#ДвіДумки о втором романе Полы Хокинс «Глибоко під водою»

#ДвіДумки — новый формат рецензий блога. В этих книжных отзывах будет не одна точка зрения, а две, как вы догадались. Два автора будут делиться впечатлениями о книге. Их взгляды совпадут или будут противоречить друг другу? Мы не знаем, но уверены — будет интересно!


Первой книгой в рубрике #ДвіДумки стала новинка Полы Хокинс Into The Water (в украинском переводе — «Глибоко під водою»). В Украине она появилась уже через месяц после выхода в Англии и США! За что стоит поблагодарить издательство «Клуб Семейного Досуга».

Мы выбрали «Глибоко під водою» по двум причинам. Во-первых, это ожидаемая новинка после триумфа «Девушки в поезде». Во-вторых, книга очень важна для автора. Именно второй триллер Полы Хокинс покажет действительно ли у нее есть потенциал, или успех первого романа случаен.


Обозревательницы


Безимени-1

Екатерина Молочко: запойная читательница детективов. В любой непонятной ситуации открывает томик Агаты Кристи. В настоящем детективе ценит превыше всего: логику (и немножко крови, можно не немножко)).

Екатерина Толокольникова: верная поклонница не только Джоан Ролинг, но и Роберта Гейлбрейта.Читает детективы редко, но детективные сюжеты любит искать, даже не в жанровых книжках.


О чем: Затон Утопленница


Екатерина Толокольникова (далее КТ): Новый триллер от английской писательницы Поли Хокинс рассказывает о жизни провинциального английского городка Бэкфорда, главной загадкой и заодно туристической приманкой которого является мистический Затон утопленниц. Именно здесь на протяжении нескольких веков при загадочных обстоятельствах умирали местные женщины. Девочку-подростка Либби утопили по подозрению в том, что она ведьма, а совсем недавно самоубийство совершила ее ровесница Кейти… Но сюжет начинается с истории последней «жертвы» Затона. Завязкой романа стала находка тела писательницы и фотографа Нелл Эббот, которая на протяжении нескольких лет описывала женщин, погибших там, для своей книги. Неужели она решила стать героиней собственного проекта и прыгнула на встречу смерти? Дочь Нелл Лина, которая все годы была рядом, уверена, что да. А сестра Джулс, с которой Нелл не общалась долгое время, сомневается. Весь городок шокировала эта смерть, так похожая на иронию судьбы. Полиция расследует дело, но вроде, как и не надеется найти ответ. В случае со смертью любимицы родителей, во всем лучшей Кейти ее за несколько месяцев так и не нашли. А возникали ли подозрения у тебя, Катя?

Екатерина Молочко (далее КМ): У меня были подозрения только в психическом здоровье Джулс. То она в собственных мыслях постоянно обращается к мертвой сестре, то подозревает ее 15-летнюю (!) дочь во всех бедах. Она сразу напомнила Рейчел («Дівчина у потягу»), но та была хронической алкоголичкой, а эта? Нет, эта не пьет. Более того — не ест. В детстве Джулс была толстушкой и неудачницей. Она особенно выделялась на фоне идеально стройной и успешной Нелл. Поэтому перенесла в свою взрослую жизнь еще больше детских травм, чем просто толстая девочка.

В конце книги Пола Хокинс пишет: «раз у раз повертаюсь до тем і предметів, які мене захоплюють: місце жінки у світі, стосунки жінок між собою…».

В реальном результате получается странная вещь:

  • изуродованные женские главные герои (Рейчел, Джулс)
  • трагедии в отношениях (Анна, которая украла у Рэйчел мужа; Джулс, которая не без причины всю жизнь не общалась с Нелл).

На примере причины враждебности сестер можно показать все интриги книги. Вот вам интересно, почему два родных человека не общаются? Тем более, что одна очень этого хочет и постоянно звонит, а другая просто игнорирует ее. Даже если ответ «нет», Пола добавит еще пикантных моментов и вам станет интересно. Но… Когда вы узнаете причину. Конечно, я не знаю, какой будет ваша реакция, поэтому… Когда я узнала причину, возникла только одна мысль — а разве могло быть иначе? Неет, иначе и быть не могло! Поэтому моё общее впечатление о сюжете — писательница виртуозно закрутила тайны, но так и не смогла их интересно размотать.


