Кристина Венгринюк: «Наши герои – это мы, только модифицированные, такие, какими бы мы хотели быть»

Писательница Кристина Венгринюк представила в Киеве свою новую прозаическую книгу «Народжуватися і помирати взутими» (ВСЛ, 2018)Сборник является своеобразным результатом депрессии автора, но каждый текст о свете и надежде.

Сегодня Кристина — писательница, поэтесса, соучредитель издательства  «Чорні вівці», литкритик, переводчица и преподаватель живописи. Но несмотря на плотный график автора, Yakaboo удалось договориться об интервью и пообщаться о литературе, вдохновении и планах на будущее.

О том, как это – стать писателем еще до совершеннолетия

Очень рано начала писать, я еще в школу не ходила. И так было всегда в принципе, я себя как-то без писания даже не помню.

Конечно, были какие-то короткие периоды затишья. Потому, видимо, была и проблема в том, что мы с Любко Дерешем начали очень рано писать (Кристину Венгринюк и Любомира Дереша внесли в Книгу Рекордов Украины как самых молодых авторов, пишущих прозу. — авт.) и как-то так все пришлось пережить в те 16-18 лет. Теперь мы сидим и думаем: «А что сейчас уже писать?».

Я считаю, что это нормально, и мы должны пройти по нормальному кругу. Люди взрослеют и тогда идут к книге, а у нас внутри это как-то взорвалось. Поэтому мы должны какой-то период и остановиться для того, чтобы продолжить. Сегодня для меня писательство — это труд, а тогда это был такой поток, который, на самом деле, невозможно было остановить. 

Про прозу и поэзию

Я всегда писала прозу, а потом начала писать стихи. Для меня стихи — это такая концентрированная сила, которая взрывается и которую невозможно остановить. Я всегда очень сильно их боюсь. Если они есть (стихи) — я знаю, что мое эмоционально-психическое состояние не самое лучшее и я должна думать о том, как мне сейчас работать самой с собой. Стихи всегда появлялись у меня в очень сложные периоды жизни. Последние же были в начале войны, и это был излив боли.

Проза для меня — это больше работа, а поэзия — это боль. Но все же последний мой поэтический сборник хорошо выписан, я над ним много работала. То есть, кроме того, что ты свои эмоции выливаешь на читателя — должен проработать это так, чтобы это однозначно было хорошее художественное письмо. 

Про издательство «Чорні вівці»

«Чорні вівці» – это мои дети. Я очень люблю этот проект. А началось все с желания создавать красивые книги для детей, именно артовые. В Украине много хороших детских издательств, но именно в Черновцах такого издательства не было, и мы с издателем «Книги ХХI» Василием Дроняком и Святославом Померанцевым создали «Чорні вівці». Ребята предложили чтобы мы стали равноправными партнерами, я занялась культурой, а они взяли на себя финансовые вопросы.

Мы хотели издавать не просто книги, которые прочитают и оставят, а книги, которые были бы экспонатами. Но наши читатели еще не готовы к настоящему глубокому артбуку. Они не понимают, как книга может иметь одну строку. Да — это сложно объяснить, но Европа уже давно привыкла к таким изданиям. И мы начали издание артбуков в Украине. Выдали артбук Сергея Жадана «Пливи рибо, пливи»  — здесь одно стихотворение на всю книгу.

И ценителей таких изданий очень мало, поэтому с выходом артбук Юрия Андруховича на стихотворение «Індія» мы пока решили повременить. А относительно названия — это была моя идея. Название города Черновцы происходит от черных овец. Когда эту местность только начали заселять, люди увидели здесь горы, долины и овец. И так себя и называли — черные овцы. А потом составление этих двух слов и дало название — Черновцы. 

Про работу с особенными детьми

Я очень люблю живопись. Когда-то даже в художественной школе училась, но для меня эта система была провальной и я ее не закончила. Но рисовать очень хотелось, и в 2012 году я начала активно ходить на занятия по живописи. Моя преподавательница должна была поехать на месяц во Францию и попросила ее заменить. Затем этот месяц перетек в год — и я все это время преподавала у ее учеников.

В какой-то момент даже решила закрыть студию, но мне начали звонить родители, рассказывать, что дети скучают и хотят продолжать занятия. Я это дело продолжила, и к моему удивлению ко мне начали приходить особые детки. А поскольку я хорошо знала психиатрию — то понимала как с ними работать, общаться.

Сейчас на работу в студии у меня мало времени, я много путешествую, но контакты мы не обрываем. Когда я в Черновцах, устраиваем интенсивы, занимаемся ежедневно по 3-4 часа, а потом я снова еду. Студия работает стабильно, но мои особые детки в основном ждут меня. 

О распорядке дня

Мне очень комфортно работать ночью, когда никто не мешает. Просыпаюсь поздно и, как правило, день начинается с ответов на письма, мейлы, дела по издательству, сотрудничества с журналистами и авторами.

Если я дома — иду в художественную студию работать с детьми (примерно с 16:00 до 19:00), а затем продолжаю издательские и личные проекты. Поскольку все авторы живут в разных городах, и с партнерами нам удобно общаться в онлайн режиме — есть возможность работать вне офиса.

В общем, у меня такой хаотичный график, и мне он идеально подходит. Год опыта работы в университете преподавателем литературы показал, что приходить на пары на 8 утра — это точно не мой вариант. 

