От пещерных рисунков до стрит-арта: рецензия на книгу Майкла Берда «100 ідей, що змінили мистецтво»

1879 год, окрестности города Сантандера, северная Испания. Местный землевладелец в пещере Альтамира наталкивается на ошеломляющую находку — изображены в натуральную величину полихромные фигуры бизона, мамонта, лошади, кабана, указанные уверенными плавными линиями. Кто это рисовал? С какой целью? Что побудило людей украшать труднодоступные места, в которых невозможно жить? Так или иначе, а они были созданы 30 тысяч лет назад и до сих пор не потеряли ни удивительной яркости, ни поразительно-незабываемого эффекта.

Это — палеолитическое искусство, которое по-своему стремилось придать форму незримомe, как и жизненно достоверно воссоздать облик больших четвероногих животных. Это — древнейшая форма художественного выражения, которая (подумать только!) применяла техники напыления, трафаретного рисунка, гравюры, рисунка углем, рисунка кистью, нанесение пигмента рукой… Альтамира, или «Сикстинская капелла пещерной живописи» — это настоящая ода творческому началу и величия человеческого духа. Ода изначальному призванию человека — творить, а не разрушать. 

«Я писал эту книгу, помня про верховенство практики над теорией»

Так отмечает во введении к «100 ідей, що змінили мистецтво» автор — британский искусствовед, писатель и журналист Майкл Берд, также добавляя, что «имел целью скорее открыть дверь в комнату, чем обустроить ее». Закончив колледж Мертон при Оксфордском университете, он преподавал историю искусства, а также входил в редакторскую команду словаря Macmillan Dictionary of Art. С 2005 г. исследует современное британское искусство. Пишет статьи и обзоры для газет The Times, The Guardian, журнала Modern Painters, создает программы об искусстве на BBC Radio, читает лекции в университетах Великобритании. Из-под его пера вышел ряд книг, посвященная творчеству современных английских художников, история искусства для детей и антология детской поэзии The Grasshopper Laughs. 

Увлекательное путешествие сквозь эпохи, стили и идеи

Практики раскрашивания пещерных стен и выжигания глины — это древнейшие формы искусства, сохранившиеся до наших дней. Они имели огромное духовное значение, а некоторые и до сих пор имеют, например наскальная живопись для австралийских аборигенов. В случае же выжженой глины — она является отражением многих космогонических мифов о сотворении первых людей из глины. Стоунхендж, каменные менгиры у Карнака, «линии Наски» — это образцы раннего «ленд-арта», целью которого было, скорее всего, упорядочить пространство, сделать понятными форму земной поверхности, изменения на небе и во временах года, которые вдохновляют и современных художников. Собственно, идеи создания чего-то нового часто происходят именно из опыта прошлого, которому, как и спирали истории, характерно постоянно обновляться в реинтерпретацию: даже в XXI веке художники используют техники и визуальные формулы, которые появились еще в античном мире и возникали на каждом последующем этапе развития искусства.

Чем является книга «100 ідей, що змінили мистецтво»? Это — упорядоченная в сотню эссе история искусства в контексте философии, изобретений и формирования мировоззрения от рисунков в пещерах к стрит-арту, от искусства палеолита через античность, средневековье, Ренессанс и до современности, причем каждая статья является вполне самодостаточным хронологическим отрезком — визуально богатым, информативным и действительно таким, что побуждает к переосмыслению восприятия искусства каждым читателем. 

Об искусстве для не-художников: легко и понятно

Из всех идей, упоминаемых в книге, хочу остановиться на эссе, посвященному зеркалам. И действительно, что мы видим в них: отображение или реальность? История создания первых зеркал достигает пятитысячной давности, а сама идея их использования в искусстве в качестве метафоры, образа, инструмента и средства передачи информации как неотъемлемой составляющей идеи самого искусства, начинает фигурировать с эпохи Ренессанса. Даже Леонардо да Винчи говорил: «Ум художника должен быть подобен зеркалу». Плюс, трудно не согласиться, что «изображение в зеркале — это не столько отражение реальности, сколько образы, что являются не тем, чем кажутся».

«100 ідей, що змінили мистецтво» — роскошная и вдохновляющая книга, благодаря которой каждый, сквозь призму идей, что его создавали и видоизменяли, имеет возможность прикоснуться, приблизиться к пониманию искусства как такого, что призвано оставаться в наследство потомкам, неся в себе отражение времени и культурный месседж. Ведь ars longa, vita brevis.