Развитие, а не совершенство

Замечательный девиз, которым пронизана вся книга “Виховання надзвичайної дитини”  и в целом вся педагогическая деятельность автора, Мэри Шиди Курсинки. Причем развитие в этом лозунге охватывает не только понятие рационального роста ребенка по всем параметрам, но и еще, как минимум, духовный рост самих родителей, взрослых личностей, которые способны оценивать, переоценивать, перестраивать свое окружение, подавать нужный пример, имея знания и определенный опыт.


Близкие темы. Ради чего совершенствоваться?


Уверена, что не одному мне кажется, что есть что-то общее между бизнес-литературой и литературой для родителей. Иногда же, проблемы тесно переплетаются. Тему сочетания бизнеса, отцовства и личного развития поднимали и Шерил Сендберг, Адам Грант, и Клейтон Кристенсон. И совсем не потому, что здесь похожи своими условиями развития объекты, то есть то, на что направляются наши силы — наши дети, или «детище», (собственное дело), или семья, а из-за сходства состояния субъекта — то есть нас самих. Нам нужно прилагать усилия, балансировать между различными сферами, и, самое главное, не раствориться и не выгореть. Продолжать развивать и познавать себя.


Кто она, Курсинка?


Мере Шиди Курсинка — пишет книги об воспитании. Доктор педагогических наук. Автор и преподаватель образовательных программ для родителей. Опыт получала в штате Миннесота, где основала воспитательный и вспомогательный центр для детей и взрослых.

Опытный педагог, имеет ряд добротных книг о детях. Книги Мэри произвели впечатление и на Джил Симонс — члена педиатрической ассоциации США, доктора медицинских наук.


Книга-тест о темпераментах


Прежде всего, это — книга, которая воспитывает взрослых. Почему? Потому мотивирует улучшать себя в роли отца /матери, мотивирует идти к цели, минуя вымышленные, мнимые камни сознания, нависающие над вашими с ребенком отношениями. Автор прекрасно знает о темпераменте, и свои знания не просто демонстрирует, а делится практическим подходом — предлагает доступный понятный тест, чтобы лично убедиться в собственных похожих и отличных с ребенком чертах.

Каждый из критериев, по мнению Мэри Шиди Курсинки характеризует темперамент чрезвычайной ребенка, подробно описанный в отдельном разделе. Приятной деталью является наличие коротких итогов после каждой темы — это удобно, потому что так быстрее вспоминать то, что давно читал, или для надежного запоминания для ежедневного использования.


Сила простых советов


Мери приводит простые, легкие, точечные советы, которые нетрудно попробовать применить. Вот, например, ее модель «коротких сообщений» — ребенок кричит, требует внимания, зато наша короткая, но меткая реакция, почти одним словом, однако таким нужным для ребенка без лишних объяснений — «Я тебе помогу!», или «Мы сделаем это «, а уже после этих важных фраз можно говорить длинные условия и объяснения.

Контакт установлен порядок, ребенок услышан, и готов воспринимать. Короткая точная фраза, что разбивает стену непонимания и «родительской глухоты».


Полезный взгляд со стороны. Об авторитете


Практическими выдаются приемы по применению различных подходов к выдвижению своих требований детям. Автор заставляет конкретно задуматься благоприятный ли для ребенка способ выражения наших родительских условий, задач или просьб.

Как обычно, мы просим сделать своих детей что-то необходимое? Стоя к ним спиной, делая свои дела. Несмотря в глаза. А можно еще нарисовать свою просьбу, показать взглядом, жестом, наконец, спеть любимой мелодией (!) — или же скомбинировать способы. И это, отнюдь, не проявление слабости матери или отца, и готовности ко всему, лишь бы не обидеть ребенка, а твердая родительская позиция относительно своих требований и безапелляционная точка мягкого принуждения, авторитета и необратимости четких, необходимых родительских просьб. И это хорошая стратегия, ведь не изменив своего слова с первого раза, дети вас не будут проверять на эту устойчивость потом.


Достойна ли форма содержания?


Книга, изданная командой «Нашего формата» является удачным окном в зарубежный опыт по психологии родительства. Переводила текст Ольга Синица. Все получилось четко и гармонично, без двусмысленности, местами казалось, что это не американка делится опытом, а твоя лучшая украиноязычная подруга. Чрезвычайная «западность» текста и убеждений вообще, вроде местами в книгах авторства Марты и Уильяма Сирз — по моему мнению, здесь очень неосязаемая, благодаря чему самому автору, и переводчику с редактором.

Обложка издания приятного естественного изумрудного цвета, с потешными зарисовками о детях-непоседах. Плотная обложка, внутри — желтая бумага, делает чтение особенно комфортным для глаз. А еще стоит внимания объем. Умеренная цена ассоциируется с тоненькими книжками-пособиями, небольшими доработками семейных психологов, а тут тебе целый томик добротной педагогической работы, только в обработанном для «неподготовленных ушей» виде, целых 432 страницы, и радует — без «воды». Структура оправдана, книга — практическая и понятна.


Кому читать? Чрезвычайные дети — это у кого?


Мамам, папам, которые колеблются относительно этой книги именно из-за названия “Виховання надзвичайної дитини”, стоит знать еще то, что сам этот критерий действительно не сразу определяется. Сегодня нам, с некоторыми детьми действительно труднее, чем предыдущим поколениям (социум, экология, гаджеты, двойная виртуально-реальная жизнь молодых родителей…) и автор, из-за использования аналогичных прилагательных к слову «чрезвычайное»: «слишком активный, эмоциональный, впечатлительный, чувствительный, настойчивый «, приглашает к чтению книги по сути всех родителей, потому что эти черты, время от времени оказываются в каждом встречном ребенке. Тем более, после экватора книги Мэри делится сокровенным — секретами ежедневно известной «рутины» с детьми — одевания, кормления, засыпания, общения. Мери докажет вам, что эти действия — искусство, овладеть которым может каждый из родителей, и может превратить рутину на специальный, только им известную суперсилу с чрезвычайного понимания собственных детей.

Тест из книги немного развеял мои собственные мифы о «мега-неусидчивости» моего ребенка, но и научил со стороны смотреть на себя — как оказалось, мой темперамент не менее активный, громкий и динамичный.


На пересечении с медицинским вопросом


Интересно, что Мэри Шиди Курсинка проводит разграничение и со случаями, когда вышеуказанные эпитеты (чрезвычайный, громкий, чувствительный, настойчивый…) уже могут стать описанием протекания болезни, местом, где развивается медицинское отклонение. Однако делает это она очень аккуратно и профессионально, не затрагивая тонкого перехода от психологии и педагогики к педиатрии, психиатрии… Делает это с верой у родителей, что до этого разговор еще не дошел, ведь тогда уже некогда читать книги, а следует обращаться к специалисту.


“Кожна надзвичайна дитина унікальна, але в кожної – своє “над”, своє “занадто.”

“Дисципліна і покарання не є синонімами. Дисципліна означає уміння керувати. Розуміння темпераменту дає можливість уміло керувати.”

“Вони не хочуть ані засмучувати батьків, ані ганьбити їх у громадських місцях. Їм просто дуже складно справлятися із змінами і несподіванками.”


Параллельные новинки и аналогичный мастрид:

«Правила розвитку мозку дитини» – Джон Медина
«Як виховати дорослого. Підготовка дитини до успішного життя» – Джули Литкотт-Гаймс
«Діти, батьки і боротьба за владу» – Мери Шиди Курсинка


Ирина Варламова

(Visited 285 times, 1 visits today)