Как выжить, когда везде чувствуешь себя чужой: рецензия на книгу «Персеполіс» Маржан Сатрапи

«Персеполіс» — из тех книг, вокруг которых долго ходишь кругами, облизываешься, смотришь, а потом покупаешь и думаешь «Ну и почему я раньше этого не сделала?».

«Персеполіс» Маржан Сатрапи — это большой, красивый и недешевый графический роман. Держать эту книгу в руках приятно, прочитываешь за несколько часов, а потом еще долго любовно смотришь на ее корешок, каждый раз проходя мимо книжной полки. Мир заценил этот социальный комикс еще в 2000 году. С тех пор его перевели на десятки языков, а в 2007 году Маржан Сатрапи в сотрудничестве с художником и режиссером Венсаном Паронно сняла по его мотивам полнометражный анимационный фильм, получивший более 30 профессиональных кинонаград, среди которых — Каннского фестиваля. В Украину волна дошла только в прошлом году — благодаря издательству «Видавництво». Если на Западе этот роман издавали в двух томах, то у нас он вышел одной книгой: все удовольствие под одной обложкой.

Это автобиографический роман, в котором французская писательница иранского происхождения Маржан Сатрапи рассказывает о своей жизни — начиная с раннего детства в Иране. Сейчас автору 49. Она с детства жила в Тегеране, выросла в прогрессивной (как для Ирана) семье, училась во французском лицее, а когда началась война и дома стало слишком опасно, родители отправили ее учиться в Вену. 

Вы узнаете, как Сатрапе адаптовувалась к жизни в Европе и как ее воспринимали местные (спойлер без насмешек и травли не обошлось). Не выдержав не слишком положительного отношения и одиночества, девушка возвращается домой, но понимает, что уже изменилась, поэтому на родине она уже тоже чувствует себя чужой.

Несмотря на тяжелые темы войны, постоянной борьбы и морального выбора героини, комикс довольно забавный. В нем приятный юмор, который разбавляет общую атмосферу напряжения. А еще на 350 рисованных страницах затронуто очень много тем. Кроме очевидных — уклада в Иране до, во время и после Исламской революции — здесь и восприятие себя во время взросления, и отношение к сексу в разных культурах, и тема отцовства (его мудрости и самопожертвования). Еще здесь есть о влиянии окружения на человека, об одиночестве, о поисках своей идентичности, о неприятии «инаковости», о выборе бороться за свои принципы даже под угрозой смерти и о выживании в стране, где всех заставляют жить за религиозным догмами. Но главное, о чем эта книга — о неприкаянности человека, который везде чувствует себя чужим. 

Интересно, что авторка не изображает себя идеальной, правильной или святой. Она рассказывает, как ошибалась, падала на социальное дно, преодолевала себя, поступала некрасиво, употребляла наркотики и ежедневно училась как-то справляться в жизненных обстоятельствах, которые трудно назвать легкими. И в этом тоже изюминка этого романа — это не стандартная «героическая» история об отважной идеальной девушке. Это рассказ об обычном человеке, который может ошибаться, но просто хочет нормально жить. Кстати, именно за это книга получила не слишком лестные отзывы на нескольких читательских ресурсах — мол, героиня слишком эгоистичная, зацикленная на себе, а некоторые ее поступки нельзя не осуждать. Что ж, осуждать их или нет — решайте сами, когда будете читать «Персеполіс» 🙂 

Кому читать

«Персеполіс» — это хорошая возможность, чтобы открыть для себя мир графических романов и комиксов. Для первого знакомства именно годится. А еще стоит прочитать тем, кто хоть немного интересуется темой влияния религии на общество, Ираном, свободой женщин и вооруженными революциями. А если его будет мало, советую еще прочитать «Я — Малала». Это не про Иран, а о Пакистане. И не комикс. Но тема очень похожа. 

Кому не читать

тем, кто скептически относится к комиксам и считает, что картинки — исключительно для детей. 

(Visited 357 times, 1 visits today)