Джон, Мэри и Джулия: биолог и педагоги о воспитании современных детей

Джон, Мэри и Джулия: биолог и педагоги о воспитании современных детей

В заголовке к этому обзору использовано имена авторов, которых стоит иметь в домашней библиотеке и советовать заинтересованным родительской литературой читателям.


Джон Медина — молекулярный биолог-эволюционист, у которого, кроме своих научных интересов, есть цель воспитать своих двух сыновей. И не, как обычно, а балансируя между плоскостью объективных знаний о мозге и субъективными родительскими чувствами.

Мэри Шиди Курсинка — доктор педагогических наук, занимается образованием родителей и преподает авторские курсы. Тему американка выбрала себе незаурядную. Долгие годы работы в детском центре привели Мэри к изучению поведения чрезвычайных детей. Тех, которые заставляют родительские сердца биться чаще даже в простых, повседневных ситуациях. Которые волнуют сознание родителей мотивируя их узнавать, не является ли их поведение аномальным с психологической или медицинской точки зрения, насколько важным в их развитии является темперамент. Мэри сама мать не одного ребенка, и в частности сына, к которому использует эпитеты с приставкой «сверх».

Джули Литткот-Гаймс — педагог с опытом не меньшим, чем у Курсинки, однако работающий со старшими, со взрослыми детьми. Имела честь работать деканом первокурсников и советником старшекурсников в Стенфорском университете. Воспитывает двух подростков. Ее опыт работы с современными студентами мотивировал изучать вопрос «взрослости», «самостоятельности», «самоэффективности» детей.

Почему именно эти книги попали в наш обзор? Кроме того, что они научно-популярные и входят в общую серию издательства — «Мировоззренческая литература», идеи книг так или иначе затрагивают вопросы счастья.


Если вам удобнее слушать, а не читать, держите подкаст:


1

Джон Медіна «Правила розвитку мозку дитини»

Вы спрашиваете меня как отца, или как биолога?


Автор пишет манифест для родителей, которые слишком впускают медицинские правила в воспитание своих детей. Действительно, мозг проходит свои этапы, строит связи, но не стоит искать у специалистов того или иного профиля универсальный рецепт счастья. Каждый видит его по своему росту, или, иначе говоря, своему «профессиональному счастью». Для кого-то это отсутствие раздражителей для сознания ребенка, математические способности, или крепкий иммунитет, а для кого-то — просто благоприятная среда для развития мозга ребенка. Одно другому не мешает, но и не сочетается идеально.

Джон Медина, подавая читателям результаты просто бесконечного количества научных исследований, в дополнение пишет еще и как сознательный отец, несмотря на свою профессию уничтоживший некоторые стереотипы относительно «правильного воспитания». Почувствовавший, что пока не имеешь собственных детей, вопросы их развития и этики выглядят четкими, простыми и понятными.


Профессиональное объяснение ежедневных ситуаций


Автор несколько раз извинялся за профессиональный сленг, объясняя, например, работу зеркальных нейронов в разделе об эмпатии. Однако в целом написал очень ясную, четкую книгу-советчицу, которая помогает создать среду для развития ребенка, имеющего способности на 50% унаследованные, а на другие — приобретенные путем той или иной «почвы» — обстоятельств, при которых воспитывался ребенок.

В конце книги отдельным разделом подведены итоги. Их можно было бы использовать как конспект образовательного мероприятия для родителей, и желательно — будущих. Интересные, ассоциативные знания о работе мозга, которые могут повлиять на то, вырастет ли Ваш ребенок способным, духовно богатым, будет ли иметь много друзей и т.д. (читай — будет счастливым).

А действительно неповторимыми показались советы от Джона-отца двух сыновей — это и о чтении перед сном, и об играх с картонными коробками с IKEA.


Поле для выбора


Книга мотивирует читать других авторов, изучать вопрос сна ребенка. Например, Медина советует работы Уильяма Сирза для тех, кому близко отцовство-привязанность.

Мысли Джона Медины заставляют по другому смотреть на отношения «жена-муж», ведь это первооснова гармоничных отношений в семье и надлежащего развития детей. Биолог откровенно просит мужчин лучше относиться к матерям их детей, помогать им.

Автор пропагандирует кормление грудным молоком, поддержку найдут родители, которые не позволяют детям смотреть телевизор.

Цитаты:

«Ми єдині примати, які дозволяють іншим дбати про своїх дітей»

«Емоції потрібно визнавати і називати, а не осуджувати»


2

Мері Шіді Курсінка «Виховання надзвичайної дитини»

Разобраться в ребенке и в себе


Работу читатели уже назвали и книгой-тестом, и книгой-тренингом. Ибо первая часть позволяет глубже понять характер и задатки своего ребенка и своего «я», родительского. Вторая часть — мотивирует попробовать конкретные наработки, дает опыт, хоть и на бумаге, о сне, кормлении ребенка, играх.

