Заблудшая между мирами во Львове «Лютеція» Юрия Винничука

Немного о сюжете «Лютеції» я знала еще до того, как прочитала аннотацию, ведь автор делился урывками-бздурами, не отловленными редактором, в своем Facebook (если вы до сих пор за ним не следите, то подпишитесь). А как-то опубликовал на странице фотографию обложки – такой осенней и магической, что сомнений не осталось: должна ее иметь.


Озорной Юзьо Обсерватор


Кому-то Юрий Винничук ближе как прозаик, кто-то цитирует его поэзии, кто-то готовит перекладанцы и другие галицкие блюда по его рецептам, а я ежеквартально ищу в киосках «POST-Поступ», чтоб не пропустить исследований публициста Юзя Обсерватора. Подсела на эту газету на первом курсе и до сих пор не отпустило.

К сожалению, не могу похвастаться совершенным знанием творчества Юрия Винничука (слишком уж много пробелов – или кто-то много пишет, или кто-то мало читает), но повесть «Місце для дракона» – одна из моих любимых. Кажется, теперь ее изучают в восьмом классе – не лучшая новость образовательной реформы.

Кроме того, очень советую обратить внимание на переводы львовского батяра – не представляю, как ему удалось справиться с «Я обслуговував англійського короля» Богумила Грабала – книгой, в которой бесконечные предложения и практически нет абзацев, но, если отвлечься и забыть, кто автор, то даже сомнений не возникает – писали на украинском с самого начала.


Почему являешься мне во сне?


Лютеция создана, чтобы влюбить и запутать. В какой-то момент тонкая грань между почти автобиографическими размышлениями (большому мистификатору Винничуку полностью верить не стоит) и невероятным миром письмарей, которые живут во сне, исчезает, и в воздухе словно повисает знак, сотканный из легкого тумана. Что это было и было ли вообще?

Поэтому отбросим разделение на сон и явь и прогуляемся по улочкам сразу двух Львов – середины XIX и конца ХХ века. Понаблюдаем за амурными приключениями одного из вдохновителей «Русской тройки» Ивана Вагилевича и одновременно погрузимся в атмосферу аферистов и фарцовщиков и почти послушаем, как СССР начинает трещать по швам, потому что пришло его время. И два эти смутные мира сочетать таинственная рыжеволосая Лютеция – девушка-призрак с голубем на плече.

Герой будет ловить ее во сне, искать ее следы в реальности и, конечно, писать-писать-писать.


Вагилевич-ловелас и пакостная Юлия


Если про Якова Вагилевича вы, как и я, слышали только в контексте «Русской тройки» и его священнической и поэтической деятельности, то его персонаж в видении Винничука… удивит. В «Лютеції» он хоть и не Казанова, но еще тот «ск*рвий сын». Мы будем читать его дневниковые записи-сны и пытаться найти ту загадочную незнакомку, а еще разгадать тайну, ключик к которой, кажется, совсем на поверхности, но почему-то недоступен.

Хотя меня в этих вкраплениях древней истории в истории более поздней больше всего заинтересовала госпожа Юлия (да, я обращаю внимание на персонажей со своим именем. И даже книги с ними коллекционирую. Все же так делают), с которой Вагилевич очень некрасиво поступил. И не только с ней. Тем не менее, очень интересно наблюдать, как она развивается в произведении: сначала напуганная беременная девочка, потом забитая женщина практически легкого поведения, а в итоге пава, даже слишком роскошная для провинциального Львова – таким место в Вене. Очень рада, что тезка таки выбилась в люди.

И Юлия нам интересна не только сама по себе, но и как связующее звено между Вагилевичем и его сном…


Автобиографическая или нет?


По Львову 80-х мы путешествуем вместе с писателем, иллюстратором и просто «тунеядцем», которого зовут… Юра. Он живет в Винниках. Да, в частном доме, окруженном садом, который облюбовали соседские куры. Пишет преимущественно в ящик и приторговывает польским товаром. Где-то я уже это видела среди колонок Юзя Обсерватора, подозрительно похожего на Юрия Винничука.

Автор рассказывает о встрече в театре с криминальным авторитетом – и это уже вполне реальная история. Но сны… сны о Лютецие, рыжеволосой письмярке, которая может провести к тайне, стоящей жизни. Этот Юрко влюблен в нее, хотя даже себе не хочет в этом признаться. Он валяет дурака и не мешает дяде искать ему выгодную партию.

И, поскольку рассказ от первого лица, очень трудно отделить лирического героя от автора. И стоит ли.


Галицкие деруны и бокал вина


Я прочитала «Лютецію» за день, но отложила ее с ощущением, будто за обедом мне не выделили десерта. Все-таки в истории рыжего призрака осталось много вопросов. Так, может, будет продолжение?

«Лютецію» я советую. Советую тем, кто стремится к сочному украинскому (которого переводы нас часто лишают), кто любит гулять по Львову, кто во Львове живет, кто хочет тайн и книг, от которых веет теплом. Умышленно не включаю в список поклонников творчества Юрия Винничука, потому что они и так в теме.


Читать также: Юрий Винничук «Аптекар» и «Цензор снів», Богумил Грабал «Я обслуговував англійського короля», Галина Вдовиченко «Бора», Андрей Курков «Львівська гастроль Джимі Хендрікса».


Читать, нельзя пропустить: топ-15 писателей сучукрлит (часть 1)


Купить книгу в Yakaboo

Юлія Дутка
Трилероїд, інтроверт та психоаналітик-аматор. Ви хочете про це поговорити? За фахом - журналіст, та більше тяжію до редагування. Люблю соло-подорожі, важкий метал, м’яке світло, волохатих корів, Скандинавію та бензопили. Мрію попестити ісландських коників та потиснути руку Чакові Поланіку.
http://tarels.blogspot.com/%20

14 thoughts on “Заблудшая между мирами во Львове «Лютеція» Юрия Винничука

    Добавить комментарий