Эти два жанра довольно часто пересекаются, так как зародились примерно в одно время и одной стране — Англии. Строгая была эпоха, если породила истории о привидениях и джентльменах, химерах и манерах, тайнах и скандалах. Усаживайтесь удобнее и поговорим. Чай с молоком будете?
О, Виктория!
Викторианская эпоха — вторая половина XIX века — весьма вкусный период в литературе (и не только в английской), который получил название благодаря королеве Виктории, конечно. Сумасшедшие были времена: индустриализация, либерализация, первые зародыши демократии. И первые автомобили — настоящий викторианский писатель Джон Голсуорси в «Саге о Форсайтах» изображает ревущие машины с фантастической скоростью (20 км/ч?) как настоящий кошмар.
Это пора клубов и джентльменов, прекрасных дам (ой, любая эпоха любит красивых женщин) и чайных церемоний. И в то же время викторианская литература — это высмеивание скучных английских аристократов, с камнем вместо сердца. И сюда бы я отнесла тонкий, слегка с горчинкой юмор.
Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»
Пожалуй, самый известный викторианский роман в мире. Еще с такой немаленькой примесью готики от самой титулованной из сестер Бронте. «Джейн Эйр» — история девушки-сироты, которая взрослеет и ищет свое место в мире. На ее пути выпадает немало препятствий, и она никогда не опускает голову.
Джейн Эйр — своеобразный борец за справедливость, ей постоянно приходится сталкиваться с обманом, неискренностью. Но, к счастью, она не ошибается в выборе мужа, у которого влюбиться. Как видим, Шарлотта достигла невероятного мастерства в терзаниях героев, но все же дарит им желаемое. Интересно, уцелел ли еще тот готический особняк, из которого Шарлотта списала Торнфильд. Очень уж он атмосферный.
Джейн Остин «Нортенгерское аббатство»
Отличный вариант для знакомства с острой на язык Джейн Остин. Эта книга менее известна, чем ее «Гордость и предубеждение», но это совсем не повод оставлять ее без внимания. Скорее наоборот, ибо где же еще вы налюбуетесь гордостью генерал-картежника и его главным желанием вернуть себе состояние. Хотя бы через богатую невесту для сына.
И здесь не только жажда наживы, но и настоящие нежные чувства, которые не просто умиляют, а заставляют волноваться из-за любви героев, которые еще слишком юны, чтобы очерстветь и воспринимать брак исключительно как способ обогащения.
Эмили Бронте «Грозовой перевал»
В этой из сестер только один роман, зато какой! Практически семейная сага, ведь распутать клубок семейных страстей Эрншоу и Линтон постоялому Локвуду не так просто. Но очень хочется знать историю таинственного Гитклифа. Видимо, чтобы найти в нем что-то человеческое.
«Грозовой перевал» не похож ни на что другое — здесь викторианская эпоха органично переплетается с готическими элементами. Хотя больше всего нравятся изысканные и одновременно очень острые диалоги персонажей — и вправду удовольствие.
Элизабет Гаскел «Північ і Південь»
Роман выпустил в свет сам Чарльз Диккенс в журнале «Домашнее чтение». Автор проводит параллели между жизнью на стабильном юге и динамикой индустриального севера. Главная героиня Маргарет Хейл вынуждена переехать, когда так решает ее отец.
Девушке на новом месте живется несладко, сначала она никак не может привыкнуть, но потом дружит с работниками фабрики, которые в конечном итоге поднимают бунт против владельца Джона Торнтона. Да, это тот самый Торнтон. И Маргарет его спасает — именно это становится началом прекрасного любви, на пути которой, конечно, случается множество препятствий.
Чарльз Диккенс «Оливер Твист»
Второй роман Чарльза Диккенса глубоко трагический и показывает выживания сироты Оливера Твиста. Парень мечется в житейском море, которое сначала бросает его в работный дом (хотя в Англии будто не было рабства), где приходится зарабатывать на хлеб тяжелым трудом, то выталкивает на улицу, где он прибегает к воровству. Вот только автор совсем не обвиняет Оливера, который стал жертвой равнодушного общества.
«Оливер Твист» — яркий пример воспитательного романа, своеобразный всплеск идеализма молодого Диккенса, который хочет бороться с системой, не дающей обездоленным шанса на нормальную жизнь. Он верит в добро в основе человеческого я.
