#ДвіДумки: Том Хэнкс «Історії, наклацані на друкарській машинці» — вкусы, звуки и образы настоящей Америки

Том Хэнкс — звездный голливудский актер, обладатель двух «Оскаров», а с недавних пор еще и писатель. Сборник «Історії, наклацані на друкарській машинці» состоит из семнадцати рассказов, которые открывают читателю различную Америку и различную американскость. Какие-то рассказы заставят хохотать до слез, какие-то растрогают и удивят.

Обозревательницы блога Yakaboo уже прочитали эти истории и готовы поделиться впечатлениями.

Обозревательницы

#ДвіДумки: Том Хэнкс «Історії, наклацані на друкарській машинці» — вкусы, звуки и образы настоящей Америки 0

Юлия Дутка: Сразу скажу, что не фанатею от коротких истории. Мне надо томик страниц на 300 минимум — и чтобы это был сплошной текст (можно с рисунками). Рассказы и новеллы — не мое. Но для каждого правила и для каждого читателя есть исключения — очень уж заинтересовала смена амплуа — от актера к писателю. Что ж, это исключение было приятным. 

#ДвіДумки: Том Хэнкс «Історії, наклацані на друкарській машинці» — вкусы, звуки и образы настоящей Америки 0

Виталина Макарик: А я наоборот ценю короткую прозу, ведь талантливо написанный рассказ может на своих нескольких страницах вместить концентрированную и полнокровную историю. Впрочем, это особое мастерство, которым обладает далеко не каждый автор хороших «толстеньких» романов. Вот почему мне было интересно, как с этими «короткометражки» в мире литературы справится Том Хэнкс — ведь в кино он предпочитает полный метр. 

Он еще и книги пишет

Юля: Для меня откровенно было открытием то, что Том Хэнкс, кроме того, что актер, еще и сценарист, колумнист и наконец писатель. «Он еще и книги пишет, — сказала моя мама, когда увидела светло-синий томик «Історій, наклацаних на друкарській машинці», и срезюмировала. — Это потому его взяли на роль профессора в экранизациях Брауна».

Думаю, что первое со вторым все же не связано, но у Хэнкса не было права на ошибку. Блестящий актер не мог писать что-то среднее. Поэтому не удивлена, что он долго собирал эти истории в ящик. Но можем с облегчением выдохнуть — писатель из Хэнкса вышел хороший: необычные сюжеты, легкий стиль, прикольные герои и печатная машинка в каждой истории. Вита, ты тоже это заметила?

Вита: О да, печатная машинка для Тома Хэнкса — это не только инструмент и далеко не просто художественная деталь, которая путешествует из рассказа в рассказ, а часто еще и полноценный герой или двигатель сюжета. Оно на самом деле и не удивительно, если учесть, что еще одна страсть Хэнкса, кроме литературы — это коллекционирование печатных машинок. Кстати, они не пылятся на полках — актер почти ежедневно пользуется какой-нибудь из них. Поэтому как тут не нащелкать несколько историй? 😉

От знаменитого, дважды оскароносного актера можно было бы ожидать автобиографических откровений и подробностей из профессиональной жизни. Но только одно — скорее ироническое, чем биографическое — рассказ посвящен нескольким дням из жизни киноактера. Зато в этих текстах — куски из тех «жизней», которые он проживал на экране: полеты к Луне, как в «Аполло-13», драматические эпизоды войны, как в «Спасти рядового Райана», или колонки главного редактора газеты — не совсем Бена Брэдли из «Секретного досье», но его коллеги по журналистскому цеху. Но — что важно — рассказы Тома Хэнкса не цитируют его роли и не «списывают» из них, они абсолютно самобытны. Удивительно, но факт: этот человек один из тех людей, о которых говорят: если талантлив — то талантлив во всем. 

Герои, а не роли: персонажи Хэнкса-писателя

Вита: Мне очень колоритным показался этот провинциальный колумнист, рассказ-колонки которого в книге сверстаны, как газетные полосы. Это, очевидно, такой персонаж «в возрасте», довольно открытый к миру, но с бешеным чувство локального патриотизма и достоинства. Поэтому, посещая нью-йоркские рестораны, он все равно хвалит местные вкусности. А яркие пейзажи «Большого Яблока» хотя и захватывают журналиста, но не могут сравниться для него с живописностью родным мест. И это так мило!

Вообще же в «Історіях …», на мой взгляд, практически все образы выразительные, прекрасно выписанные, имеют свой «характер». Чего только стоит Анна, девушка с пропеллером в сами-знаете-каком месте, за энергичностью и деловитостью которой никому не угнаться! Или пожилой миллиардер, который мог получить (читай — купить) все, что только захотел, но самое ценное, самое желанное и самое недоступное нашел в далеком прошлом. Юля, а тебя кто больше всего заинтересовал?

Юля: Кроме рассказчика, ярким голосом каждого рассказа бесспорно был Стив Вонг — мастер идеальной игры, который постоянно забивает (или сбивает) «страйк». Интересно наблюдать эволюцию его любви к боулингу — от развлечения для друзей до полного угасания интереса из-за перенасыщения. В чем я его прекрасно понимаю: избыток убивает вкус. Как по мне, один из самых философских образов всего собрания.

