Писательница‌ ‌Ирина‌ ‌Лобусова‌ ‌—‌ ‌об‌ ‌исторической‌ ‌Одессе,‌ ‌необычных‌ ‌фанатах‌ ‌и‌ ‌ советах‌ ‌для‌ ‌начинающих‌ ‌авторов‌

Ирина Лобусова — автор ретророманов, профессиональный журналист и киносценарист. Поклонники Ирины по всей Украине (и не только) следят за захватывающими историями о криминальных преступлениях, которые разворачиваются на страницах ее детективов. У писательницы вышло уже несколько серий романов, и мы решили расспросить ее о творческом процессе, о планах и о необычных читателях.

Вы пишете об исторической и криминальной Одессе. Как исследуете тему?

Сразу скажу, что художественный роман — не научная работа. Поэтому для меня всегда основой написания книги на историческом материале является сам сюжет — то, что будет происходить с главными героями. И уже в процессе работы я подбираю факты, которые касаются этого периода. Действие каждой книги «Одесской серии» происходит в определенном году, начиная с 1916 года и заканчивая 1930-ым. И я выбирала конкретные исторические факты за этот период, которые касались бы того, что будет происходить в моих романах.  

В работе с историческим материалом я отдаю предпочтение книгам, научным источникам. Поэтому читала работы историков, к примеру, много важного мне материала нашла в книге «Бандитская Одесса» Виктора Файтельберга-Бланка. Также читала труды одесского историка Виктора Савченка. Интернет использую в последнюю очередь, потому что это просто средство для того, чтобы получить доступ к информации и систематизировать ее. В каждом романе я действительно беру за основу уголовные дела, как-то их изменяю, добавляю подробности, фантазирую. Например, в первой книге «Короли Молдаванки» я взяла старое уголовное дело из архивов — это история реального одесского серийного убийцы, которого даже называли «потомком Джека Потрошителя», потому что он убивал своих жертв таким же жестоким и кровавым способом. Многие действительно верили, что в Одессе либо появился потомок Джека Потрошителя, либо сюда сбежал он сам. Убийцу этого называли Одиноким Волком (настоящее имя — Илья Кодыма). Хотя расследование и не смогло доказать всех его убийств, он был отправлен в тюремный замок и получил пожизненное заключение. В книге всю историю я, конечно, немного изменила: мой герой убивает не таким образом, как настоящий Одинокий Волк, и кроме того, он убивает жертв другого социального круга. В реальности и Одинокий Волк, и Джек Потрошитель убивали проституток; в книге же жертвы — другого плана.

Подчеркну, что мои книги — не реконструкция, а моя фантазия. Я указываю те даты и особенности, которые необходимы для истории. Цифры и историческая сводка событий для меня — не главные. Главное — это люди, которые живут в этот период, и вот сквозь призму их сознания я показываю то, что происходит вокруг. 

Как вообще возникла идея — писать о бандитской Одессе?

Дело в том, что бандитская Одесса начала ХХ века — это очень интересный период, когда в городе существовала огромная армия уголовников. По историческим данным, тогда в Одессе их было около 20 тысяч, и это внушительная цифра, если учитывать, что тогда население города было совсем небольшим.

У меня давно была мысль написать роман именно про этот исторический период. Идея создать такую серию принадлежала директору издательства «Фолио» Александру Красовицкому. На тот момент в издательстве уже были выпущены исторические романы о других городах: Львове, Ивано-Франковске. У меня была готовая история, и я предложила ее Александру при встрече. Первоначально мы договорились о пяти книгах: то есть, на книге «Подземелье призраков Аккермана» серия должна была закончиться. Но книги так понравились читателям, что серию было решено продлить еще. В «Катакомбах военного спуска» история заканчивается полностью — я довела все истории каждого героя книг о логического конца. 

Писательница‌ ‌Ирина‌ ‌Лобусова‌ ‌—‌ ‌об‌ ‌исторической‌ ‌Одессе,‌ ‌необычных‌ ‌фанатах‌ ‌и‌ ‌ советах‌ ‌для‌ ‌начинающих‌ ‌авторов‌ 0
Писательница‌ ‌Ирина‌ ‌Лобусова‌ ‌—‌ ‌об‌ ‌исторической‌ ‌Одессе,‌ ‌необычных‌ ‌фанатах‌ ‌и‌ ‌ советах‌ ‌для‌ ‌начинающих‌ ‌авторов‌ 0

К теме происшествий в Одессе возвращаться еще планируете?

Я сейчас пишу еще одну серию, «Советскую», и события в ней будут тоже происходить в Одессе. Исторический период в этих книгах — с 1936 по 1945 гг. За основу историй этих книг я тоже беру исторические факты о происходящем в Одессе.

