Можно ли полюбить страну, если не любишь людей, которые в ней живут? Рецензия на «Вальс на прощання» Милана Кундеры

У каждого из нас бывают авторы, что один раз не пришлись по душе и мы больше к ним не возвращаемся. Иногда это может быть оправдано, а иногда стоит дать им второй шанс. Многие начинали свое знакомство с Миланом Кундерой с его книги «Невыносимая легкость бытия» и многие не смогли понять этого писателя. Но иногда какой-то случай, совет друга или просто хорошая обложка и возраст да жизненный опыт дают нам возможность взглянуть не вещи иначе. Так случилось и у меня с Кундерой.

Милан Кундера — живой классик, а с ними иногда бывает трудно. «Вальс на прощання» — это книга-фарс, книга-водевиль, книга-гротеск. Но за всем этим автор искусно прячет серьезные темы. На первый взгляд, это просто легкая история восьми человек, которую автор рассказывает за пять дней.

Перед нами разворачивается почти театральная история, которая сначала тяготеет к комедии.

Вот открывается авансцена: небольшое курортное местечко, больница, гостиница. Автор поочередно знакомит нас с героями, карикатурно изображая их характеры.

Вот Клима — трубач, который так любит жену, что охотно бросается в объятия других женщин. 

«Мене весь час щось пхає до інших жінок, та коли я попораю їх, мене мов пружиною відкидає назад, до Каміли»

Госпожа Климова, Камила — всю свою супружескую жизнь захлебывается от ревности. 

«Ця вродлива пані справді боялася жінок і помічала їх скрізь. Вона вгадувала їх в інтонації голосу Кліми. Вона вміла відчути їхній дух із запаху його вбрання»

Шкрета — местный врач с абсурдными евгеничными планами, который пытается уговорить американского туриста усыновить его.

Ружена — медсестра, что желает вырваться из маленького городка и готова на все, чтобы почувствовать себя любимой великим человеком.

Влюбленный в нее Франтишек.

Богатый американец Бертлеф с философскими взглядами на жизнь.

Якуб — бывший политзаключенный, который хочет покинуть эту страну.

Ольга — подопечная Якуба, которая может видит в нем не только названного отца.

Пожалуй девятым и незаметным героем здесь остается сама страна, Чехословакия 70-ых годов. Страна, где политически активным людям следует иметь при себе таблетку с ядом. Где женщина не может сама распоряжаться своим телом, а для аборта здесь надо собирать специальную комиссию, которая решит судьбу вашей беременности.

То, что начинается как буффонада с абсурдными диалогами, незаметно затягивает читателя в решение серьезных вопросов. Имеет ли кто-то право умертвить ребенка, который еще не появился на свет? Стоит ли вообще приводить детей в этот мир? 

«Мати дитину — значить виказати цілковиту згоду з людиною. якщо в мене є дитина, то це так, наче я сказав: я народився на білий світ, скуштував життя й зробив висновок, що воно хороше і заслуговує на повторення»

Можно ли любить свою страну, если ты не любишь людей, живущих в ней? Имеет ли каждый право на свое счастье, свою глупость и свою грязь? Имеет ли кто-то право на осуждение?

За комической темой романа скрывается темный оттенок принуждения, шантажа, обольщения, неверности и даже убийства. Кундера использует перспективизм, чтобы показать уникальную точку зрения и логику каждого персонажа при исполнении часто сомнительных поступков. Все эти события, что в руках любого другого автора были бы высказаны чрезвычайно важно и с соответствующей тяжестью, драмой и даже сомнением. Но не у Милана Кундеры. Он плетет паутину, состоящую из вопросов о любви, предательстве, неверности, дружбе, смерти, с шипучей легкостью. Эта легкость является постоянной во всех произведениях Кундеры.

Читать также: Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия», Лора Барнетт «Три версии нас». 

(Visited 307 times, 1 visits today)