«Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі» — мастрид для тех, кто стесняется своего непонимания, хихикает на выставках в Пинчук Арт-центре и не отличает экспрессионизма от импрессионизма.
На украинском языке книга вышла в мае 2017-го, но я убеждена, что актуальной она останется еще надолго.
Во-первых, стоит признаться, книг об искусстве не для искусствоведов, а простых людей на украинском выходит довольно немного. А здесь талмуд на почти 500 страниц, и еще авторства Вилла Гомперца — бывшего директора галереи «Тейт» и человека, который пишет об искусстве для «Би-Би-Си», «Таймс» и «Гардиан».
Фактически, перед нами история появления художественных направлений от 1820 до современности. В каждом разделе автор рассказывает нам о том, что подтолкнуло художников отойти от канонов реалистического искусства, что ими двигало, как их воспринимали современники. И, конечно, не забывает разбавить текст интересными зарисовками из жизни художников, так сказать, окунуться в их быт и прикоснуться к богемной жизни: выпить с Матиссом или представить себя гостем вечеринки Дали.
Текст написан просто и понятно, все раскладывается по полочкам. Поэтому читатель чувствует себя любознательным искателем, а не студентом, который зубрит текст к экзамену.
Прежде всего в издании ценю вкусные описания, где объясняется не только что, а и зачем именно так сделал автор:
«На картині зображено задушливий полудень в модному селищі на захід від Парижа. На вулиці нема нікого, мабуть тому, що мешканці ховаються в будинках і бережуть очі від сліпучого сонця надворі. Проте це якщо вони бачать своє селище так само, як Вламінк. Він підсилив інтенсивність кольорів до максимуму, перетворивши ідилічний пейзаж на різнобарвну галюцинацію. В уяві митця вулиці Буживаля і справді були устелені золотом (фарбою), а привітна зелень села перетворилась на покривало з клаптиків оранжевого, жовтого і синього. Кора на деревах не коричнева чи сіра, а натомість калейдоскопічна суміш яскраво червоного, аквамаринового і лай мово-зеленого. Що ж до будинків, які влаштувались на картині Вламінка, вздовж жовто-цегляної дороги, то вони спрощеної форми: дахи – це просто мазки бірюзово-синьої фарби, а фасади передано бризками синього і рожевого.
А загальний ефект – візуальний шок»
Неужели после такого описания вы не бросились искать, как же выглядела картина? Кстати, вкладышей с иллюстрациями в книге тоже много. Конечно, они не иллюстрируют все упомянутые в тексте работы, потому что тогда бы пришлось выдавать как минимум трехтомник.
Так же живо читателям объясняют и особенность художественных течений и направлений.
«Ви знаєте абстракціонізм. Ці картини з довільними закарлючками, дивлячись на які думаєш, буцім «п’ятирічна дитина таке намалює». Це, звісно, може бути і правдою, хоч малоймовірно. Доволі важко точно визначити, що відрізняє ці лінії від того, що ви могли намалювати, але різниця справді існує. Є щось особливе у плинності ліній, композиції та формі, що змушує мільйони людей товктися в художніх галереях, аби побачити абстрактні картини, наприклад, Марка Ротко або Василя Кандинського».
Читая описания цветов с наслоениями красок, снимаешь шляпу перед переводчиками, которые проделали огромную работу.
Единственным минусом издания является мягкая обложка. С одной стороны, она, конечно, удешевляет и так не слишком доступную по цене книгу, а с другой стороны, пятна и потертости на ней появляются быстрее, чем успеваешь донести из магазина домой, а так хочется поделиться книгой с друзьями.
Не гарантирую, что после прочтения книги вы станете знатоком и ценителем фонизма и кубизма или больше не будете смеяться с перформансов, но первый шаг к пониманию искусства будет сделано.
Читать также: «Не бійтесь галерей», «Це Далі», «Як розмовляти з дітьми про мистецтво», «33 митці у трьох актах», «Помаранчевий надувний пес».
[irp posts=»26797″ name=»Импрессионисты под прицелом. Отрывок из книги «Замах на мистецтво»»]
[irp posts=»21476″ name=»Арт-терапия: 15 книг, которые стоит прочитать всем, кто интересуется искусством»]
643 thoughts on “«Що це взагалі таке?»: книга для «чайников» о современном искусстве”