Читать играя: как в Польше и Скандинавии приучают любить книги с помощью игры для смартфонов

Джерело фото: FB «Culture Bridges»

С 9 по 13 июля в Киеве проходила летняя школа для работников издательского сектора. Спикеры из Польши, Греции, Италии, Германии, Великобритании, Чехии и других стран Европы делились опытом с украинскими издателями.

Yakaboo уже публиковал интервью с одной из спикеров этой школы — Кариной Эльм. Теперь предлагаем разговор с Марчином Скрабкой. Поговорили о том, как заинтересовывать людей книгами с помощью онлайн-игр по типу PokemonGo. В Польше, откуда родом Марчин, и Финляндии, где он бывает по работе, эта инновация довольно популярна.


Досье
Марчин Скрабка (1978 р.н.) – юрист, инноватор, независимый бизнес-аналитик и консультант, владелец goodbooks.pl. Много лет работает издателем в Wolters Kluwer Poland и Young Digital Planet (Sanoma Learning), где он создавал онлайновые и мобильные проекты. Основал несколько стартапов вроде prawosocjalne.pl — инновационная онлайновая правовая информационная система с юридическими сведениями для социальных работников или же czekieklimaty.pl — крупнейший онлайн-магазин литературы, фильмов и музыки из Чехии на польском рынке.

Его новый интерес — сочетание геймификация и мобильных технологий с книгами и контентом. В партнерстве с Finnish Team Action Zone он вводит в европейской издательской индустрии методологию и мобильную платформу, посвященную геймификация книг и контента на смартфонах для повышения интереса к культуре среди миллениалов и поколения Z.


playРасскажите, пожалуйста, о программе ActionTrack. В чем ее суть?

Это программное обеспечение, которое разработали в Финляндии. По сути, оно позволяет создать такую игру, как Pokemon Go — не обязательно именно ее, это может быть и Taras Shevchenko Go и любой-Go, но по такому же принципу. Это идеально для тимбилдинга, поиска сокровищ, квестинга или геокешинга и для создания интерактивных гидов и проложения маршрута.

Это игра с привязкой к местности и технологией дополненной реальности, в которую надо играть со смартфоном. На основе этого программного обеспечения вы можете самостоятельно создать похожую игру, которая бы поощряла игроков к чему. Например, к чтению книг.

В Польше в партнерстве с финским производителем программного обеспечения мы создали методологию, которая помогает создавать игры по книгам на основе готовой технологии. Эти игры сочетают в себе геокешинг и квестинг.

Это программное обеспечение — как двигатель. Ты можешь купить двигатель и на основе него создать моноцикл, грузовик или гоночную машину. Фактически, мы купили двигатель, то есть лицензию, и создали методологию, как на основе нее работать с культурными институтами или, например, с библиотеками, музеями и школами.

Конечно, есть похожие программные обеспечения: игры, основанные на местности, — не новость. Многие стартапов пытались сделать нечто подобное, но они потерпели неудачи. Потому что все разработки требуют большого количества денег и лет опыта. Инженеры, создавшие ActionTrack, работали в компании Nokia. Они поддерживают жизнь проекта, добавляют новые опции и особенности. Потому что программное обеспечение гибкое: вы можете выбрать опции, необходимые именно для вашего дела.


playКак это работает?

Вы создаете игру с помощью браузера через программное обеспечение, используя гугл-карты. Далее для того, чтобы сыграть в игру, надо использовать смартфон или планшет. Фактически, это редактор, авторский веб-инструмент, помогающий создать неограниченное количество игр и направить их в приложение. Они работают на iOS и на Android. Когда вы имеете доступ к редактору и когда люди играют, вы можете видеть в реальном времени, что они делают, как они отвечают на вопросы и как они взаимодействуют с контентом.


playКакая целевая аудитория этой игры?

Она рассчитана на любого, кто хотел бы провести время в интересный способ. Конечно, большинство — это поколение Z, подростки, миллениалы. Но мы видели, как целые семьи играли в эту игру. В Скандинавии это очень популярный способ проводить свободное время. Также это зависит от того, кто организует игру — библиотеки / издатели, школы, музеи, HR-отделы. Каждая организация может определить свою целевую аудиторию.


playТакие игры возможно создавать только в Польше или Скандинавии? Или в Украине, например, тоже? 

Да, вы можете использовать ее везде, где доступны Google-карты.

Сейчас наша игра iOS / Andoid-приложение ActionTrack (который используется для игры) поддерживает 22 языка. Нет украинского, но есть русский. Меню веб-редактора поддерживает на данный момент английский, польский, словацкий, венгерский и финский языки. Пока нет украинского или русского языка, потому что нет клиентов из этого региона. Но, если появятся первые клиенты, мы вероятно добавим языков.