Главные герои — наконец они существуют


КМ: После прочтения «Дівчина у потягу» у меня был один вопрос — где персонажи? Наверное, не только у меня, поэтому Пола Хокинс в «Глибоко під водою» исправляет этот момент. Здесь мы имеем:

  • две жертвы (как уже рассказала Катя): Нелл и Кейти;
  • их семьи (Лину, Джулс, Алека, Луизу, Джоша);
  • еще 5-6 персонажей, от имени которых есть разделы;
  • ряд случайных персонажей.

Вместе с персонажами появились и мотивы. Каждая утопленница связана с другими героями. Здесь уже не так очевидно, кто что натворил. Это 100% плюс книги. Хотя я видела негативные отзывы именно из-за персонажей. Читатели жаловались, что терялись в них и не понимали, кто есть кто. Кать, а для тебя разнообразие персонажей стало преимуществом или недостатком «Глибоко під водою»?

КТ: Мне здесь персонажи показались не так хорошо выписанными, как в «Дівчина у потягу». Возможно, потому, что их так много. Я обычно хорошо запоминаю имена, поэтому понимаю, почему было трудно некоторым читателям сориентироваться. Некоторые действовали естественно, некоторые не очень, черты некоторых казались слишком гиперболизированными… Ну и развязка удивила: когда узнаешь, кто виноват в смерти Нелл, — это большая неожиданность. Начинаешь вспоминать моменты, в которых насторожили другие персонажи, и кое-что кажется совершенно нелогичным. Хотя этот конфликт между сестрами, их недоразумение, которое сломало отношения на всю жизнь, мне показался довольно сильным ходом.


 От рассказа-дневника к «каше»


КТ: Как и первый триллер Поли Хокинс «Дівчина у потягу», который стал мировым бестселлером, этот также частично написан от первых лиц. Однако есть в нем и отдельные пересказанные автором истории — отрывки из «книжки» Нелл Эббот о смерти каждой из женщин Затона. Которые «звучат» в нескольких вариациях, поэтому что на самом деле произошло в большинстве случаев читатель узнает только в конце романа. Автор пытается оригинально подать мысли каждого героя (именно так, это не дневник, а как записан поток сознания героев). Иногда выписан более детально (как в случае с Линой или Джулс), иногда лаконично (Марк и Патрик). В этом романе Пола Хокинс не гнушается нецензурной лексикой, которая, однако, в устах ребенка звучит достаточно естественно. Как и предыдущая книга, «Глибоко під водою» — это история прежде всего о женщинах, а их — пусть условным — палачом оказываются не обстоятельства, а мужчины. Писательнице удается более или менее заинтриговать читателя, однако жуткого ощущения, к которому она стремилась, у меня не появилось. А было ли тебе страшно и почему?

КМ: Нет, страшно точно не было ? Было непонятно. Каждый раздел книги начинается с имени персонажа «который рассказывает», но:

  • есть 8 разделов, которые повторяются. Типа этот раздел Джулс и следующий Джулс. Я так и не поняла, что это. Какая неудачная задумка? Невнимательность? Или ошибка перевода?
  • Все разделы написано по-разному. То от первого лица, то от третьего. Можно было бы это объяснить важность персонажей, но нет.

Розділ Джош: Щось мене розбудило. Я сів на ліжку і помітив, що кімната…
Розділ Нікі: Нікі не раз бачила її у тих місцях після цього…

  • тот факт, что Пола Хокинс добавила кучу персонажей и оставила формат рассказа-дневника запутывает. Второстепенных персонажей можно было просто вплести в поток сознания главных героев. Как по мне, формат истории — это единственное, что у «Дівчина у потягу» было лучше. Там действительно было три взгляда на одну ситуацию, три истории. В книге «Глибоко під водою» не получилось такого эффекта, получилась каша.

