, вы увидите, что некоторые из них более потрясающие, чем ваши самые смелые предположения.
А было ли преступление?
Виталина: поднимите мне веки — я хочу дочитать этот роман, — почти по-Вийски мысленно взмолилась я, когда перевалило за полночь, а оторваться от текста оказалось выше моих сил. Мятежный, запутанный и изысканно выписанный роман Иллариона Павлюка стал для меня удивительным открытием. То, как он переиграл мой любимый гоголевский сюжет, вызывает удивление и восхищение. Пригласив читателя в путешествие к Белому Пеплу, автор проводит его сквозькрутые виражи, где за каждым поворотом видишь совершенно новую картинку, а на свет Божий выходят неожиданные обстоятельства (намеки на которые встречаются раньше по тексту, но вычитать их почти невозможно, если нет ключа, не знаешь о главном секрете).
Юля: Тарасу очень трудно найти следы преступления, поэтому время от времени возникает логичный вопрос: а была ли барышня? А было ли преступление? И правда скрывается в сумерках сознания одного из персонажей (больше не скажу, потому что это будет мегаспойлер). Должна признать, что Иллариону Павлюку удается запутать так, что догадаться, как все начиналось, невозможно. Кланяюсь, прекрасная работа.
Кстати, «Білий Попіл», который вышел в «Видавництві Старого Лева» — это качественный перевод Михаила Брыныха, настолько органичный, что упоминание в благодарностях меня очень удивило. И все же надеюсь, что Илларион Павлюк следующую книгу напишет на украинском.
Кому стоит прочесть
Юля: поклонникам мистических детективов, тем, кому нравятся гоголевские сюжеты.
Виталина: а также тем, кто любит искать рациональные объяснения для сверхъестественных историй.
Кому не стоит читать
Виталина: тем, кто вариации на тему известных сюжетов расценивает как плагиат.
Юля: уж слишком рациональным персонам, которые не желают всей этой чертовщины.
Похожие книжки
Юля: конечно же, гоголевские ужастики с «Вієм» во главе, произведения Эдгара Аллана По, а еще Стефан Грабинский «Саламандра», Керстин Гир «Зільбер. Перша книга сновидінь».
Віталіна: «Веди свій плуг понад кістками мертвих» Ольга Токарчук, «Голова Мінотавра» Марек Краевский.
Читать: Илларион Павлюк: «Желание стать писателем появилось еще в 10 лет»
Читать: Илларион Павлюк: «Желание стать писателем появилось еще в 10 лет»
383 thoughts on “«Поднимите мне веки — я хочу дочитать этот роман». #ДвіДумки: «Білий попіл» Иллариона Павлюка”