О дедлайнах

Я люблю когда мне дедлайны выставляют издатели, потому что если я сама себе их выставлю — то никогда не придерживаюсь. Я сама очень неорганизованная в плане своего расписания и распределения, но все что нужно делаю. Даже могу похвастаться тем, что отвечаю всем авторам, которые присылают свои тексты в издательство «Чорні вівці». А это невероятное количество писем. 

О книге «Народжуватися та помирати взутими»

Эта книга для меня очень много значит. Она так долго создавалась и поднимает такие разные и важные темы. Этой книгой я хочу показать, что все мы можем стать девиантными и попасть в какую-то девиантную предельную ситуацию. Это не значит, что мы какие-то плохие. Просто у нас своя душа, которую не видно, которая закрыта и в какие периоды жизни, мы можем иметь свои очень сильные особенности.

Здесь речь идет о выборе человека. О том, что если он ищет чего-то хорошего, доброго, светлого — то обязательно к тому придет и эта девиация завершится очень мягко. Но может быть и по-другому. Очень много вопросов с которыми мы все в этом мире сталкиваемся, но не имеем объяснение: «Почему так?». И все эти минорные состояния мне хотелось показать. Каждый текст — это такая зацепка, которая дает шанс спастись.

Я хотела этим показать, что как бы сложно не было, надо словиться и вылезти. И я уже много слышала, что сталкиваю читателей со своими психотравмами и они выздоравливают после прочтения этих текстов. 

О вдохновении

Изредка вдохновляет музыка и какие-то моменты из жизни, случайные встречи, разговоры, которые потом заставляют делать выводы. Хотя мои тексты абсолютно сюрреалистические, но какие-то моменты из жизни обязательно в них воспроизводятся. Даже то, что было очень давно, в детстве. Вкладываешь его в текст и нанизываешь сверху еще какие-то обстоятельства и метафоры. 

Можно ли сказать, что в ваших героях отражаются ваши «Я»?

Конечно. И мы все авторы — это наши герои, только модифицированные, какими бы мы хотели быть. И даже когда мы сами боимся наших героев — нам надо понять, отчего же мы так боимся себя в этих примерах.

Интересно, кстати, что я в основном пишу от имени мужчины. Как-то мне легче женщину анализировать глазами мужчины, но почему так — не знаю. Мне кажется, если я буду писать о женщине от имени женщины — это уже будет немного искаженно. 

О книгах

На днях я вылетаю в рабочую поездку в Софию и с собой у меня только одна книга «Святой Джузеппе Москати». Очень нравится мне его жизнеописание. Речь о враче, который отказался от любви ради помощи людям. Вообще, стараюсь читать много, но системы нет. Когда я прихожу в книжный магазин, я смотрю на полки глазами 3-х человек. Как писатель, я думаю: «Какую же мне книгу написать, чтобы среди этого многообразия читатель выбрал именно ее?». Как автор размышляю: «Какую же книгу издать, чтобы родители выбрали ее для своего ребенка?». А как читатель: «Как успеть все это перечитать?». 


У меня есть одна семейная книга «Легенди Чернівців від Чорної вівці». Дети очень любят эту книгу, им нравится ходить с ней и узнавать дома. Меня неоднократно просили написать продолжение. Но уже, в принципе, легенд не так много осталось, разве что сделать какие-то выдумки Черновцов. Если будет такая возможность — может быть, я все-таки сяду за написание второй части. Еще один текст для детей 8-12 лет на этапе издания.

А сейчас я пишу легкий роман, но думаю, что сесть интенсивно работать смогу только с декабря. 

О личной библиотеке

В ней не менее 4 тысяч книг.

Ценной для меня художественная сюрреалистическая литература, произведения: Борхеса, Маркеса, Стейнбека, Рышарда Криницкого и коллекция книг на языке оригинала привезенных из разных стран. 

О том, что делает книгу хорошей

Важно, чтобы речь была не искусственной, особенно речь диалогов. Потому пьяный бездомный не может говорить как профессор. И, конечно, сюжет. 

Если пофантазировать и представить, что Вы имеете возможность пригласить на кофе любого писателя, независимо от того, в какое время и в какой стране он жил или живет. Кого бы пригласили?

Карлоса Кастанеду. Я бы хотела спросить: «Зачем ты это все сделал?» Действительно, он столько людей свел с ума, и я бы хотела, чтобы он мне объяснил, или люди неправильно его методики использовали, или он немножко заигрался. Потому что столько людей из-за его литературы слетели с катушек, а сколько покончили жизнь самоубийством. Я уверена, он не хотел этого. Я сама когда-то прочитала 12 его книг и страдала из-за того. 

ТОП-5 книг, которые бы советовали прочитать всем:

  1. «Чорний обеліск» Эриха Марии Ремарка
  2. «Про мишей і людей» Джона Стейнбека
  3. «Письма к брату Тео» Винсента Ван Гога
  4. «Самі собі чужі» Юлии Кристевой
  5. «Під скляним ковпаком» Сильвии Платт
Катерина Савенко
Люблю читати. Особливо осінніми вечорами, загорнувшись у теплу та м’яку ковдру. Перевагу надаю художнім романам на основі реальних подій. Хоча, не проти й динамічного детективу чи професійної нон-фікшн літератури, адже вчитися ніколи не пізно. А ще обожнюю спілкуватися з творчими людьми, готувати і танцювати.

30 thoughts on “Кристина Венгринюк: «Наши герои – это мы, только модифицированные, такие, какими бы мы хотели быть»

    Добавить комментарий