Конечно, мы можем сделать игру на любом языке. Это не проблема сделать прямо сейчас игру на украинском или российском. Участники Летней школы в Художественном Арсенале имели возможность сыграть в украиноязычную игру — «День из жизни кролика» — это забавная игра для начальных школ. При выполнении различных видов задач ты изучаешь интересные факты о жизни кроликов и зайцев.


playКакая именно связь между книгой и игрой?

Из книги берется сюжетная линия. Для этого выбирается часть сюжета, потому что целую книгу очень сложно геймифицировать. По этой части пишется сценарий для игры, как для фильма. Очень важно прочитать книгу креативным способом, ища выбор, сделанный главным героем. Мы учим, как это делать, потому что в будущем это может помочь молодежи работать в индустрии дизайна игр в качестве сценаристов.

Чтобы совместить книгу и игру, можно использовать QR-код. Например, если это учебник по украинскому языку, то к каждому уроку вы можете иметь игровое домашнее задание в формате мобильной игры. Ученики отсканируют код, напечатанный в книге, и смогут пройти квест по теме урока. Это также идеально для планирования и создания школьных путешествий — сначала вы читаете и создаете игру, а затем во время поездки играете.

Другой пример: когда надо прочитать какую-то очень скучную книгу из списка литературы. Мы можем геймифицировать каждый раздел книги или более того — научить детей самостоятельно его геймифицировать. Так мы делаем в Польше и Финляндии. Для того, чтобы создать игру по книге, прежде всего ее надо прочитать, поэтому это поощряет детей к чтению. А создание игры развивает в них креативность, дает возможность открыть новые миры и закодировать свои идеи в форме игры, гордиться собой и показать игру друзьям.


playТо есть главная задача игры —  приобщить к чтению? 

Да. Приобщать и поощрять.

Игра также может использоваться и в музеях. Например, вы можете создать игру, которая была бы дополнением к выставке. Посетители будут искать информацию в игровой форме и им станет интересно — вместо того, чтобы скучать от очередных скульптуры или рисунка.

Так же ее можно использовать в образовании.

В Польше и Скандинавии у этой игры есть коммерческое и некоммерческое использование. Некоммерческое — это в библиотеках, музеях, культурных учреждениях, на культурных событиях. Коммерческое — в корпоративном обучении, командных мероприятиях. Например, я видел, когда продавцы играли в игру, которая базировалась на банковских предложениях — таким образом они их изучали и запоминали. В наше время, когда люди учатся не только в школе или вузе, а на всю жизнь, это очень актуально.

Еще один интересный способ использования игры — для сохранения исторического наследия. Для того, чтобы приобщить детей к изучению своих корней, традиций, мы можем создать игру, которая будет базироваться на показаниях бабушек и дедушек. Дети могут снять фильм, поместить фильм в игру, создать сюжетную линию. Это также способ привлечь молодежь, показать, что круто быть активным, сохранять местные достояния, что очень важно сейчас в Польше. Мы стараемся это сделать.


playПопулярна ли эта игра в Польше или Финляндии?

В Польше мы запустили такое программное обеспечение только в прошлом году. Для них это новое направление. Мы стараемся реализовать игру в культурных учреждениях. Она уже популярна в корпоративных организациях.

В мире много компаний, которые используют это программное обеспечение, но по-своему. Они организуют мероприятия, чтобы скучающие IT-шники развлеклись. Менеджеры по работе с персоналом используют игру, чтобы объединить коллектив. Но в культуре такая идея нова. Культура, к сожалению, часто вне коммерческого рынка.

В финских школах нашу программу используют в школах и университетах. Не везде, конечно, но у нас много примеров. Никто в Европе до нас этого не делал. Поэтому мы ездим на книжные форумы, типа Франкфуртского и Лондонского, чтобы презентовать свою идею.


playЕсли я хочу сыграть в игру, мне нужно просто загрузить ее в AppStore или GooglePlay?

Приложение позволит бесплатно играть в этой программе, но только в те игры, которые публично открыты разработчиками. Если вы хотите создать свою, вам надо покупать программное обеспечение и лицензию.



Инструкция по использованию ActionTrack 

game-starter1


Світлана Карпета
PR-менеджер в Yakaboo.ua. Обожнюю читати літературний non-fiction, слухати Дебюссі й дивитися детективи та трилери. А ще я редактор-задрот, який звертає увагу на всі помилки. Читайте правопис, «Як ми говоримо» і любіть українську мову)
https://www.facebook.com/svitlanakarpeta

361 thoughts on “Читать играя: как в Польше и Скандинавии приучают любить книги с помощью игры для смартфонов

    Добавить комментарий