«Артефакти з життя. Ернест Гемінґвей»: описанный в заметках и письмах рассказ писателя о самом себе

Книга Майкла Катакиса «Артефакти з життя. Ернест Гемінґвей», что осенью вышла в «Видавництві Старого Лева», буквально погружает в жизнь одного из классиков американской литературы ХХ века. Она станет замечательным подарком для тех, кто уже знает биографию и произведения этого писателя — лауреата Нобелевской премии по литературе 1954 года.

Эрнест Хемингуэй — популярная фигура не только у читателей со всего мира, но и у биографов. Десятки, если не сотни, брались исследовать его жизнь. Даже в Украине в прошлом году вышла еще одна книга о писателе «Гемінґвей», авторства Мэри Дирборн (издательство «Наш формат»). У нас Хэм — известный и любимый, ведь активно представлялся как во времена СССР, так и за независимости. Последние два года «Видавництво Старого Лева» каждые несколько месяцев радует томиком с его работами в свежем переводе на украинский.

Эрнест Хемингуэй родился 1899 года, а умер в 1961-м, и стал не просто свидетелем, но и участником многих бурных событий первой половины ХХ века. В 19 пошел добровольцем воевать в Первой мировой войне, где получил ранения, описывал гражданскую войну в Испании, а во время Второй мировой, в которой воевал его старший сын Джек, жил в Лондоне. Его жизнь была полна сильных впечатлений от увиденного в боях и в тылу, а также в путешествиях, в том числе и в Африку, которые он ярко описывал в своих произведениях и письмах. Строки, написанные им, магнитом манят к себе читателей вот уже почти сто лет. 

Американский писатель и фотограф Майкл Катакис является распорядителем литературного наследия лауреата Эрнеста Хемингуэя уже более 25 лет. В свое время судьба свела его со средним сыном писателя Патриком, между ними возникла дружба, а потом и сотрудничество — в том числе при создании книги «Артефакти з життя».

 «Під час дослідження життя Гемінґвея через його тексти та речі дещо проявилося дуже ясно — його спостережливість. Весь час Гемінґвей складав списки, ніби слухаючи і спостерігаючи за всім і зберігаючи для використання у майбутньому. Одна виявлена мною світлина, яку, на мою думку, він зробив, коли рибалив на Кубі, демонструє насіння, з якого пізніше виросла повість «Старий і море». На ній двоє старих рибалок у маленькому човні з одним коротким вітрилом. Вони перетягують через борт велику рибу-меч. Це зображення прекрасне, виконане з розумінням композиції та відчуттям часу. Він був уважним. Дуже уважним. На відміну від нинішнього часу, коли люди все записують і нічого не бачать, Гемінґвей цікавився життям і робив це з наймолодшого віку», 

— пишет в предисловии автор книги, американский писатель и фотограф Майкл Катакис. 

Патрик Хемингуэй стремился, чтобы на этот раз читатель узнал о жизни отца с собственно его слов. Поэтому центральными здесь есть письма — начиная от записок Эрнеста-школьника родителям, письмо с возмущением к сенатору Маккарти и попытки ответить на приглашение Джона Ф. Кеннеди на инаугурацию, написанные писателем в тяжелом состоянии из больницы. В книге помещены и письма к Хэму (например, от того же Кеннеди с просьбой использовать его цитату), и письма о нем (чего стоит только письмо Джона Стейнбека к общему знакомому, написанное после новости о смерти Хемингуэя). Письма из разных точек мира и по разному поводу: после того, как первая любовь — медсестра из военного госпиталя в Италии — разбила ему сердце, объяснение своего творческого принципа родителям, признание в любви и ответ на критику, слова благодарности редактору Максу Перкинсу (да, это о нем книга и фильм «Гений» с Колином Фертом в главной роли) и поддержка знакомому больному мальчику… Словом, вся эта корреспонденция глубоко погружает нас в жизни писателя, его мысли и переживания. И да, здесь мы также встречаем легенд его эпохи: Фитцджеральда, Джойса, Стайн, Паунда, Хеллгорн и других.

Однако эта книга — это не только письма, логично объединенные в историю жизни Майклом Катакисом. Автор также дополняет рассказ маркерами времени — что в тот момент, когда Эрнест Хемингуэй писал очередной роман или когда в очередной раз расставался, происходило в мире. Это самые разнообразные факты: от изобретения электрической бритвы до старта в Индии гражданского неповиновения во главе с Ганди, завоевания Гитлером популярности или резонанса от книг других писателей: «Великого Гэтсби», «Гроздей гнева» или «Унесенных ветром». Решение добавить контекста позволило хорошо «дорисовать» в этой книге портрет эпохи — в дополнение к портрету Эрнеста Хемингуэя. Кроме того, книга содержит предисловие сына писателя Патрика, послесловие внука Шона и очерки нескольких исследователей. 

