Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы»

Эту книгу мне посоветовала подруга довольно давно и, честно сказать, я решила вернуться к такой рекомендации только в тот момент, когда захотелось немного переосмыслить свои «новые двадцать».

Возраст от 20-и до 30-и лет (или как просто «двадцать с хвостиком»), как называет их автор, американский клинический психолог Мэг Джей, — это критический период взросления. Именно об этом ее книга «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом» (в оригинале на английском The Defining Decade. Why Your Twenties Matter — and How to Make the Most of Them Now).

Доктор Мэй сразу же начинает с того, что книга написана именно для молодых людей, кому за двадцать. Впрочем, не думайте, что перед вами некое мамское поучение. Как раз наоборот: наряду с примерами из повседневной врачебной практики автора читатели найдут здесь и социологические данные, факты из поведенческой экономики, экономики труда и персонального бюджета поколения миллениалов (есть даже упоминание о т.н. эффекте Бриджит Джонс). И добавьте к этому еще и размышления о медийном образе «двадцати с хвостиком» как времени для беспечности и развлечений. Психолог подробно пишет, что с этим всем делать, потому что понимает, «совместить настоящее с будущим — вот на самом деле сложная задача». Впрочем, на мой взгляд, базовыми здесь есть три урока-советы для тех, кому «за двадцать».

Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы» 0

Урок 1. Отказать делать выбор — то тоже выбор

Культура, в которой считается, что тридцать — это новые двадцать, приучила нас к тому, что период от 20-и до 30-и лет не играет особой роли в нашей жизни, констатирует психолог. В итоге, получается, что этот возраст стал для молодых людей временем неопределенности, при этом эти «двадцать с хвостиком» — это критический период взросления, аргументирует свою позицию врач. Предыдущие поколения в это время имели другие поведенческие схемы, теперь же мир буквально изменился и, таким образом, «двадцать с хвостиком» стали для молодых людей временем неопределенности. Однако психолог советует не упустить собственного потенциала, так как 80% важных событий происходит с нами именно в этом возрасте. Ибо время, оно как самолет, и именно от пилота зависит, куда он направится. И пока вы снова и снова переживаете страх принятия решений и, соответственно, лишаетесь возможности — такой стиль поведения тоже можно название результатом принятых решений. Не делать выбор — тоже выбор, напоминает психолог.

Мы часто слышим, что тридцать – это новые двадцать, но будь то в период экономического кризиса или нет, когда дело касается работы и любви, разума и тела, сорок лет – это совершенно определенно не новые тридцать... Мы считаем, что, избегая принятия решений в настоящий момент, мы оставляем возможности открытыми, но отказ сделать выбор – это тоже выбор... возраст от двадцати до тридцати — это не период бездеятельности, не играющий особой роли в жизни человека, а самый благоприятный этап для дальнейшего развития.

Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы» 0

Урок 2. Мы каждый день формируем свой капитал идентичности

Неординарность — это один из факторов, делающих нас теми, кто мы есть, опять подчеркивает автор. То есть именно нашими действиями, поступками и даже манерой общения мы ежедневно формирует свой запас прочности и персональный потенциал. Доктор Джей приводит пример своей клиентки Хелен, для которой муки выбора и, соответственно, поиска единственно правильного выбора в дальнейшем значительно повлияли на формирование его капитала идентичности. Девушка закончила колледж, но в 27-м возрасте работала официанткой, потому что у нее не сложилось с медициной, на которой настаивали родители. Это уже потом она согласится на работу ассистенткой в анимационной студии, что постепенно станет трамплином к формированию капитала идентичности с перспективным будущим — работы в кинематографии. Таким образом, она наглядно иллюстрирует механизм накопления капитала идентичности с персональным выбором и как таким образом формируются новые возможности для каждого из нас. Для кого-то такими ключевыми факторами стали любовь к собакам или создание оригинальных велосипедов, которые в дальнейшем повлияли на формирование профессионального капитала идентичностей своих носителей. Кроме того, доктор Мэй рекомендует нарабатывать т.н. слабые связи — это люди, с которыми мы так или иначе сталкиваемся поддерживаем контакты, но не знакомы достаточно близко. Именно слабые связи помогут вам улучшить вашу жизнь прямо сейчас, пишет автор книги, но только в случае, если вы возьмете на себя смелость разобраться, чего на самом деле вы хотите. 

Капитал идентичности — это совокупность личностных активов, запас тех индивидуальных ресурсов, которые мы накапливаем с течением времени. Это наши инвестиции в самих себя; то, что мы делаем достаточно хорошо или достаточно долго, чтобы оно стало частью нас. Одни аспекты капитала идентичности отображаются в нашем резюме — это может быть образование, опыт работы, экзаменационные баллы и клубы, в которых мы состоим. Другие носят более личный характер — в частности, это могут быть наша манера говорить, наши родовые корни, то, как мы решаем проблемы и как выглядим. Капитал идентичности — это то, как мы создаем себя: шаг за шагом, постепенно. И самый важный его элемент — то, что мы приносим на рынок взрослой жизни. Это та валюта, за которую мы, образно говоря, «покупаем» работу, отношения и все то, к чему стремимся.

Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы» 0

Урок 3. Уверенность в своих силах приходит с опытом

Социальные и личные связи — те вещи, строить которые должен научиться молодой человек в возрасте «двадцати с хвостиком». И об этом чуть ли не в каждой главе между строк напоминает психолог. Речь здесь не только о навыках социальной коммуникации, но и о вопросах (профессиональной) уверенности в себе молодого специалиста и его ответственности за свой выбор. Компетентность молодых специалистов — то дело, что нарабатывается с опытом, поэтому когда молодые специалисты пытаются преодолеть неуверенность в своих профессиональных навыках частой сменой работы, психолог советует сначала «получить корни, чтобы выстоять по ветру». Потому что «у всех нас бывают на работе важные и даже странные ситуации, но мы должны найти способ их пережить», а «выбрать карьеру или получить хорошую работу — это не конец, а только начало». Каждый требует времени, чтобы отшлифовать свое мастерство, отмечает доктор Джей. Это, по ее убеждению, касается и личной жизни и хороших отношений в семье, которые тоже нуждаются в работе: «… хорошие отношения не возникнут из ниоткуда». И «проблемы, с которыми сталкиваются взрослые люди (какую работу выбрать, где жить, с кем строить личные отношения или когда создавать семью), не имеют единственно правильного решения», еще раз напоминает доктор Джей. 

Единственный способ, которым я могу помочь двадцатилетним клиентам обрести уверенность в себе, – это вернуть их на работу или к отношениям, предоставив нужную информацию. Я учу их управлять своими эмоциями и объясняю, что на самом деле представляет собой уверенность в себе... Более устойчивая уверенность в себе – это результат достижения успехов и преодоления неудач... Инвестиции в любовь и работу запускают процесс созревания личности.

Оксана Купер
Аналітик та дослідник з дипломом юриста та великою любов'ю до книжок та кіно. Авторка книжки «Музейні скарби України. Книга-путівник культовими картинами» для корпоративного видавничого проекту «Ощадбанку» (2019). Зачитуюся літературою в жанрі нон-фікшну, веду юридичний кіноблог та Telegram-канал, де розповідаю про право через кінокейси. Найулюбленіший журналістський жанр — інтерв'ю. Вірю, що в Україні успішно може розвиватися власна бізнес-література, просто вона ще пишеться

14 thoughts on “Три урока для тех, кому «за двадцать» из книги «Важные годы»

    Добавить комментарий