Что читать, чтобы лучше писать: 7 книг для развития творческого письма

Круг желающих постичь тайны писательской профессии сейчас не ограничивается начинающими писателями, копирайтерами, журналистами, учеными или блогерами. Соцсети создали больший, чем когда-либо, спрос на умение писать. В конце концов, быть хорошим рассказчиком — это хороший бонус для лидерства, для личного роста, для репутации интересного и образованного человека.

Предлагаемая подборка содержит путеводители по мастерству письма следующих форматов:

  • книги с упражнениями и советами о создании удачных текстов,
  • книги, знакомящие с тонкостями теории,
  • личные истории успеха выдающихся и популярных авторов, которые проводят нам своеобразную экскурсию в закулисье сочинительства.

Если вы больше всего любите рассказывать истории и хотите узнать, как это делать лучше всего, как вдохнуть в каждую из них жизнь, как выстроить диалоги, чтобы в них забурлила страсть, и чтобы нанизанные в предложения слова превращали ваших читателей в соучастников рассказанной истории, этот материал непременно вам пригодится.

В этой книге собраны советы успешных украинских авторов. Формат воркбука пошагово рассказывает об основных составляющих написания художественного произведения. От «как начать?» до вечной темы неуловимого вдохновения. Каждая тема дополнена теоретической информацией, упражнениями и практическими советами.

Этот путеводитель для художественного письма создан Litosvita для тех, кто хочет стать писателем. И, по словам основателей образовательной инициативы, содержит ценный опыт их 5-летней деятельности — ключевые советы и интересные упражнения, ответы на вопросы, которые чаще всего задавали лекторам, и личные секреты авторов современной украинской литературы.

Все здесь, с чистыми листами для упражнений. Берите и пишите! 

Книга написана более 20 лет назад и основана на писательском опыте автора. Она иронизирует над своими сомнениями и ожиданиями, над желанием быстро прийти к успеху, стать популярной, написать идеальное произведение сразу.

Описывая свою жизнь, Энн Ламотт дает читателю множество ценных советов. Она жизнеутверждающе и иронично ведет рассказ о дружбе между писателями, о писательском совершенствовании, о влиянии личных историй, творческих поисках и роли редактирования. В период творческого роста Энн Ламотт пережила много потерь и доверяет читателю, как трудно было тогда писать и как важно все-таки написать. В книге обозначены многие ключевые для писателя проблем: как писать большой текст, где искать поддержку, как работать с идеей и чего ждать.

Писательница делится, как представляла себе писательский труд, когда была ребенком, как написала свое первое качественное произведение и какие вопросы ей задают на семинарах творческого письма. Поэтому если вы хотите узнать, как это, быть писателем, откройте эту книгу, и Энн Ламотт проведет вас писательским «закулисьем». 

Книга литературоведа и критика Ростислава Семкива — это путешествие творческими жизнями известных писателей и историей литературы ХХ века.

В этом творческом путеводителе автор собрал 7 мощных харизматических авторов, которых называет «Клубом сильных авторов». Трудно спорить, ведь в списке — Агата Кристи, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери, Милан Кундера, Курт Воннегут, Варгас Льоса и Умберто Эко. Рассказ о каждом из них состоит из трех частей:

  • биографический очерк, в котором читатель знакомится с ключевыми событиями в жизни автора;
  • очерк о творческом пути;
  • анализ основных механизмов творчества и перечень рецептов от «сильного автора» (если верить Бьюзен, автору книги «10 способов развития креативности», методика и является волшебной палочкой таланта).

Этот путеводитель в творчество написан в доброжелательно-ироническом стиле. Книга содержит эссе и заметки, похожие на краткий конспект. Авторы предстают перед читателем со всеми их сильными сторонами: трагически загадочная Королева детективов Агата Кристи, автор «большого брата» Джордж Оруэлл, мечтатель Рэй Брэдбери, который считает своим образованием библиотеку, нарцисс Кундера с его тонкими (будто кружевными) женскими образами, скептик Воннегут, экспериментатор Льоса и доктор ироничного детектива Умберто Эко. Их взгляды, советы и мнения относительно письма часто пересекаются, иногда расходятся или повторяются, сформулированы по-другому.

Каждое эссе содержит, кроме информации об авторе, его индивидуальные находки. Прочитав книгу, вы узнаете о том, что детектив может стать классикой, а ученый может написать развлекательный детектив, который разойдется миллионным тиражом. Этот путеводитель к секретам и особенностям художественного творчества хорошо читать вместе с книгами упомянутых в ней авторов. Такое чтение придаст объемности картине и поможет отследить применения их методик на практике.

