Читаем на английском с ребенком: интересные упражнения для совместного чтения

Материал подготовлен при поддержке:

Нужно ли читать с ребенком на английском языке? Как читать? Что читать? Как часто? Нужно ли читать вслух? Переводить прочитанное? Что делать с незнакомыми словами? Пересказывать ли тексты? От такого количества вопросов у родителей-энтузиастов начинается паника.

Давайте спокойно разберемся во всем.

Прежде всего, выясним, какие есть разновидности и навыки чтения.

Спросите себя, что вы чаще всего читаете в повседневной жизни и как вы это делаете.

Чаще всего мы быстро просматриваем текст (статью в интернете, брошюру, страницу текста, инструкцию, объявление, пост в социальной сети). Достаточно нескольких секунд, чтобы понять, о чем этот текст и будем ли мы его читать подробнее. Мы делаем это неосознанно сотни раз за день и недооцениваем это прекрасное умение, что экономит нам время. Представьте, что вам нужно полностью читать все тексты, которые вы видите, и только потом вы делаете вывод, нужно ли это делать, или вы потеряли время. Этот навык так же важен и когда мы читаем на английском. Если приучать ребенка читать все тексты на английском вслух и переводить их, то в дальнейшем, когда он увидит любой текст на английском, то не сможет быстро понять, о чем текст, потому что в голове будет сидеть алгоритм «читаем-переводим-понимаем». 

Другой, не менее важный вид чтения — поиск необходимой информации. Например, если перед вами текст о королевской семье, можно попросить ребенка найти в тексте, сколько у королевы Елизаветы правнуков и как их зовут. В таком случае включаются в работу совсем другие навыки чтения. Мы сканируем текст с целью найти конкретную информацию. В жизни нам часто приходится делать то же самое. 

Похожая, но другая задача — прочитать и ответить на конкретный вопрос. Почему главный герой решил поехать в соседнее королевство? Почему принцесса все время спит? Почему люди в королевстве никогда не улыбаются? 

Еще одна разновидность чтения — чтение для удовольствия, без конкретной задачи. Мы это делаем, потому что нам интересен сюжет и чтение дает нам наслаждение. 

Часто мы читаем вслух в жизни? Возможно, читаем сказки на ночь детям. Чтение вслух не помогает ребенку лучше понять прочитанное. Часто наоборот, читая вслух, мы концентрируемся на правильности произношения слов, а не пытаемся понять прочитанное.

Часто родители или даже учителя просят прочитать текст, закрыть книгу, а потом задают вопросы по тексту. Полезно ли такое задание? Что мы проверяем? К сожалению, всего-навсего кратковременную память ребенка. Прочитайте текст. Закройте учебник. Сколько правнуков у королевы и как их зовут? Справедливо ли ставить такую задачу, ведь мы не просили найти и запомнить эту информацию до того, как ребенок начал подробно читать текст, и он не знает, что ему нужно обратить внимание именно на эти факты.

Важно не то, что ребенок (не имея конкретной задачи) механически запомнит из прочитанного. Важно научить его работать с текстом: быстро ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, составлять собственное впечатление, оценивать текст. Такчто во время чтения с ребенком старайтесь воспитывать именно эти навыки. 

В дальнейших статьях мы поговорим о том, как научить ребенка понимать прочитанное без перевода и что делать, если попадется незнакомое слово.

Автор текста Лидия Симак

 

(Visited 334 times, 1 visits today)