«Коханці Юстиції»: восемь с половиной почти сказок для взрослых

В декабре вышел роман «Коханці Юстиції» Юрия Андруховича. Поклонники творчества Патриарха ждали книгу 5 лет.


Что вы найдете в книге


Вдаваться в длинное описание «послужного списка» Юрия Андруховича не стоит, ведь его имя культовое для современной украинской литературы. Представитель «Станиславского феномена», Патриарх литературной группировки «Бу-Ба-Бу» писал этот роман в течение 27 лет.

Перед нами восемь историй и одна полуистория, которая объединяет все предыдущие именно в роман и дает определенные ключи для понимания читателя.

Место событий – Галичина, время – от ХVI до ХХ века.

Восемь историй связывает между собой статус героев – все они в тех или других момент становятся так или иначе преступниками в восприятии общества, и стать им или нет каторжанами решает судьба. Но всегда ли приговор справедливый? У Юстиции особое отношение к каждому из своих любовников.

Большинство персонажей имели реальных прототипы или же где-то упоминались в «городских легендах» (Мирослав Сичинский, Богдан Сташинский, Самойло Немирыч), однако это вероятно и все, что связывает книгу с реальностью. Автор играет с версиями, ловко жонглирует фактами и вымыслом, подбрасывая читателю разнообразные возможности развития событий и один из возможных вариантов правды.

«Крім того, тут багато початого й незавершеного. Ви вже зауважили критичним оком не одне деталь чи лінію, з яких нічого не розвинулось. І навіть велику літеру F Оповідач не витатуював собі на грудях у фіналі. Бо фіналу немає.

Незавершена історія перестає бути історією. Але здебільшого історії цього світу саме незавершені. Тобто ні, не об’єктивно незавершені. Вони незавершені для нас. Ми не можемо охопити ні початків, ні кінців, завжди перебуваючи десь поміж, на якомусь випадковому відтинку,» –  говорится в последнем разделе.

И хотя фантастические элементы найдем разве что в одном произведении, в определенной степени тексты напоминают сказки для вдумчивых взрослых.

Традиционно текст перекликается с предыдущими прозаическими и поэтическими произведениями автора. Также здесь вы найдете авторские «фишки» в виде риторических вопросов к читателям, наслоение длинных перечней, словесные игры, которые напоминают, что не зря критики как одну из основных черт творчества ЮА отмечают «карнавальное мировоззрение». Иронии в тексте хватает.

Не забывая о бурлеск, балагане и буффонаде, в каждом из текстов независимо от времени присутствует бродячий цирк, как символ цикличности истории и намек на то, что show must go on.

«У місті С. назву «Ваґабундо» знали вже протягом кількох сторіч. Цирк був доволі сумнівний, хоч і вельми галасливий. Його артисти здавались вічними, а номери являли собою щось, наче неперервний розвиток одних і тих самих прийомів та сюжетів.  Мешканці С. та багатьох поселень Центрально-Східної Європи вже давно звикли до майже неминучих гастролей «Ваґабундо», як звикають загалом до всього систематичного і повторюваного. При цьому дирекція цирку підозріло легко знаходила спільну мову з кожною черговою владою, а грошові потоки, задіяні в цирковій діяльності, чомусь нітрохи не мілішали навіть у скрутні часи великих воєн», – отмечается в одном из рассказов.

Стоит отметить и оформления. Видно, что издательство Meridian Czernowitz не гналось за удешевлением книги. Качественная бумага, рисунки Артем Колядинского, которые занимают временами по две страницы, суперобложка. Есть все, чтобы читатель мог получить еще и эстетическое наслаждение от книг.


Кому НЕ НАДО читать книгу


Сразу и заранее разочарую тех, кто (ну, а вдруг такие были?) ждали историю о любовных похождениях определенной барышни. И приключений и любви в тексте хватает, но если вы почему-то решили искать «любовных приключений Анжелики» у Андруховича – сразу отложите книгу и не расстраивайтесь.

Также, книга вам не подойдет, если вы категорически не приемлете иронию и тяготеете к реалистическому письму. Если вы считаете, что сюжет, который разворачивается в определенную историческую эпоху, должен точно отражать реалии того времени, и 16 век нельзя описывать, вспоминая флешмоб #MeToo, а шутить о Ютубе в те времена вообще недопустимо – не берите книгу в руки.

Если вас способно огорчить одно словом «п*зда» на 300 страниц текста, также не травмируйте свою психику.

В конце концов, если вы преподаватель/преподавательница филфака и считает, что после Шевченка никто ничего достойного не писал, эта книга тоже не для вас.


Кому НАДО читать


Книгу стоит читать всем, кто интересуется современной украинской литературы и хочет быть «в теме», а не краснеть, когда ее будут обсуждать все.

Роман надо читать тем, кто давно уже ждал нового от ЮА, соскучился по фирменному стилю автора, или не читал еще ничего авторства Патриарха и только хочет знакомиться с его текстами.

Однозначно, читать книгу надо тем, кто готов получить филологический оргазм от остроумно подобранных наслоений однородных членов предложений, игры слов и подтекстов.


Если же вдруг это стало первым, что вы прочитали из Андруховича, вам понравилось, тогда не забывайте читать также его «Рекреації», «Перверзії», «Дванадцять обручів», «Таємницю», «Диявол ховається в сирі» и книгу-разговор с писателем «Нам усім пощастило».

Читать: Нам усім пощастило. Фрагмент из книги-беседы с Юрием Андруховичем


Купить книгу в Yakaboo

(Visited 233 times, 1 visits today)
Настя Дзюбак
Настя Дзюбак
Книжковий шопоголік. Не можу обійти паперову книжку. Гримуча суміш журналіста і філолога. Час від часу організовую у Кропивницькому зустрічі з письменниками. Лише з тими, яких люблю сама. У вільний від читання час готую і їм.
https://www.facebook.com/nastia.dziubak