Джордж Элиот «Мидлмарч»
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) иногда называют английском Жорж Санд, поскольку ее произведения незашоренные и демонстрируют широту взглядов. «Мидлмарч» рассказывает о жизни одноименного провинциального городка Мидлмарч. В нем много сюжетных линий и еще больше колоритных персонажей.
Кажется, там есть все и все: неудачные браки и крепкие семьи, искренние врачи и лицемерные банкиры, нувориши и те, кто воюет за наследство. Мидлмарч показывает полную палитру человеческих грехов и добродетелей, книга, раскрывающая дух эпохи.
Уилки Коллинз «Женщина в белом»
Этого английского автора называют одним из зачинателей детектива рядом с Артуром Конан Дойлом и Гилбертом Китом Честертоном. Я бы назвала его «Женщину в белом» и «Лунный камень» некими лайтовыми вариантами, они даже для детей годятся (впервые читала их в классе четвертом-пятом), хотя у них и имеются элементы готики и даже воспитательного романа.
И что же в сюжете: алчный муж, упекающий жену в сумасшедший дом, чтобы распоряжаться денежками. И, конечно, со временем его низменные поступки перестают быть тайной. Женщина в белом — призрак справедливости, которая пришла, что получить свое.
Льюис Керрол «Алиса в стране чудес»
Говорят, чтобы полностью понять и понять эту книгу, надо быть очень маленьким (то же с «Муми Троллями»), тогда мозг достаточно гибкий, чтобы успевать за всеми намеками и изгибами сюжета, и может видеть смысл в путешествии за белым кроликом, не боится выпить неизвестное вещество с подозрительной стакана и вглядываться в улыбку кота без самого кота.
Несмотря на свою причудливую структуру, эта книга очень викторианская и подарит настоящее чаепитие, хоть и сумасшедшее. А вы знаете, что шляпники в те времена действительно часто сходили с ума, поскольку работали с ядовитыми испарениями свинца? Хотя бы раз стоит прочитать книгу, которая породила столько экранизаций, а еще заложила фундамент для фэнтези.
Готика 3.0
Готический роман, как и готическая архитектура, мрачная и стремится к небу. В нем часто фигурируют потусторонние чудовища, сумасшедшие персоны и вся естественные нечисть, а еще он окутан мглой тайны. А что вы хотели у дедушки детективов и саспенса?
Первым готическим романом считают «Замок Отранто» Горация Уолпола — кстати, замок — это ли не самая популярная фишка такой литературы. Можно еще кладбище, но вечные крепости побеждают. В украинской литературе тоже чувствуется влияние готики, но у нас она трансформировалась в причудливый роман, который, на мой взгляд, наиболее ярко проявляется в чертовщине от Олексы Стороженко.
Мэри Шелли «Франкенштейн»
Произведение, которе в начале был всего лишь частью литературной игры от лорда Байрона, стало одним из первых готических романов и, как ни странно, первым образцом научной фантастики. А его герои — Виктор Франкенштейн и созданный им ужас — отправились мирами в новых личинах. Вы же смотрели Penny Dreadful?
«Франкенштейн или Современный Прометей» — жуткая история монстра с душой, которого не оставляют угрызения совести за содеянное. Он — зверь и создан для зверств, и в конце концов понимает, что не может жить с этим (если считать это жизнью). Не может уничтожать жизнь. В какой-то момент человеческого в нем больше, чем у его создателя Виктора.
Брем Стокер «Дракула»
Очень популярный персонаж, который вышел из-под пера ирландского автора. Начинается все с молодого юриста, которому пришлось поехать решить бумажную волокиту с продажей сомнительной недвижимости в Лондоне. Вот так он и организовал удобный трансфер для «кравасиси» из Румынии. И подверг невероятной опасности любимую Мину и весь Лондон.
Вампир-аристократ, более всего стремится единения с Миной, которую одурманивает своими вампирскими штучками. А еще здесь появляется персонаж Ван Хельсинг — не экипирован всем возможным антивампирным оружием как герой одноименного фильма, — но не менее опасный. Прочитайте, а затем посмотрите классическую экранизацию 1932 года — она прекрасна.
Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Вот эта парочка противоположностей зажила кинославы значительно большей, чем книжной. Их рисовали и продолжают рисовать в комиксах, именно они стали прообразом знаменитого Халка. Поэтому вернемся к истокам?
