А может ну ее, истину? Рецензия на «Далекий простір» Ярослава Мельника

Этот роман впервые увидел свет в КСД в 2013 году. В тот же год он стал Книгой года BBC, а позже его включили в школьную программу для 11-х классов. На днях в издательстве А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА «Далекий простір» переиздали в новой редакции, а обозреватель блога Yakaboo уже прочитала его и делится впечатлениями — в день 60-летия автора.

Если любите антиутопии, вам сюда

Представьте себе мир, в котором все люди, как марионетки, абсолютно контролируемы? У них есть работа, досуг, еда, семьи — им все дали. Зато у них нет ни малейшей свободы. Они вообще не представляют, как работает окружающий мир, и продвигаются проторенными путями, которые для них создали специальные датчики. Такой мир создал в своем романе «Далекий простір» Ярослав Мельник.

Почему я купила эту книгу сразу же, как только переиздание вышло? Если вы любите антиутопии, то этот выбор вам понятен. С последнего прочитанного такого плана мне зашли «Бункер» и «Перезагрузка», а вот «Исправительный день» Чака Поланика вызвал сумбурные впечатления. Мимо «Дальний пространство» я пройти не смогла. Хотя бы потому, что аннотация напоминала любимую «Слепота» Сарамаго. В мире незрячих главный герой начинает видеть. Ну как тут не прочитать?

Многие из украинских читателей узнали о Ярославе Мельнике благодаря роману «Маша, або постфашизм». Это тоже антиутопия, но кардинально иная, я такие называю вегетарианскими, ведь тема любви к животным (или ненасилия) проходит в ней красной линией. Некоторые читали сборники его рассказов «Телефонуй мені, говори зі мною» («Темпора», 2012, 2017), «Чому я не втомлююся жити» (КСД, 2014), тиражи которых заканчивались очень быстро. В общем Мельник — уникальный украинский автор, которого больше знают на Западе, чем в Украине. Он живет между Литвой и Францией, выдал более двух десятков книг, но известным среди украинцев его до сих пор нельзя назвать. Впрочем, в историю литературы он уже попал — ведь «Далекий простір» пока читают все одиннадцатиклассники в рамках школьной программы. 

Так ли это далеко от реальности?

Итак, Мельник изображает мир, в котором все слепы. Они движутся в пространстве с помощью системы датчиков, не видят с рождения, а потому не представляют, как выглядит внешний мир и они сами. По концепции, которую выстроило их государство, существует только «близкое пространство» — то есть расстояние вокруг каждого человека — куда дотянутся руки. Страной ходит легенда о некоем «далеком пространстве», однако никто в это не верит, потому что его не видел. А вот герой внезапно прозревает, узнает правду, и пытается рассказать всем об окружающем мире. Те отмахиваются и не верят, считают его больным и предлагают полечиться.

В общем это не так уж и отличается от нашего с вами реального мира, правда? Большинство людей не представляют, как устроено государство, в котором они живут, и мир в целом. Им достаточно иметь стандартный набор обычных вещей: крышу над головой, близких рядом, еду и здоровья. Словом, чтобы их «близкое пространство» было комфортно. Как только выходишь чуть дальше — в «даекое пространство» — то видишь его уродство (несправедливость, коррупцию, внезапные смерти, жестокость, нелогичность и другие недостатки нашего мира). В книге этот «большой мир» изображен как многоуровневые уродливые коробки, обшарпанные будки квартир и неприятный внешний вид людей (автор их называет «существами» — настолько они некрасивые и неотесанные). Образ яркий — ведь мир в целом (если на него посмотреть трезво, какой он есть) действительно напоминает уродливую машину, а люди, со всеми их слабостями и недостатками — не слишком духовно красивые.

Один из вопросов, которые ставит перед нами эта книга — что важнее: комфортное незнание, неудобная истина? Если люди счастливы в своей наивности и ограниченности — может, не надо открывать им глаза? Этот вопрос задает себе герой и, соответственно, читатели романа. Если знание об истинном положении вещей все равно ничего не изменят, может и не стоит знать?

Интересно, что, узнав правду о мире, герой ее не скрывает, а пытается рассказать всем, кого знает. Кто-то не верит, не хочет слышать и предлагает ему лечиться. Кто-то просто не может в такое поверить — умственных способностей не хватает. Кто-то не сильно и удивляется, мол, ну и зачем мне это знание, если оно так далеко от моей повседневной жизни, и, по сути, ничего не меняет.

Народ, изображенный в романе, счастлив в своей незрячести и благодарен системе. Здесь перед читателем встает вопрос — достаточно ли человеку, если о нем заботятся и обеспечивают его основные потребности? Нужно нечто большее — свобода, знание истины? Надо «открывать им глаза»? И настолько плохие правители такого мира, скрывают от людей правду? Большей глубины придает тот факт, что ослепили людей не эти правители, это произошло когда-то давно, а нынешняя власть только подстроилась под обстоятельства. Поэтому, возможно, правительства — не безжалостный диктатор, а мессия? Может, это лучший способ как-то выжить в существующих условиях — не говорить людям лишнего?

В общем политики в романе много. Например, незрячие не могут выбирать высшую власть, только нижние ее звенья. Это объясняется тем, что вся система устроена так, что незрячие не смогут управлять этим огромным технологическим монстром. То есть если демократически выбрать такого правителя — страна разрушится из-за того, что ей не смогут грамотно управлять. Невольно задумываешься — может, в этом действительно есть рациональное зерно? И жутко становится от таких мыслей.

Еще одной темой книги является попытки героя понять, что есть человек. Не зря же Ярослава Мельника называют философом. Когда герой начинает видеть своих близких и понимает, что внешне они — уродливые, горбатые и мохнатые, он задается вопросом, чем именно является человек. И какую роль здесь играет внешность? Ведь слепые люди, которые не видят своих близких, радуются самому их существованию, голосу, ощущению их близости. Может другой человек рядом — это просто часть их комфорта? Не зря же главного героя, после того, как он прозрел и захотел поделиться этим ощущением со всеми, не поняли ни его девушка, ни мать. Здесь можно долго думать и обсуждать. И этим роман также прекрасен. 

Послевкусие

В целом, «Далекий простір» — книга, которую хочется читать хотя бы два раза подряд. Ведь первый раз обязательно что-то пропустишь. А еще ее очень хочется с кем-то обсуждать, потому что однозначных ответов она не дает — как и любая хорошая литература.

Легким это чтиво не назовешь, потому философствования и непростых тем здесь больше, чем сюжетных поворотов. Кстати, сегодня автору исполняется 60 лет. Почему бы не поздравить Ярослава Мельника покупкой новой редакции романа? 

Тетяна Гонченко
Маю в житті чотири пристрасті: журналістика, подорожі, література і котики. Тож багато пишу, багато їжджу по світу, багато читаю і маю двох котиків. Зрештою, ці сфери тісно пов’язані: хороший журналістський текст – це теж література. А книги – це ще один спосіб подорожувати. Котики ж прекрасні самі по собі. Веду телеграм-канал про книжки: http://t.me/npzbvnkngchtn
https://www.facebook.com/atanoissapa

802 thoughts on “А может ну ее, истину? Рецензия на «Далекий простір» Ярослава Мельника

    Добавить комментарий