Наши обозревательницы уже читали первую часть этой книги. Теперь — делятся впечатлениями от второй.
Обозревательницы
Настя Заремба @anastasiia.zaremba: мама, прочитавшая более 25 книг о воспитании. Верю, что в книгах можно найти ответы на любые вопросы, главное знать, где искать.
Юлия Прохорович @julia_prokhorovych: неидеальная мама маленького мальчика-шилопопика. Ищу тишину в книгах, особенно люблю читать в ванне с пеной и при свечах (просто это единственное место, где мама может уединиться).
Ирина Юрченко @irinyurch: мама-книголюб. Верю в то, что книги играют большую роль в формировании личности — не только маленькой, но и взрослой.
О чем книга
Ирина: «Наши дети будут лучше нас» — девиз, кредо, надежда, стремление или желание многих мам. Как же это осуществить? Как воспитать хорошего человека? Как помочь ребенку в создании того самого «лучшего будущего”? Как научить говорить правду, быть настойчивым и не сдаваться? Как воспитать доброго человека?
По крупицам, спотыкаясь и ошибаясь, но мамы находят ответы на свои вопросы — только бы знать, где их искать. Недавно мы рассказывали вам о книге «Ігри і казки, які лікують» Алины Руденко — такое себе пособие для родителей, которые столкнулись с проблемами в поведении ребенка. Перед вами вторая часть книги — она и сконцентрирована на тех самых «как?». И если акцент первой книги — это негатив, «обратная сторона» счастливого детства, то «Ігри і казки, які лікують 2» посвящена совершенно противоположным факторам в жизни ребенка. Вместо разговоров об агрессии и истериках — настойчивость и целеустремленность, вместо упрямства — оптимизм, а вместо жадности — умение говорить правду.
Анастасия: Эта книга — это набор практических советов, сказок, игр, которые должны помочь родителям научить ребенка говорить правду, быть целенаправленным и привить любовь к книгам. Очень интересен последний раздел «Повседневные мелочи», где автор рассказывает как избежать истерик в магазине, как приучить ребенка чистить зубы и делать зарядку, что такое доброта и почему она важна. Трудно сказать на какой возраст детей рассчитана эта книга, ведь есть советы как для младенцев, так и для подростков.
Юлия: Ну що ж можна додати до вищесказаного дівчатами? В другій книзі автор вирішила розглянути більш детально теми брехні, цілеспрямованості та любові до читання. Кожному питанню приділено достатньо уваги і батьки можуть знайти свій підхід до вирішення певних ситуацій.
Игры и сказки, которые лечат...
Ирина: Если в первой книге я просто набрала себе методов «на заметку», так как еще не сталкивалась с описанными нюансами, то вторая книга местами была «о наболевшем». А именно глава о целеустремленности, настойчивости и последовательности у детей.
Как и любой маме, мне хочется сделать максимум полезного для ребенка. Развитие, стишки, считалки, занятия и прочее — все это прекрасно. Но в меру. Я из тех, кому трудно остановиться. Стоит сыну самостоятельно засесть за какое-нибудь дело, у меня в голове включается сирена «а ребенком заниматься ты будешь? Чего сидишь, ничего не делаешь?».
Спокойствие, терпение и наблюдение. Для этого в книге есть игра для взрослых — «Аквариум», где автор предлагает вам представить себя рыбкой за стеклом. Попробуйте почувствовать себя такой рыбкой, которая не может (и не должна!) влиять на то, что происходит за пределами аквариума.
Еще один важный момент из этой главы — набраться терпения. Мы часто подгоняем детей, не замечая, что этим же и мешаем им развиваться правильно. «Быстрее убирай пазлы в коробку, нам пора на улицу!» — улица закроется? «Закрывай книжку, ужин остывает!» — подогреть нельзя?
«Собери конструктор, пора лепить из пластилина!» — он убежит? Самое время заметить важность того, чем занимается ваш ребенок. Почему бы не дать ему возможность выбрать самому?
И самое главное — отсутствие фанатизма и крайностей. Автор напоминает, что у медали — две стороны и не всегда настойчивость важна. Порой необходимо отпустить ситуацию, принять ее как данность и расслабиться. Неплохо бы этому и ребенка научить.
Анастасия: Если быть откровенной, у меня возникло очень много вопросов к автору книги, поэтому мне трудно сказать, какой раздел понравился больше всего. Но я с легкостью могу сказать к какому разделу у меня меньше вопросов — «Обещаю говорить только правду и ничего, кроме правды». По моему мнению этот раздел наиболее структурирован, хорошее объяснение, почему дети врут, а также очень много сказок и игр. Для себя отметила игру «Отличная идея», в которой необходимо записывать все выдумки ребенка в тетрадь. Также, мне очень понравилась идея о квесте для детей в разделе о целеустремленности и настойчивости.
Достаточно спорные советы в разделе «Как воспитать оптимиста», вдобавок ко всему, когда объясняются причины пессимизма, автор почему-то пишет только о соответствующих действиях или бездействии родителей, забывая о самом ребенке. Все дети разные, и стоит помнить о зерне, как в книге Джона Медины «Правила розвитку мозку дитини», или в книге Мэри Шиди Курсинки «Виховання надзвичайної дитини».
А вот наиболее неприятно меня поразил раздел «Любовь к чтению». Во-первых, меня зацепила фраза: «Не пойдешь гулять, пока не выполнишь домашнее задание», выглядит так, будто домашнее задание — это наказание, и как же тогда его можно полюбить. По моему мнению, психолог мог бы подобрать лучшее выражение и мотивацию.