Эту книгу стоит прочитать уже потому, что ее написал «Король ужасов». Но, если это для вас не аргумент, Кинг — это автор, книги которого разошлись суммарным тиражом почти 350 млн экземпляров.

Мемуары о ремесле рассказывают о жизненных драмах Стивена Кинга, о его детстве и болезни. И в какой-то момент кажется, что он погружается в воспоминания, забывая, для чего пишет эту книгу, но это ненадолго. Он возвращается и дает советы начинающим писателям. Иронические и саркастические.

Кинг делится историями о творческой уверенности, о требовательности и дисциплине, о целеустремленности. И первоочередными для будущих авторов считает грамматику и богатство лексики. А еще просит авторов не усложнять собственно письмо тяжелыми словесными конструкциями. И дает самый важный совет: «Много читать и много писать».

Никто не вечен, ничто не вечно. А также не ново. Джулия Кэмерон делает почти невозможное. Она рассказывает мне обо мне. И эта фраза «мне обо мне» — не моя. Многие люди, прочитав эту книгу, сказали: «О, она рассказала мне обо мне».

Джулия рассказывает о творческом пути художника. И делает это по просьбе своих друзей, которым ее советы уже пригодились. «Шлях митця» — это практический 12-недельный курс для творческих личностей. Эта книга помогла многим людям прежде всего найти себя, избавиться от стереотипов, сомнений и ожиданий и начать творить. В книге говорится об основных принципах творчества и преградах, которые попадаются художникам в на пути их творческого забега.

Мини-курс направлен на ежедневные занятия творчеством. Это и утренние страницы, и работа с критикой, с силой, с духовностью, со скептицизмом, страхом. Эта книга — путеводитель тех, кто не знает, стоит ли ему продолжать творить. Цикл занятий и ведения записей направлен на открытие своих монстров и творческих потребностей.

Что интересно, эту книгу лучше читать группой и так же выполнять задания. Этот подход позволит не только мотивировать себя дойти до конца, но и даст круг единомышленников, которые будут понимать, что с тобой происходит и о какой синхронности идет речь.

Джулия Кэмерон предупреждает, что, скорее всего, ваш скептик будет с вами бороться и называть это все детскими игрушками. Но приключение, в которое приглашает отправиться эта книга, стоит борьбы с десятками скептиков.

Трудно себе представить человека, который может больше и лучше рассказать об искусстве диалога, монолога и построения сцены, чем Роберт Макки, преподаватель сценарного мастерства в Голливуде. Предыдущая его книга «История на миллион» разошлась миллионными тиражами и сейчас хорошо продается. Но «История» рассчитана больше на кинематографистов, тогда как «Диалог» — на более широкую сферу желающих писать.

Эта книга содержит информацию о роли диалога в художественном произведении, о функциях монолога и художественной выразительности сказанного. Читая ее, вы сможете узнать, какие возможности дает удачно построенный диалог, и как речь, которой вы наделяете своих персонажей, способна раскрыть их мотивы и даже пережитые драмы.

Роберт Макки шаг за шагом ведет своего читателя по различным типам диалогов: разговор с собой, с другим человеком, разговор со зрителем. Вы выясните, как диалог передает намерения и желания, узнаете, как действовать словом, ознакомитесь со словесной выразительностью. Отдельно автор обращает внимание на особенности ведения повествования от первого, второго и третьего лица, вспоминая параллельно, какие возможности дают те или иные инструменты диалога.

Первое издание этой книги было осуществлено в 1976 г. и разошлось миллионным тиражом. В течение всего этого времени книга дополнялась и актуализировалась в соответствии с требованиями времени. Зинссер написал эту книгу, когда решил собрать весь свой опыт преподавателя документальной прозы и превратить свои знания на книгу.

Это универсальный путеводитель по написанию текстов. Он содержит практические советы для создания различных текстов: от путевых заметок до заметок об искусстве. Кроме советов, как создавать тексты, автор акцентирует внимание на различных аспектах, которые помогут оживить текст, выработать свой стиль и голос.

Чтение этой книги рекомендую сочетать с применением советов, таким образом вы сможете протестировать на своем письме силу опыта, продолжительностью в 40 лет.

Олеся Венгринович
Письменниця, фотограф. Колекціоную документи про освіту. На сьогодні їх 9. Пишу дисертацію про наукове кіно в Україні та психологічний роман. Білий колір волосся вважаю своїм "алібі".

11 thoughts on “Что читать, чтобы лучше писать: 7 книг для развития творческого письма

    Добавить комментарий