Сейчас как раз готовится к печати первый роман третьей серии — там действие тоже будет происходить в Одессе, но в более поздний временной период, начиная с 1966 года. Но эта серия будет сильно отличаться от остальных.

У вас есть и романы о современности. Берете ли в таких романах за основу реальные происшествия? О чем вам интереснее писать: об истории или о том, что происходит в настоящем?

У меня вышло два таких детектива в серии «Украинский детектив» — «Красная комната» и «Чужая кожа». Меня часто спрашивают, брала ли я за основу романа «Чужая кожа» историю какого-то убийцы. Сразу скажу, что нет; подобной истории не было, и это исключительно мой вымысел. Вообще эту книгу я про себя называю любовным романом, ведь основной ее сюжет — это история любви. Для меня это редкость; во всех остальных книгах я беру за основу расследование преступлений.

Писать мне нравится и о настоящем, и об истории; с разницей только в том, что исторические романы писать гораздо сложнее, потому что нужно погружаться в ту эпоху, думать о том, как могли разговаривать люди, и следить за их речью в диалогах. 

Были мысли поменять жанр, писать не только детективы, но и фантастику, например?

Нет, детектив для меня — самый комфортный жанр. Что бы я не писала, даже если начинаю писать, например, любовный роман, в конечном итоге превращается у меня в детектив. Писать в другом жанре — и получить в итоге плохую книгу — я не хочу и не могу. Если у тебя не лежит к чему-то душа, то вряд ли из этого выйдет что-то стоящее. 

Вы также занимаетесь сценарной деятельностью. Планировали для книг создать сценарий и воплотить на экране?

Да, были планы, речь шла уже о возможной экранизации первой серии книг. Но, к сожалению, экономическая ситуация в стране внесла свои коррективы: пострадали все отрасли, особенно культура, и пока что все планы приостановили. Для того, чтобы был хоть какой-то подъем, нужно время. Поэтому пока что будем ждать, и надеюсь, что фильм со временем все же появится.

Писательница‌ ‌Ирина‌ ‌Лобусова‌ ‌—‌ ‌об‌ ‌исторической‌ ‌Одессе,‌ ‌необычных‌ ‌фанатах‌ ‌и‌ ‌ советах‌ ‌для‌ ‌начинающих‌ ‌авторов‌ 0

Какие у вас самые необычные фанаты?

Самый необычный мой фанат — сидит в тюрьме и занимает не последнее место в криминальной иерархии. Он написал мне как-то о себе, сказал, что покупал все мои книги. Было неожиданно, что у меня есть такие поклонники.

А вот самый нестандартный подарок был от поклонницы: мы с ней познакомились на презентации, и как-то она прислала мне фото котенка с вопросом: «Вам не нужен личный секретарь с полицейским опытом?». Я взяла себе этого котенка, и теперь Тиша живет у меня.

Мне очень приятно, что меня читают как мужчины, так и женщины; и молодежь, и люди старшего возраста; жители больших городов и небольших поселков, — то есть абсолютно разные группы. Несмотря на то, что мои книги написаны об Одессе, ими интересуются и жители других городов: например, когда я приезжала с презентациями, меня очень хорошо принимали во Львове, в Полтаве, в Киеве. 

Сейчас популярно стало создавать авторские курсы о писательстве. Вы не планируете создать подобный проект?

Я некоторое время преподавала сценарное мастерство, но что касается писательских курсов — не знаю, готова ли я к этой идее. На таких курсах людям чаще всего рассказывают, как заставить себя писать, как надо работать над собой, чтобы сидеть и писать. Я считаю такие советы бессмысленными: если себя надо заставлять, значит это не твоё. Когда выдавливаешь из себя мысли — это ни к чему не приведет; письменным столом нужно жить.

Мне, например, проще писать, чем не писать — для меня это как воздух, я себя не заставляю. И пишу я, практически, на протяжении всей жизни: первый роман я написала в 5 лет. Каждый человек просто находит что-то свое: и если человеку есть что сказать, то ему нужен только письменный стол, ручка и бумага (ну или стол и компьютер, тут уже кому как). А вот курсы ему не нужны.

Еще один момент: писательство — занятие для людей более старшего возраста, потому что у автора должен быть определенный жизненный опыт. Иначе ничего выйдет. В романе «Мизери» Стивен Кинг говорит о том, что писатель помнит историю каждого шрама. Если человек не помнит абсолютно всего и если у него нет этих шрамов, из него выйдет отличный продавец пылесосов, но не писатель.

794 thoughts on “Писательница‌ ‌Ирина‌ ‌Лобусова‌ ‌—‌ ‌об‌ ‌исторической‌ ‌Одессе,‌ ‌необычных‌ ‌фанатах‌ ‌и‌ ‌ советах‌ ‌для‌ ‌начинающих‌ ‌авторов‌

    Добавить комментарий