Руководство Мэри Шиди Курсинки действительно практичное. Она делится с родителями настоящими «формулами гармонии» — словами, которые нужно говорить ребенку, вещами, которые могут помочь отвлечься, списком фраз-ярлыков вместе с заменителями.


Точка отсчета — темперамент


Мэри Шиди запоминается как блестящий знаток темперамента детей. Ее шкалу баллов на «измерения» чрезвычайности хочется открывать не один раз, изучать и определять собственные черты, черты характера своего ребенка. Книга мотивирует изучать поведение своего ребенка, анализировать его характер. Здорово сравнивать его достижения сегодня и в прошлом.

Цитаты:

«Ми можемо вважати кожну секунду порозуміння – зібраним колоском, кожну невдачу – гартом, міцні обійми – успіхом»

«Батьки так захоплюються їхньою завзятістю, що можуть несвідомо посилювати рівень напруженості дитини, замість того, щоб послаблювати її» 


3

Джулі Літткот-Гаймс «Як виховати дорослого?»

Кто они — старшие дети?


Книгу декана Стэнфордского факультета мы недаром описываем последней. Среди триады подобранных книг именно эта касается отношений с детьми. Если у Джона Медины вопросы ставятся еще в период беременности, в Курсинки — не с самого рождения, то в Гаймс — как минимум с момента, когда ребенок начал самостоятельно ходить (первые конкретные советы касаются детей от 2-3 лет). Именно тогда перед ними открывается мир, который необходимо тем или иным образом познавать двигаясь «на своих двоих».


Сделать вместо ребенка


Вопрос самостоятельности такого познания в последнее время поднимают многие специалисты, и не только в теме воспитания детей. Например, Клейтон Кристенсен в своей работе «Як ви збудуєте своє життя» писал о чрезвычайной важности оставлять своим детям «поле ответственности», чтобы они получали советы, но самостоятельно принимали решения, но и сами переживали их последствия. Еще дальше пошел известный педагог Януш Корчак, который остро, но правдиво отмечал, что: «Мы так боимся смерти собственных детей, что забираем у них жизнь». Это о наших родителях и о нас.

Джули откровенно признается, что в процессе осмысления главных идей, ставшими краеугольным камнем книги, она сама жаловалась, что многое пропустила, не в состоянии однозначно и всегда придерживаться авторитетного родительского стиля, который способствует взрослению детей.


Умеет ли ваш ребенок жить?


Автор сама призналась, что возмутилась количеством потерянного времени и сил на выполнение работы вместо своих детей, для них, но совершенно без их участия. А когда подумала о будущем своих детей — стала решительно обучать настоящим жизненным умениям.

Стиль автора — ощутимо насыщенный влиянием общения со студентами в качестве декана. Джули знакомит читателя со всеми своими собеседниками, с которыми она говорила о «взрослых детях». Статус декана, и харизма настоящего студенческого наставника завораживает с первых страниц, держит марку авторитетного, опытного автора, основательно подготовленного к написанию актуальной для «поколения миллениума» книги.

Цитаты:

«Як декан я спостерігала цей брак інтелектуальної та емоційної свободи – цю екзистенцій ну імпотенцію – зсередини»

«Людина, яка, тримаючись за чиюсь руку, крокує життям, що в ньому про все подбали, не здатна розвинути майстерності»


Кому читать


Все три книги конечно, пригодятся всем родителям, независимо от возраста или характера ребенка. Однако, хочется отметить широкий диапазон знаний, которые можно получить из книг. Авторы подошли к вопросу систематически и комплексно, аккуратно совмещая различные сферы, разные точки соприкосновения в теме воспитания ребенка. Студенты, молодые пары, педиатры, психологи, писатели найдут в книгах личный полюс притяжения, свои ключевые моменты и точки для развития — как личного, так и профессионального.


Читать: «Не в капусті й не лелека»: как рассказать детям о рождении детей

Ірина Варламова
Десь два роки тому в моїх профайлах можна було побачити: юрисконсульт, депутат, помічник керівника... Усе так, певною мірою, і залишається, та зараз моя найголовніша роль - мама. А найбільшим хобі завжди було читання. То ж я заснувала спільноту про читання дітям "Читата: читає мама і тато". Зі своїми дописами можу трапитись вам ще на Барабуці та в блозі Видавництва Старого Лева, у рубриці "Книготерапія" в сумській студентській газеті "Academix". Допомагаю бібліотеці в рідному селі поповнювати фонд та триматися сучасності. Просто так. Мрію відкрити книгарню-кав’ярню з дитячою кімнатою. Мотиваційна література для батьків, дитліт; книги для бізнесу та саморозвитку, історичні романи завжди знайдуться на моїх поличках і сторінках блогу.

174 thoughts on “Джон, Мэри и Джулия: биолог и педагоги о воспитании современных детей

    Добавить комментарий