Когда невозможно что-то выразить обычными словами, искусство становится языком: рецензия на книгу «Зоряна ніч Ван Гога та інші оповіді»

Силуэты кипарисов на переднем плане, город и горы — вдали, а над всем — мерцающая, пульсирующая небесная пелена: полумесяц и одиннадцать огромных звезд… Уникальное сочетание различных оттенков синего и желтого, зеленого, коричневого и черного цветов… Это — «Звездная ночь», знаменитая картина голландского художника Винсента ван Гога, написанная им в июне 1889 года во время пребывания в больнице для душевнобольных. Гениальное произведение, которое до сих пор завораживает и вдохновляет, побуждает к размышлениям и поиску новых, скрытых символов. Именно эта картина и упоминается в названии удивительной книги, призванной познакомить детей с историей искусства, которому — только представьте! — уже 40 тысяч лет.

Искусство как магия

Собственно, древнейшим произведением искусства, которое сохранилось до наших дней, считается фигурка, известная как Человеколев, найденная в пещере Штадель, на территории современной Германии. Высотой 29,6 см, из бивня мамонта, вырезанная острым камнем с поразительной для тогдашних людей, а именно людей последнего ледникового периода, скурпулезностью: ​​за ее созданием было проведено не менее 400 часов! «Ця людина не допомагала родині полювати чи готувати, втім її робота була теж досить важливою. Вона перетворювала невидиме почуття у предмет, на який можна було подивитись, який можна було потримати в руках. Таке створіння – напівлюдина і напівлев – могло лише комусь наснитися. Як іще можна було побачити такого звіра?». Согласитесь, у древних людей, наверное, и слова такого не было как «искусство» и преобразования идей и мечтаний в изображение и предметы для них, вполне вероятно, казалось настоящей магией. Но и в наше время сочетание невидимого жизни человеческих мыслей и чувств с внешним миром не лишено таинственности, а каждое новое его проявление — это еще одна попытка оставить свой след в этом бренном мире. 

Современное искусство: магия крышечек, или Даже мусор можно превратить в что-то красивое

Однажды Эль Анацуи подобрал с земли металлическую крышечку: на ней были голубые оборки по краю, а в центре — голубой круг с изображением серебряной звезды. Ему, уроженцу Ганы, находка напомнила символ с adinkra — системы знаков и форм, которой пользуются африканские художники, рисуя их на стенах, предметах быта или ткани. Например, знак, похожий на деревянный гребешок, duafe, означает «красота», а знак osram ne nsoromma — солнце и полумесяц под ним, подобный колыбели — «любовь и гармония». Эль Анацуи начал собирать тысячи крышечек, соединяя их проволокой между собой в моноблоки, похожие на металлические коврики, дальнейшее сочетание которых и создает рисунки со знаками adinkra — уникальные произведения ныне уже известного на весь мир художника. Его работы — образец того, как с помощью магии (пере) создания можно вдохнуть жизнь в то, что еще вчера было хламом, выражая таким образом свои чувства относительно мира, в котором мы живем, и в который раз занимаясь поиском ответа на вопрос «что значит быть человеком ». 

«В истории есть много пробелов, которые только ты можешь заполнить своим воображением»

Автор этой книги — британский искусствовед Майкл Берд — пересказал историю искусства для детей, подав ее в серии рассказов. Имена людей, названия мест и произведений искусства, даты и исторические события — все факты сплелись в 68 полностью вымышленных историй, на создание которых автора вдохновили жизнь и творчество различных художников. Цитаты героев вымышленные, только если это и правда не указано. Почему же автор прибег именно к форме повествования?

«Слово історія звучить, наче все вже закінчилось, всі події уже в минулому. Але я відчуваю мистецтво по-іншому, немає значення, чи це малюнок на стінах храму чи в інтернеті – мистецтво живе! Бо оповідь, навіть якщо знайома, відбувається тут і зараз, у нашій уяві. Можливо, ти знаєш, що буде далі, але, здається, наче все відбувається вперше».

И, знаете, с этим трудно не согласиться. Правда ведь? 

Тематически похожие книги

Иван Малкович «Ліза та її сни», Наталья Космолинская, Ирина Магдыш «Гра в музей», Франсуаза Барб-Галль «Як розмовляти з дітьми про мистецтво», Франсуаза Барб-Галль «Як розмовляти з дітьми про мистецтво ХХ століття», Майкл Берд «100 ідей, що змінили мистецтво». 

(Visited 201 times, 1 visits today)