Создатель «Острова сокровищ» размышлял над двойственностью человеческой души, и так горячо, что сюжет ему приснился. Так родился доктор Джекил — одержимый наукой интеллигент и его перекошенные и невоспитанная альтер-эго Хайд. Они живут в одном доме, но их никогда не видят вместе. Ученый хочет взять под контроль зло, которое разбудил, и однажды понимает, что оно может поглотить его навсегда.
Гастон Леру «Призрак оперы»
Саундтрек всех времен и народов венчает готический по всем канонам роман, повествующий о привидении, притаившемся за кулисами парижской оперы. Он любит смотреть спектакли с пятой ложи и вполне мирно сосуществует с театром по определенным правилам. И появляются новые владельцы, которые считают это все предрассудками и начинают делать по-своему. Они раздражают влюбленного призрака, который готов на все ради своей примы. Жаль, что она не разделяет его чувств.
Эта история полна иллюзий и не раз заставит содрогаться, а еще в ней очень много любви, граничащей с одержимостью. И чего хотеть от призрака? Ему же нечего терять.
Элизабет Костова «Историк»
Поистине классный дебют, который заставит поверить в вампиров. И снова в центре сюжета наш дорогой друг и любимый персонаж автора — граф Дракула (представляю его таким же харизматичным, как в экранизации 1932). Пробудилось древнее зло, а все из-за любопытства молодого историка.
«Историка» сложно отнести к одному жанру, поскольку он сочетает в себе и готику, и детектив, и приключения, а еще имеет вкрапления путевого очерка и эпистолярного романа… и даже семейной саги (то есть подходит минимум к трем заданиям осеннего бинго — читайте).
Говард Филипс Лавкрафт «Повне зібрання прозових творів»
Лавкрафт — продолжатель жуткой традиции Эдгара Алана По (который обязательно был бы в этом списке, если бы имел хотя бы один роман), мастер описаний и душевных метаний, а как автор диалогов не очень, если верить Стивену Кингу. И в его работах есть три очень готических, очень жутких романа с кучей нечисти.
«Дело Чарльза Декстера Уорда» — самый большой из них и начинается он с побега из сумасшедшего дома. Здесь есть и тайные ритуалы, и оккультизм, и зашифрованный дневник дальнего таинственного предка, которого, видимо, все же не надо было открывать. Но уже слишком поздно…
Артур Конан Дойль «Собака Баскервилей»
Добавим немного воя, болотной сырости и темноты — и готическая атмосфера от сэра Артура Конан Дойля готова. Любимые герои — Шерлок Холмс и Джон Ватсон готовы расследовать появление странного проявления, которое светится зеленым и пугает несчастных Баскервилей до смерти. Буквально.
— … Что остается вам? — … Ампула кокаина
Детективам нужно спасти от страшного пса-призрака последнего из рода Баскервилей, вот только легенда очень страшная и как-то уж слишком похожа на правду. Потому огромный пес выглядит совершенно реальным. Так откуда он взялся и почему пришел?
Стивен Кинг, Питер Страуб «Чорний дім»
У Короля ужаса есть несколько романов, которые уверенно можно назвать готическими: «Кэрри» и «Черный дом». «Черный дом» в моем личном рейтинге побеждает, поскольку в нем еще есть готическая архитектура, гротескно меняющая форму, чтобы запутать пришедших без разрешения.
Здесь есть и тайна, и сумасшедший сверхъестественный похититель детей, жуткий ворон и куча нечисти, которую приходится преодолеть, чтобы вернуть домой мальчика, которого очень любят родители. И черный дом просто так не отпускает то, что запланировал поглотить.
Карлос Руис Сафон «Тінь вітру»
Магический реализм с готическими элементами — как-то так коротко можно было бы описать «Тень ветра». Вы хотели бы попасть в мистическую Барселону и найти там «Кладбище забытых книг» — Карлос Сафон предлагает такую возможность. Вместе с Даниэлем мы будем искать забытые книги Джулиана Каракса и не находить, поскольку кто-то тихонько их уничтожает, и вместе с тем нас закружит в водовороте послевоенной Европы.
Как не заблудиться в лабиринте-кладбище забытых книг
Эта история о том, как одна книга может полностью изменить мировосприятие и навсегда изменить самого читателя. Возможно, автор писал о собственной «Тени ветра»…?
Ну как, вы уже выбрали: готический или викторианский? Или попробуете прекрасное комбо?
1 464 thoughts on “Готический или викторианский — какой роман выберете вы?”