В сердце моря ледяного

Вкус приключений — то, что дети наибольше любят в книгах и то, чего часто не хватает взрослым, особенно если они отучились читать. Но иногда достаточно просто увидеть красивую книгу, чтобы предчувствие приключений, пусть даже и на бумаге, захватило и не отпускало до последней страницы!


Об Уильяме Грилле


Уильям Грилл — британский иллюстратор, творчество которого в Британии и США считают открытием последних лет. Благодаря особой карандашной технике художник выработал стиль, позволяющий рассказывать о масштабных событиях сквозь призму простоты и художественной наивности.

Книга «Антарктична експедиція Шеклтона» (Затерянные во льдах. Экспедиция Шеклтона) — это рассказ об известном путешествии полярного исследователя Эрнеста Шеклтона и членов экипажа корабля «Эндьюранс», мечтавших добраться до Южного полюса, однако потерпев крушение, потеряли корабль и связь с миром. Только благодаря невероятной силе духа и щепотке удачи им удалось спастись.


Иллюстрации, как творческая насмешка


Издание нельзя назвать исчерпывающей приключенческой историей, текст вообще играет здесь вторичную роль. Главный инструмент повествования — иллюстрации, которыми автору удалось передать атмосферу подготовки экипажа к путешествию, будни на корабле, блуждания антарктическими льдами, поиски спасения и несокрушимость силы воли капитана. Именно язык картинок и делает эту книгу особенной. Примечательно, что обычно документальные книги иллюстрируют фотографиями, а субъективным творческим поискам художников издатели доверяют художественные произведения. Однако Уильяму Гриллу удалось создать документальную книгу, в которой текст звучит как лаконичная справка, а рисунки пробуждают воображение и дописывают эмоции и впечатления о том, что могли видеть и чувствовать бесстрашные покорители Антарктиды. Похоже, что субъективность изображения Грилла — это творческая насмешка над беспомощностью документального повествования, средствами которой невозможно рассказать увлекательную историю.

Читать: Путешествие Шеклтона: пересказанный сюжет в современной художественной манере

Вот почему большое достижение книги — в провокации к размышлению. Читатель, несомненно, захочет узнать Шеклтона больше и утолит жажду знания благодаря фильмам и многочисленным статьям. Но приведут к этому картинки под ретро, рисунки-развороты, искусно выполненные карты, детализированные персонажи (художник нарисовал всех членов экипажа, сделав их узнаваемыми, он не обошел вниманием даже всех собак, которые Шеклтон привлек к путешествию!). Нечего и говорить об оснащении корабля: читатель узнает и о материале, из которого сделали «Эндьюранс», и об особенностях его структуры, и о припасах… Страницы пестрят мелкими рисунками, но в книге одновременно много воздуха. Больше всего поражает разворот, где среди ледяной бесконечности теряется крошечный кораблик с отважными путешественниками на борту…


Для взрослых и маленьких победителей


Хотя самая близкая аудитория книги — дети, на самом деле она понравится и взрослым. Там, где дети увидят приключение, взрослые узнают символическую картину жизни. Интересным мировоззренческим моментом является то, что, по сути, в книге героизировано неудачную экспедицию. В смысле, что корабль потерпел крушение, и цели — добраться географического Южного полюса — экспедиция не достигла. Однако самое интересное в экспедиции, как и в жизни, — сама дорога и путь преодоления трудностей. И вкус приключений и опасности, из которых рождаются победители.

Читать: Лекарство от зимы: Ульф Старк, приключения Шеклтона и Сельма Лагерлёф


Татьяна Синеок

(Visited 204 times, 1 visits today)