Журналистка и соучредитель проекта «Заборона» Екатерина Сергацкова рассказала блогу Yakaboo, какие книги произвели на нее сильное впечатление.
Я постоянно читаю. Только нахожу время, свободное от редакционной, организационной и собственно журналистской работы, бегу читать. Каждая минута стоит чтения. У меня много книг, каждый месяц покупаю 10-15 книг.
Читаю я очень разные книги — по жанрам, форме, содержанию. Любимое — моя коллекция комиксов, или графических новелл. В комиксы меня влюбил сначала Тинтин — серия комиксов бельгийского художника Эрже 30-х годов о вымышленном репортере-детективе, который попадает в странные ситуации, расследуя международные преступления.
А потом я познакомилась с графической новеллой «Маус» — комикс-рассказ Арта Шпигельмана о его польской еврейской семье, которая пережила Холокост, очень трогательное произведение, от которого ты не можешь оторваться. Не зря он получил Пулитцера — впервые Пулитцера получил комикс. После этого я начала покупать социально-политические графические новеллы, и сейчас в коллекции — примерно 350 таких комиксов, в основном документальных.
Я миксую чтения литературы по урбанистике как способу познавать пространства — публичные, личные, мнимые, — комиксы, исследовательские книги (в основном — исследование радикальных движений, революций, феминистских движений, движений за равенство), фотокниги и артбуки (в смысле книги художников) и путеводители. Например, у меня есть все книги издательства «Основи», потому что они подпадают под все мои интересы. Среди них — исследовательские книги Decommunized: Ukrainian Soviet mosaics, Искусство украинских шестидесятников, серия путеводителей по украинским городам Awesome. Поддерживаю и покупаю Украинский нон-фикшн в «Темпорі» и «Човні». Для каждого жанра нужен свой ритм чтения, своя атмосфера и внутренняя жажда определенного нарратива.
Австрийский немец исследует развитие памяти о травматических событиях. Самая интересная история — его личная история: когда он был студентом, обнаружил, что вся его семья была нацистами, а отец вообще командиром бригад смерти — убивал людей, и погиб, когда пытался убежать от суда. Он описывает процесс поиска фактов прошлого десятилетия спустя, это такой детектив, который поднимает вопрос о нашей современности и о не проговоренных темах.
Риад Саттуф, графическая новелла «The Arab of the future» (Metropolitan Books, 2015)
Наполовину сириец, наполовину француз описывает в комиксе свое детство и взросление в странах Ближнего Востока, свое понимание или непонимание правил, по которым живет мир части его семьи. Книга о пути человека, живущего на пересечении различных культур и пытающегося выбрать свое будущее.
Ги Делиль, комикс «Jerusalem» (Drawn and Quarterly, 2012)
Ги Делиль — бывший мультипликатор, канадский француз, несколько лет назад начал рисовать комиксы о своей жизни в разных странах «третьего мира», куда ездит работать его жена. Иерусалим — одна из таких книг комиксов, где он описывает повседневность конфликтной территории, где он, который живет вместе с двумя маленькими детьми, пытается приспособиться или избежать выполнения общественных и государственных правил. Например, что делать, когда ты едешь с детьми машиной за навигатором, но по дороге возникает стена.
500-страничное исследование, основанное на документах из жизни Гитлера в Австрии — до того, как он ушел в армию и стал диктатором. Можно составить реалистичный, подробный портрет человека, который после ряда неудач стала ненавистником человечества.
Холокост — одно из важнейших, самых трагических событий, которые произошли в прошлом веке. Философша Арендт рассказывает о Адольфе Эйхмане, которого называют архитектором «последнего решения еврейского вопроса» и который оказывается человеком без особых черт. Рассказ построен на фактаже суда над Эйхманом, который проходил в Иерусалиме после того, как израильская разведка выкрала его из Аргентины спустя годы после его побега.
Еще одна очень важная книга о тирании, преступлении против человечества и памяти об этом.
Сегодня в Украине многие говорят об этнических цыган. Происходят погромы, всех ромов маркируют как преступников, неспособных к социализации. В книге репортажей Хаус рассказывает о ромах в Словакии и на постсоветском пространстве: как они живут, которые существуют кланы, как они действуют между собой и с государством, и как борются с отношением к себе как к людям «третьего сорта», который нужно поселить в гетто.
«Расчеловечивание» — это то слово, с которым Украина, кажется, познакомилась только когда началась война в Донбассе. Книга исследовательницы Батлер — о том, как фреймируют, или маркируют, мирное население во время вооруженного конфликта разные стороны, государства, СМИ.
Иногда обращаюсь к этой книге чтобы сравнить впечатления.
Философский труд Вирно о современном обществе и категориях, в которых оно сегодня существует, сквозь концепцию постфордизма. Он говорит о том, что на смену традиционному обществу пришли разнообразные «множества», которые действуют по разным правилам и иным образом строят свою идентичность.
«Персеполіс» — это документальный комикс об авторке, Маржан, и ее жизни во время «исламской революции» в Иране и вынужденной иммиграции в Австрию, где она пытается быть собой в другом мире, но все равно не чувствует себя как дома. Думаю, что сегодня эта новелла очень хорошо иллюстрирует то, что чувствуют украинские вынужденные переселенцы.
477 thoughts on “Что читают журналисты. Катерина Сергацкова”