«Свобода слова против страха и унижения» — так звучит название дебютной книги телеведущего и журналиста Савика Шустера, политические ток-шоу с которым произвели фурор у украинского зрителя. Это был совершенно новый и интересный формат, который впоследствии прижился и получил широкую известность и доверие, а сама программа «Свобода слова» привлекла внимание к политическим перипетиям даже среди тех, кто был далек от этой тематики.
Политические ток-шоу — это, на самом деле, хитроумная игра на эмоциях зрителей, во время которой публичные деятели становятся актерами в чрезвычайном действе, и большую поддержку получит тот, кто сможет сыграть наиболее убедительно:
«В то время на итальянском телевидении были популярны политические ток-шоу, которые выходили в прямом эфире с площадей разных городов. Герои сидели на сцене или в первых рядах среди приглашенных, а по периметру вокруг места съемки собиралась толпа любопытных.
С одной стороны, зрителей, сидевших дома на диване, привлекала красивая вечерняя картинка старинной площади, которая особенно хорошо смотрелась сверху, а с другой – их не покидало внутреннее напряжение: любое слово политика могло спровоцировать толпу на непредсказуемые действия. Конечно, ничего никогда не происходило, но мизансцена работала. Как бы приблизить нашу аудиторию к такому эмоциональному состоянию? На этот вопрос я долго не находил ответа. Но наконец осенило: нужно заставить главного героя встать с кресла и посмотреть народу в глаза, как происходит на площадях во время предвыборных кампаний. Ведь в нашей студии политик сможет не только слышать народ, но и видеть его реакцию на большом экране. Вот эта непредсказуемость и будет держать в напряжении миллионы зрителей. Так появился центральный микрофон».
Что заставило Шустера переехать в Украину? Зачем он пел «Червону руту»? И какие тайны об украинских политиках знает? Об этом подробнее можно прочитать в его книге.
Фрагмент
Сила Формата
Формат вырос в грозного воина за либеральную демократию. Нас боялись и боятся все враги открытого общества в Украине. Что это такое? Это – общество, в которое всякий стремится попасть, чтобы жить достойно и дышать свободно, а не «скотный двор» по Оруэллу, из которого все бегут или мечтают убежать.
В одной из программ до президентских выборов 2010 года я задал Януковичу вопрос: «Вы будете гарантом свободы слова?» – «Буду», – гордо ответил он. После выборов мы поставили его слова в качестве эпиграфа к программе, которую каждую пятницу смотрела страна. Сразу «прискакали гонцы» из Администрации Президента: «Уберите немедленно! Виктор Федорович недоволен».
Задаю практически тот же вопрос Порошенко в 2014-м. «Я с вами не согласен, но готов за вас умереть», – ответил будущий президент. Слова Януковича мы заменили цитатой Порошенко. Последствия оказались еще хуже – «гонцы» из АП передали прямой ультиматум: «Если хотите работать, уберите». Понимая, что «дашь палец, откусят руку», я не стал обращать внимания на угрозы, но отдавал себе отчет в том, что должен быть готов к расправе.
Разве такие президенты хотят строить в стране либеральную демократию? А может, Украине она и вовсе не нужна? Может, осовремененная форма гетманства способна превратить аморфное народонаселение в конкурентоспособное общество? История «країни» и «Вся Украина» с этим не согласны из-за риска вернуться во времена Малороссии.
Первые два года на ICTV мы сохраняли роли «главных героев», сидящих в креслах. Каких только упреков от гостей студии не летело в адрес Формата: «Почему он в кресле, а я на стуле? Кто решил, что он главнее меня? Что за гетманщину вы устраиваете?» В итоге в 2007-м на «Интере» уже все выступающие герои программы сидели в креслах. Но не все выходили к центральному микрофону, так как Формат обязывал сохранять ролевые различия. Ожесточенная борьба за место у центрального микрофона путем угроз, ультиматумов и шантажа длилась все десять лет, вплоть до изгнания нас из Украины.
Если пословица «Где два украинца – там три гетмана» еще работает и уже несложно предсказать поведение шестого президента, то, может быть, «там» построить другую систему власти, такую, как у нас в студии во время эфира, где народ не говорит, а правит?
Рядовой украинец не считает ядерных боеголовок и не мечтает войти в «Большую семерку» и сделать ее «восьмеркой». Он хочет войти в «средний класс». Ему нужна власть, которая будет служить и помогать добиться этой цели, но он не знает, как такую власть нанимать. Мы с Форматом пытались научить его, но не успели завершить обучение. А пока среднестатистический украинец поддерживает любой броский лозунг (до конца так и не разобравшись, что он означает) только потому, что ему обещают бесплатный «билет в рай». К тому же на выборах еще и деньги платят, чтобы он только взял этот «билет».
В 2010 году рядовой украинец проголосовал за Януковича, который обещал стабильность и мир в стране. Будущий Президент Украины не обещал, что поведет страну в Европейский Союз, но по неизвестным пока причинам, заняв высокий пост, решил показать Путину «кто в доме хозяин». Может, потому что Путин начал относиться к нему как к подчиненному, после того как Янукович с легкостью отдал России Севастополь, подписав Харьковские соглашения. В ответ на такое отношение Янукович взял и развернул Украину в Европу.
Большинство украинцев, даже среди его избирателей на востоке страны, поддержали новый курс. Европа манит своим благополучием. 23 апреля 2013 года в программе, которую мы посвятили предстоящему через шесть месяцев подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, я задал «Всей Украине» совершенно неполиткорректный вопрос: «Если бы вам пришлось сидеть в тюрьме, какую бы вы выбрали: украинскую, российскую или тюрьму в стране Европейского Союза?» 82% хотели бы отбывать тюремный срок в Европе, 9% выбрали украинскую тюрьму и столько же – российскую. Никого из политиков в студии подобный вопрос не возмутил и никто не призвал приближать украинские тюрьмы к стандартам Евросоюза.
Но больше всего в тот вечер меня впечатлила реакция «Всей Украины» на аргумент Виктора Медведчука, кума Путина, основателя и лидера движения «Украинский выбор», которое отчаянно боролось против соглашения с ЕС и за вхождение Украины в Таможенный союз. Медведчук говорил на языке XVII века и предупредил, что Украина стоит перед цивилизационным выбором между католическим Западом и православным Востоком. Согласно позиции Медведчука, а значит и Путина, Украина должна быть с Востоком. Его слова получили 70% поддержки «Всей Украины», а это, как вы понимаете, подразумевает, что большая часть жителей страны тогда согласилась с ним.
Мне стало ясно, что Кремль сломает Януковича, но я не понимал, как отреагируют люди, какой выбор они сделают в ситуации, когда тело хочет в Европу, а душа расколота между двумя храмами.
Через полгода Янукович нецензурно «послал» Европу, избил протестующих студентов, унизил Украину.
Люди ему этого не простили.
Читать: Три етапа на пути к абсолютной власти по Френсису Уркгарту
Читать: 8 книг, которые читают успешные люди и мировые лидеры
8 thoughts on “Что происходит за кулисами политических ток-шоу в Украине: отрывок из книги Савика Шустера”