Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы»

Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы»

Эту книгу мне посоветовала подруга довольно давно и, честно сказать, я решила вернуться к такой рекомендации только в тот момент, когда захотелось немного переосмыслить свои «новые двадцать».

Возраст от 20-и до 30-и лет (или как просто «двадцать с хвостиком»), как называет их автор, американский клинический психолог Мэг Джей, — это критический период взросления. Именно об этом ее книга «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом» (в оригинале на английском The Defining Decade. Why Your Twenties Matter — and How to Make the Most of Them Now).

Доктор Мэй сразу же начинает с того, что книга написана именно для молодых людей, кому за двадцать. Впрочем, не думайте, что перед вами некое мамское поучение. Как раз наоборот: наряду с примерами из повседневной врачебной практики автора читатели найдут здесь и социологические данные, факты из поведенческой экономики, экономики труда и персонального бюджета поколения миллениалов (есть даже упоминание о т.н. эффекте Бриджит Джонс). И добавьте к этому еще и размышления о медийном образе «двадцати с хвостиком» как времени для беспечности и развлечений. Психолог подробно пишет, что с этим всем делать, потому что понимает, «совместить настоящее с будущим — вот на самом деле сложная задача». Впрочем, на мой взгляд, базовыми здесь есть три урока-советы для тех, кому «за двадцать».

Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы» 0

Урок 1. Отказать делать выбор — то тоже выбор

Культура, в которой считается, что тридцать — это новые двадцать, приучила нас к тому, что период от 20-и до 30-и лет не играет особой роли в нашей жизни, констатирует психолог. В итоге, получается, что этот возраст стал для молодых людей временем неопределенности, при этом эти «двадцать с хвостиком» — это критический период взросления, аргументирует свою позицию врач. Предыдущие поколения в это время имели другие поведенческие схемы, теперь же мир буквально изменился и, таким образом, «двадцать с хвостиком» стали для молодых людей временем неопределенности. Однако психолог советует не упустить собственного потенциала, так как 80% важных событий происходит с нами именно в этом возрасте. Ибо время, оно как самолет, и именно от пилота зависит, куда он направится. И пока вы снова и снова переживаете страх принятия решений и, соответственно, лишаетесь возможности — такой стиль поведения тоже можно название результатом принятых решений. Не делать выбор — тоже выбор, напоминает психолог.

Мы часто слышим, что тридцать – это новые двадцать, но будь то в период экономического кризиса или нет, когда дело касается работы и любви, разума и тела, сорок лет – это совершенно определенно не новые тридцать... Мы считаем, что, избегая принятия решений в настоящий момент, мы оставляем возможности открытыми, но отказ сделать выбор – это тоже выбор... возраст от двадцати до тридцати — это не период бездеятельности, не играющий особой роли в жизни человека, а самый благоприятный этап для дальнейшего развития.

Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы» 0

Урок 2. Мы каждый день формируем свой капитал идентичности

Неординарность — это один из факторов, делающих нас теми, кто мы есть, опять подчеркивает автор. То есть именно нашими действиями, поступками и даже манерой общения мы ежедневно формирует свой запас прочности и персональный потенциал. Доктор Джей приводит пример своей клиентки Хелен, для которой муки выбора и, соответственно, поиска единственно правильного выбора в дальнейшем значительно повлияли на формирование его капитала идентичности. Девушка закончила колледж, но в 27-м возрасте работала официанткой, потому что у нее не сложилось с медициной, на которой настаивали родители. Это уже потом она согласится на работу ассистенткой в анимационной студии, что постепенно станет трамплином к формированию капитала идентичности с перспективным будущим — работы в кинематографии. Таким образом, она наглядно иллюстрирует механизм накопления капитала идентичности с персональным выбором и как таким образом формируются новые возможности для каждого из нас. Для кого-то такими ключевыми факторами стали любовь к собакам или создание оригинальных велосипедов, которые в дальнейшем повлияли на формирование профессионального капитала идентичностей своих носителей. Кроме того, доктор Мэй рекомендует нарабатывать т.н. слабые связи — это люди, с которыми мы так или иначе сталкиваемся поддерживаем контакты, но не знакомы достаточно близко. Именно слабые связи помогут вам улучшить вашу жизнь прямо сейчас, пишет автор книги, но только в случае, если вы возьмете на себя смелость разобраться, чего на самом деле вы хотите. 

Капитал идентичности — это совокупность личностных активов, запас тех индивидуальных ресурсов, которые мы накапливаем с течением времени. Это наши инвестиции в самих себя; то, что мы делаем достаточно хорошо или достаточно долго, чтобы оно стало частью нас. Одни аспекты капитала идентичности отображаются в нашем резюме — это может быть образование, опыт работы, экзаменационные баллы и клубы, в которых мы состоим. Другие носят более личный характер — в частности, это могут быть наша манера говорить, наши родовые корни, то, как мы решаем проблемы и как выглядим. Капитал идентичности — это то, как мы создаем себя: шаг за шагом, постепенно. И самый важный его элемент — то, что мы приносим на рынок взрослой жизни. Это та валюта, за которую мы, образно говоря, «покупаем» работу, отношения и все то, к чему стремимся.

Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы» 0

Урок 3. Уверенность в своих силах приходит с опытом

Социальные и личные связи — те вещи, строить которые должен научиться молодой человек в возрасте «двадцати с хвостиком». И об этом чуть ли не в каждой главе между строк напоминает психолог. Речь здесь не только о навыках социальной коммуникации, но и о вопросах (профессиональной) уверенности в себе молодого специалиста и его ответственности за свой выбор. Компетентность молодых специалистов — то дело, что нарабатывается с опытом, поэтому когда молодые специалисты пытаются преодолеть неуверенность в своих профессиональных навыках частой сменой работы, психолог советует сначала «получить корни, чтобы выстоять по ветру». Потому что «у всех нас бывают на работе важные и даже странные ситуации, но мы должны найти способ их пережить», а «выбрать карьеру или получить хорошую работу — это не конец, а только начало». Каждый требует времени, чтобы отшлифовать свое мастерство, отмечает доктор Джей. Это, по ее убеждению, касается и личной жизни и хороших отношений в семье, которые тоже нуждаются в работе: «… хорошие отношения не возникнут из ниоткуда». И «проблемы, с которыми сталкиваются взрослые люди (какую работу выбрать, где жить, с кем строить личные отношения или когда создавать семью), не имеют единственно правильного решения», еще раз напоминает доктор Джей. 

Единственный способ, которым я могу помочь двадцатилетним клиентам обрести уверенность в себе, – это вернуть их на работу или к отношениям, предоставив нужную информацию. Я учу их управлять своими эмоциями и объясняю, что на самом деле представляет собой уверенность в себе... Более устойчивая уверенность в себе – это результат достижения успехов и преодоления неудач... Инвестиции в любовь и работу запускают процесс созревания личности.

Оксана Купер
Аналітик та дослідник з дипломом юриста та великою любов'ю до книжок та кіно. Авторка книжки «Музейні скарби України. Книга-путівник культовими картинами» для корпоративного видавничого проекту «Ощадбанку» (2019). Зачитуюся літературою в жанрі нон-фікшну, веду юридичний кіноблог та Telegram-канал, де розповідаю про право через кінокейси. Найулюбленіший журналістський жанр — інтерв'ю. Вірю, що в Україні успішно може розвиватися власна бізнес-література, просто вона ще пишеться

14 thoughts on “Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы»

    Добавить комментарий