 «Гемінґвей жив у аналоговому, а не цифровому світі. Він подорожував кораблями, потягами та машинами, літав літаками, а не реактивними лайнерами, принаймні не спочатку, і все ж, здається, був всюди. Перша світова війна в Італії, Іспанія, Африка, Куба, Кі-Вест, Нью-Йорк, громадянська війна в Іспанії, знову Італія, Париж у молодості, Париж у похилому віці, Китай, Сан-Валлі, Чикаго, Вайомінг та Німеччина. Муссоліні, Купер, Дітріх та Капа. Він рибалив, полював, брав участь у забігах з биками і писав, завжди писав. Ось перша дружина, дитина, інша дружина, ще двоє дітей, ще одна дружина, потім ще одна. Ось він з Пікассо та Фіцджеральдом, Стайн, Джойсом, Паундом, з генералами та старими рибалками. Він на Другій світовій війні, потім Рітц, Орвелл, Селінджер і так без упину. Так, Гемінґвей, здавалося, був всюди, але доба, в яку він жив, та її темп на початку століття були сприятливими для поетів та спостерігачів. Гемінґвей пасував початку ХХ століття…»

 

Оформление книги «Артефакти з життя. Ернест Гемінґвей» представляется не менее важным, чем текст: дизайнеру Джерри Такигава удалось гармонично подать сотни изображений, а результат напоминает скрапбук-альбом о жизни писателя, сделанный с любовью и вниманием. Рассмотрение иллюстраций уже само по себе гарантирует эстетическое удовольствие — настолько сильны некоторые из фотографий.

Биографов часто упрекают в предвзятости и подтасовке фактов под собственное мнение, в ослепленном восторге своими героями или наоборот беспощадной их критике. Майкла Катакиса ни в чем таком не обвинишь. Поэтому замысел этой книги — дать рассказать о своей жизни одному из важнейших писателей американской литературы — удался. Несмотря на то, что Эрнест Хемингуэй, в отличие от многих коллег-литераторов, не вел дневник в классическом понимании.

Из его многочисленных записей и писем мы видим, причем ярко, каким он был человеком. Узнаем, что эта фигура выходит далеко за рамки созданного культурой мифа, хотя каждая из черт, приписываемых Хемингуэю, — не выдумка. Это действительно был человек со сложным, противоречивым характером и одновременно с большим сердцем, который стремился к правде и справедливости. Писатель, щедро одаренный талантом с рождения, который, однако, очень много работал над своим стилем: доказательством этого является множество черновиков его произведений, многочисленные вариации окончания романов, в которых прослеживается внимание к каждому слову — навык, усвоенный со времен работы Эрнеста журналистом.

«Гемінґвей взяв страхи, провини та жорстокі розчарування свого життя і перетворив їх на слова, що стали літературою. Через багато років після того, як його зрадила кохана жінка, Гемінґвей написав сторінку роману «Прощавай, зброє», і Ф. Скотт Фіцджеральд, якого Гемінґвей запросив прочитати машинопис у червні 1929 року, залишив на лівому березі коментар: «Це одна з найпрекрасніших сторінок в англійській літературі». Те, що Гемінґвей пережив, почув та відчув у попередні роки, тепер трансформувалося у мистецтво: «Якщо люди приносять стільки мужності у цей світ, світ, який повинен їх вбити, щоб зламати, то, звичайно, йому доведеться їх вбити. Світ ламає всіх, і після того багато хто стає сильнішим у зламаних місцях. Але тих, хто не зламається, він вбиває. Він вбиває неупереджено: дуже добрих, лагідних та мужніх. Якщо ви не є одним із таких людей, то можете бути впевнені, що він вб’є і вас, але без особливого поспіху».

 

Книгу «Артефакти з життя. Ернест Гемінґвей» стоит читать тем, кто хорошо знает творчество Хемингуэя и хоть немножко — его биографию. Тем, кто действительно интересуется значимостью этого писателя или событиями, свидетелем которых он был. В таком случае книга Майкла Катакиса поможет копнуть глубже, каким он был и в какое время жил.

Однако я бы не советовала ее тем, кто не читал Хэма или читал крайне мало и просто хочет прочитать интересную биографию известного человека. Для этого на рынке найдутся более подходящие книги. Эта же — мастерски написанная и оформленная драгоценность для ценителей.

Катерина Толокольнікова
Київська журналістка, книголюбка та авторка блогу про читання What are you reading?. Для свого блогу запитую у незнайомців із книгами у руках, що саме вони читають і які враження у них викликає книжка. Обожнюю подорожувати по Україні та світу. Тому й героїв блогу знаходжу в різних містах та країнах.
http://what-are-u-reading.blogspot.com

13 thoughts on “«Артефакти з життя. Ернест Гемінґвей»: описанный в заметках и письмах рассказ писателя о самом себе

    Добавить комментарий