Это все — о нем. Создатель 70 художественных и документальных фильмов, 100 театральных постановок и радиопьес. Обладатель трех «Оскаров», двух «Золотых глобусов», одной «Золотой пальмовой ветви», одного «Сезара», одного «Золотого медведя».
Без преувеличения, культовая персона в истории мирового кинематографа, в частности авторского. Самый известный скандинавский режиссер и сценарист, имя которого стало синонимом шведского кино в целом — изысканного, психологического, драматического. Очень личного и вполне универсального. И хотя его фильмы считаются достаточно мрачными, тяжелыми и сложными, художник всегда думал о себе, как о человеке с отличным чувством юмора. А еще, несомненно, это Автор, в течение всей своей жизни писал только один сценарий и крутил разные варианты одной и той же ленты, в которой рассказывал только о … Ингмаре Бергмане.
Бергман-писатель
«Недільне дитя» — роман, который вместе с «Добрими намірами» и «Довірливими розмовами», входит в автобиографическую трилогию. Это вторая книга, после «Довірливих розмов», которую перевела на украинский София Волковецкая для «Видавництва Старого Лева». Выход обоих произведений приурочен к празднованию столетия со дня рождения гениального Ингмара Бергмана, которое весь мир отмечает как раз в этом году.
Стоит добавить, что за написание автобиографических книг Бергман взялся в конце жизни, раскрывая в них ряд семейных тайн. Фильм «Недільне дитя» был поставлен сыном Даниэлем в 1992 году.
«Я писал так, как пишу уже пятьдесят лет: используя форму кинематографа, форму драмы… Я старался быть особенно точным в описании, вплоть до мельчайших деталей, даже таких, которых камера все равно не сможет зарегистрировать» (Ингмар Бергман о своих романах).
Бергман-воскресное дитя
Вот уже на протяжении девяти лет семья маленького Пу, вместе с родственниками и прислугой, проводит лето в центральной Швеции, в живописной местности Даларна. Высоко над селом Дуфнес они снимают дом — причудливое творение из красных ящиков — дело рук пастора Дальберга и его сыновей.
Отец мальчика — лютеранский священник Эрик Бергман, человек сурового нрава, со сложным характером, которому трудно найти общий язык со своими детьми. А вот мать — Карин — изображается как отзывчивая, заботливая женщина, которая умела найти особый подход к животным и цветам, даже к яростной полудикой кошке, что поселилась в одной из их кладовых.
Автор предлагает нам прожить два дня рядом с собой, тогда восьмилетним, называя самого себя воскресным ребенком. Ведь, по местным поверьям, детям, рожденным в воскресенье, присуща особая уязвимость, чувствительность, бурная фантазия и трудности с восприятием реальности. «Почему люди говорят, что призраков не существует… Почему они так говорят, если сами потом так восторженно судачат о том, что кажется очень отвратительным человеку, в голове которого аж кишит от таких вещей?».
Общее впечатление
«Недільне дитя» — по-скандинавски сдержанный рассказ о детстве, беззаботном и непростом одновременно. Об отношениях детей и родителей. О любви и нежности, внимании и заботе, которые так необходимы каждому, независимо от возраста. О светлом береге детства, который, к сожалению, очень часто затмевают конфликты родителей… А еще о том, что в каждом из нас живет вот то воскресное дитя — искреннее, мечтательное и бесконечно любящее, несмотря на все, тех, кто дал ему жизнь.
Тематически похожие книги: Ингмар Бергман «Довірливі розмови», Ингмар Бергман «Шепоты и крики моей жизни», Тумас Шеберг «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены».
18 thoughts on “Создавая особый спектакль в воображении читателя: Ингмар Бергман и его «Недільне дитя»”