А еще никак не могу забыть упрямого и настойчивого болгарина-грека, который искал в Нью-Йорке счастья. Он не имел куда отступать, ведь и так ночевал на улице и потерял все деньги из-за мастерского воришки, поэтому пошел ва-банк и достиг своего, надеюсь, что и вне рассказа у него все сложилось хорошо. 

Наклацанная история, которая никогда не забудется

Юля: У меня их несколько, сборник довольно ровный, согласитесь. Хотя бы «Три виснажливих тижні» о парочке, где девушка-гестаповка готовит своего парня к экзаменам юного космонавта — а как иначе объяснить то, что она его так безжалостно тренирует его день за днем, поставив высокую планку. Мы все, наверное, видели таких.

Для себя выделяю «Роздуми мого серця», «Тобі до Костаса» и «Його ідеальність Стів Вонґ». Первое — с пишущей машинкой в главной роли и с такими вкусными описаниями различных моделей, что я невольно задумалась, что мне тоже надо. Второе — о целеустремленности на пути к цели. Третье — о том, что слишком много внимания и большие надежды заставляют возненавидеть любимое дело.

Вита: Трудно выбирать, потому что в каждом есть что-то особенное и очень теплое. Том Хэнкс делится с нами своей «домашней» Америкой (она, кстати, чем-то напоминает Америку Стивена Кинга, поэтому я — не знаю, почему — со страхом ждала каких-то «кинговских» поворотов сюжета, чего-то плохого, одним словом, но нет, тексты Хэнкса добрые, человечные и уютно- «ламповые»).

Одна из тех, которые меня зацепили полностью — «Святвечір 1953»: счастливая семья, уютная предрождественская пора, отец семейства, который беспокоится о том, чтобы в доме все было лучше, комфортнее. А потом включается флешбек на 10 лет назад — и ты понимаешь, какой ценой был достигнут этот уют. И почему этому человеку так важны эти любовь, покой и тепло. Также хочу выделить рассказ «Біографічна довідка» — о провинциальной актрисе, которую Нью-Йорк встретил так неприветливо, что она уже отчаялась и передумала покорять Бродвей, пока не встретила того, кто посоветовал ей, как обращаться с этим городом так, чтобы он стало к тебе благосклонен. 

#ДвіДумки: Том Хэнкс «Історії, наклацані на друкарській машинці» — вкусы, звуки и образы настоящей Америки 0

«Жизнь похожа на коробку шоколадных конфет: никогда незнаешь, что тебе попадет» — Том Хэнкс в кино

Юля: Хэнкс-актер и моя любимая роль — здесь даже думать не надо, для меня это однозначно оскароносный Форрест Гамп. Я имела все шансы возненавидеть одноименный фильм, потому что на английском в университете мы разбирали его до щиколоток — до последнего фразеологизма, но, тем не менее картина стала одной из самых любимых. И знаковых, ведь таки дала веру, что все же можно смотреть голливудское кино в оригинале. Хотя «Run, Forrest, run!» еще долго снилось.

Преклоняюсь перед талантом Хэнкса — ему все равно убедительно удается и играть людей умом обделенных — вроде бедняги Форреста, так и мудрых мужей а ля Роберт Лэнгдон.

Вита: Форрест, конечно, вне конкуренции, но здесь я хочу вспомнить о «Зеленой миле» (вот почему мне все Кинг мерещился! :)) — очень сильный фильм, который мы с руммейтками в студенческом общежитии пересматривали с десяток раз и пролили над ним реки слез. Но на самом деле убедительно и органично Том Хэнкс выглядит в роли Бена Брэдли — редактора газеты The Washington Post в фильме «Секретное досье». Возможно, потому, что он там много времени проводит за пишущей машинкой 🙂 

Кому стоит читать:

Вита: Тем, кто любит короткую прозу, старую-добрую Америку и Тома Хэнкса.

Юля: Как по мне, всем без каких-либо ограничений. Тут нет ничего такого, что может оскорбить чьи-то чувства.

Кому не стоит читать:

Юля: Тем, кто не хочет читать, другим — стоит.

Вита: Однозначно — тем, кто ждет экшена и закрученный сюжет и любит большую форму.

Похожие книги

Вита: Еще одна новинка короткой прозы от ВСЛ — «Церебро» Андрея Бондара. Тут, например, тоже есть чудесный рождественский текст «Перше Різдво на віллі “С.О.В.А.”». А тем, кто хочет продолжить тему Америки, советую сборник рассказов Френсиса Скотта Фицджеральда «Я віддав би життя за тебе». Кроме того, несколько «нью-йоркских» рассказов по атмосфере мне перекликаются с «Щиглем» Донны Тартт.

Юля: Я с короткой прозой сталкиваюсь редко, но такой легкий ненавязчивый стиль почему-то упорно ассоциируется с Нилом Гейманом и его «M is for Magic», а еще чем-то похож на «Груші в тісті» Юрия Винничука. 

Yakaboo
Найбільша online-книгарня України. Любимо книжки понад усе:)

437 thoughts on “#ДвіДумки: Том Хэнкс «Історії, наклацані на друкарській машинці» — вкусы, звуки и образы настоящей Америки

    Добавить комментарий