Во-вторых, я нашла советы для детей, которые только учатся читать, а как привить любовь к книгам тем, кто уже умеет, или вообще подросткам? А в-третьих, эта сказка «Личная переписка». Я вообще не поняла, зачем ребенку, что уже умеет писать, навязывать существование зубной феи. Даже в этой сказке, у девочки появилась проблема из-за этого со сверстниками — то есть проблема, созданная родителями. Более того, когда девочка спросила у феи, настоящая ли она, фея написала ей, что обиделась на такой вопрос. Как по мне, это какой-то сюрреализм, и потом нам будут необходимы разделы о доверии и правде.
Юлия: Мне импонирует раздел книги о воспитании целеустремленности у ребенка. Автор пытается понять, почему иногда дети теряют самостоятельность и интерес к делам. Что становится причиной безынициативности и незавершенности дел? Как мама я получила много интересной информации об особенностях детского внимания и возраста, и других моментов в воспитании. Что-то я знала интуитивно и получила подкрепление своих представлений, а что-то было в новинку.
Себе на заметку я взяла совет автора — как помочь ребенку достойно принимать поражения, или «Праздник первой тройки»! Это довольно нестандартный подход к воспитанию, когда ребенок получает первую в жизни тройку. Обязательно прочитайте этот совет, не буду раскрывать все карты;)
А еще мне очень понравился совет автора по настойчивости в природе. Как вода камень точит или насколько трудолюбивы маленькие муравьи, что могут строить большие домики! И сколько еще можно найти таких интересных примеров, надо только остановиться и внимательно посмотреть вокруг, и мир обязательно удивит вас!
Послевкусие
Ирина: Как и с первой книгой, у меня остались положительные впечатления. Мне нравится, что «Ігри і казки, які лікують» посвящены не только играм и сказкам, но и служат неплохими «напоминалочками» для родителей.
В каждой главе вы встретите советы психолога и важный пункт «зеркало», где сможете посмотреть на себя со стороны. Будет ли ребенок любить литературу, если не видел маму с книгой в руках? Станет ли говорить правду, если папа сам может ему соврать? Закончит ли дело, если у мамы никогда нет времени\возможности\настроения разобраться со своими делами? Есть о чем подумать, в любом случае. А это главное.
И не забывайте: все дети разные, к каждому — свой подход и универсальных методов не существует в природе. Читайте книги, прислушивайтесь к тем советам, которые вам импонируют, и не выключайте свою интуицию.
Анастасия: У меня очень странные впечатления от книги, с одной стороны было много полезных игр и сказок, а с другой какие-то очень непонятные советы психолога. Например, упражнения с оценкой и сравнением, будто бы же все психологи уже говорят о том, что сравнивать себя можно только с собой, а не с хорошими и плохими детьми. Более того, нельзя вообще давать оценку детям, только их действиям. И если сказки, кроме одной, мне понравились. То к многим советам самого психолога у меня множество вопросов и это портит все впечатление от книги.
Юлия: В общем мне понравилась книга, здесь есть много полезной информации, советов, игр и сказок. Конечно все советы не могут полностью подходить для всех детей, потому что все мы разные! Но каждый взрослый сможет найти что-то интересное и полезное для воспитания своего малыша.
Топ-3 цитаты
Ирина: «Те, що дитина робить зараз із вашою допомогою (навіть якщо просто спостерігає за тим, що робите ви), коли-небудь обов’язково стане тим, що вона добре робитиме сама».
«Чимало дбайливих батьків переймаються через те, що якщо в дитини не буде щось виходити, у неї з часом сформується низька самооцінка. Але навпаки, якщо батьки весь час хвалять і не дають відчути, що дитина може сама, вона стане невпевненою в собі»
«Говорити треба, не докоряючи дитині. Треба показати, що ви розумієте, чому дитина так говорить. Ваша підтримка стане ресурсом, який допоможе малюкові впоратися зі своєю брехнею. Адже показати дитині, що ви не лише знаєте правду, але і розумієте, чому вона говорить неправду, краще, ніж сказати «Ти брешеш!».
Анастасия: «Як часто ми шпетимо своїх дітей за брехню, як ми хочемо, щоб вони говорили нам тільки правду! І як часто ми самі безсовісно обманюємо, навіть не помічаючи цього»
«Якщо ви досі переживаєте, що колись зробили не так, можу сказати: по-перше, минулого не повернеш, по-друге, якщо ви переживаєте, отже вам не все одно, а це означає, що ви хороші батьки. Прийміть ситуацію і пробачте собі»
«І тоді, на заході життя, мені відкрилася страшна таємниця. Якби я тоді, коли був молодий, змінив себе, я б зміг зробити свою сім’ю щасливою. Разом ми могли б вплинути на наших друзів і близьких. Об’єднавшись, ми могли б змінити країну, а за нею — і весь світ»
Юлия: «Дорослі часто підганяють дитину, не помічаючи всієї важливості того, що вона зараз робить. Майже завжди ми вважаємо важливішою «дорослу» справу»
«Де б ви не були, ви завжди знайдете сотні прикладів того, як наполегливість творить дива. Усе, що вам потрібно — стати трохи уважнішими і не боятися провести час лежачи на землі, на траві або піску, узявши лупу або фотоапарат»
«Більшість маленьких дітей — великі консерватори. Вони люблять переглядати одні й ті самі мультики, їсти лише улюблені макарони і часто не хочуть пробувати щось нове»
Кому стоит прочесть
Ирина: родителям, которые ищут «ключик» к своему ребенку, воспитателям, учителям, педагогам — в книге масса интересных материалов не только для мам.
Анастасия: родителям, которые хотят, чтобы их дети говорили правду.
Юлия: всем, кто общается с детьми и хочет говорить с ними на одном языке.
1 332 thoughts on “#ЧитаємоРазом: «Ігри і казки, які лікують-2»”