Чисто английские убийства от Полы Хокинс


КМ: Уже в самом начале истории стало понятно — персонажей много и книга обещает быть интересней, чем предыдущая. Затем возникло ощущение, что я смотрю серию «Чисто английских убийств». Удивлению не было предела после 108 страницы, когда

Серьезно: как кто-то может уследить здесь за количеством трупов? Это похоже на детектив «Чисто английские убийства» — только здесь люди не падают в грязь или бьют друг друга по голове, а…

Нуу, если автор сама сравнивает книгу с сериалом, то интересно, кого же считает интересным? Отдаю свой голос серии «Чисто английских убийств». Секретов, убийств и WOW эффектов там всегда достаточно. Чего не хватило в «Глибоко під водою». Хотя эта книга мне понравилась больше, чем «Дівчина у потягу». Катя, а тебе?

КТ: Конечно, этот роман имеет много общего с «Дівчина у потягу»: это тоже история о внутренних страхах и «надломленности», о позиции мужчин над женщинами, о метаморфозах человеческой памяти. Главное же отличие заключается в мистической окраске новой книги и ее большом размахе — если в «Дівчина у потягу» рассказывается история двух семей, то тут — по меньшей мере пяти. В «Глибоко під водою» в общей сложности больше персонажей и конфликтов, речь идет об эпизодах разных лет, объединенные местом действия — Затон утопленниц. Но нельзя сказать, что от этого книжке становится лучше.

Второй триллер Полы Хокинс мне все же показался заметно слабее, чем «Дівчина у потягу». Несмотря на свой больший масштаб и нескольких действительно интересных, нестандартных героев (Хелен, Шон, Ники), он уступает по психологическому погружению в историю каждого персонажа и значительно меньше впечатляет. Однако «Глибоко під водою» — это, безусловно, увлекательное чтение. Этот триллер не вызывает испуга до мурашек, а больше интригует, как же в конце автор сплетет ниточки истории каждого героя в один голебен. И наконец главная загадка раскрывается совершенно неожиданным образом.


 Кому стоит прочитать


КТ: Стоит прочитать тем, кому понравилась книга «Дівчина у потягу», потому что у них все же много общего. А еще тем, кто любит мистические триллеры и истории о «загадочных провинциальных городках». Это хорошая книга в дорогу или на один длинный свободный вечер, когда хочется погрузиться в сюжет романа и вынырнуть (простите за каламбур), только дочитав последнюю страницу.

Но предупреждение, ни в коем случае не читайте последнюю страницу заранее! (и предложение). Эта привычка некоторых может оказаться «роковой» в этом случае:)))

КМ: Могу добавить, что эта книга для ценителей детективов-новинок. Читается очень легко — здесь нет никаких отступлений от основного повествования или скучных описаний.


Кому не стоит читать


КМ: Здесь будет немного противоречия. Считаю, что «Глибоко під водою» не стоит читать тем, кто ищет историю о куче убийств какого-то серийного маньяка (что-то такое подсказывает аннотация) или мистики.

КТ: Тем, кто ищет глубокого психологизма или достоверности, а также сторонникам патриархальных ценностей и горячим антифеминистам.


 Похожие книги


КТ: Одна из историй книги очень похожа на фабулу психологического романа с элементами триллера и детектива «Несказане» Селесте Инг. Здесь девушку-подростка также находят мертвой в водоеме, и похожим образом описаны переживания родителей и их попытка понять, что и когда пошло не так, а в конце оказывается то же самое — что они плохо знали своего ребенка. Повторяется и общее настроение и мнение о том, как вовремя не обговоренная ситуация может стать непоправимой, а собственное представление о прошлом совсем не таким, каким оно было на самом деле. Интересно, что писательницы, похоже, писали свои романы одновременно, и никто ни у кого не подсмотрел эту тему.

КМ: «Дівчина у потягу», «Книга дзеркал» (по теме копания в прошлом), «Гострі предмети».


ЧитатьДетективы Роулинг-Гэлбрейт: как, о чем, кому читать
ЧитатьИх воспитал Конан Дойл: топ-15 самых популярных детективов
ЧитатьЧитать и смотреть: 10 атмосферных книг и их сериальные адаптации

(Visited 1 221 times, 1 visits today)