Книга «Писать как Толстой»: как научиться техникам, приемам и уловкам великих писателей

Книга «Писать как Толстой»: как научиться техникам, приемам и уловкам великих писателей

«Война и мир» в школьной программе на многие годы отбила охоту к произведениям Льва Толстого. Его «Анну Каренину» прочитала только к тридцати годам и… пересмотрела свое отношение к писателю. Льва Николаевича нужно читать именно в этом возрасте, чтобы понять, прочувствовать и насладиться. А вот научиться хитрым уловкам, которые он использовал, создавая свои произведения, можно в любом возрасте. Лучший помощник – книга Ричарда Коэна, опытного издателя, редактора, который также семь лет вел курс литературного мастерства в Кингстонском университете. 

Садись и пиши!

Книг о писательском мастерстве очень много и почти все они во многом похожи, поэтому узнать что-то принципиально новое все сложнее. Да и что толку бесконечно читать? Садись и пиши! Практика – лучшая тренировка мастерства. Но что точно сделает «Писать как Толстой», так это вдохновит – это своего рода волшебный пендель для тех, кто ждет лучшего времени, настроения и повода усадить себя за написание текста. 

Кроме того, такой справочник-путеводитель помог мне узнать много интересных фактов из жизни писателей. Например, Диккенс за долгие годы интенсивной работы придумал, по подсчетам исследователей, тринадцать тысяч персонажей, включая триста восемнадцать сирот. Гюго постоянно делал заметки – даже во время беседы мог отвернуться, чтобы сделать запись, рассчитывая, что в будущем сможет это использовать. Героинь «Великий Гетсби» Дейзи и Джордан Фицджеральд списал с юношеской пассии Джиневры Кинг и ее одноклассницы в школе. У Карениной тоже был прототип – Анна Пирогова; когда Толстой услышал о трагедии, он приехал осмотреть останки, хоть и не знал Анну при жизни. 

В «Писать как Толстой» много шпаргалок, которые спасают во время творческих кризисов и здорово облегчают жизнь. Ричард Коэн вспоминает четыре самые популярные шпаргалки по сюжетам. Первая – «Одоление монстра» («Дракула», «Красная Шапочка», «Война миров»). Вторая – «Из грязи в князи» («Гадкий утенок», «Пигмалион», «Джейн Эйр»). Третья – «Искание» («Одиссея», «Остров сокровищ», «Моби Дик»). И четвертая – «Путешествие туда и обратно» («Робинзон Крузо», «Питер Пэн», «Повелитель мух»).  

11 советов тем, кто хочет научиться писать как Толстой

Не могу сказать, что книга читается просто и приносит невероятное удовольствие. Признаюсь, иногда она казалось мне немного скучноватой и затянутой. Может, дело в том, что это все-таки учебник? Потому решила, что буду читать не более одной-двух глав за раз. Лично мне такая «дозировка» помогала лучше переварить информацию и хотя бы что-то запомнить. Идеальный вариант, если некоторые советы Коэна будете выписывать. Делюсь теми правилами, которые запомнились мне больше всего.

  1. Каждый автор должен решить, какой стиль отвечает его цели, потому что это определит его голос, лексический строй, синтаксические особенности текста и т.д. Должен сразу слышаться авторский голос, побуждающий нас читать дальше.
  2. Хорошая первая фраза не только завлекает читателя, но и позволяет автору сразу дать представление о герое, атмосфере, обстановке.
  3. Ни читатели, ни зрители не любят, когда их слишком долго томят в ожидании.
  4. Молодому писателю Хемингуэй советовал: «Когда другие говорят – слушай в полную силу. Большинство никого не слушает». Мейлер присоединялся: «Хороший диалог – дело хорошего слуха».
  5. Нужно прислушаться к рекомендации Киплинга: «Каждое слово должно сообщать, нести, иметь вес, вкус и, если понадобится, запах».
  6. Слушая и читая истории, мы становимся полноценнее.  
  7. Романы могут послужить более или менее убедительной моделью, поясняющей, как и почему люди совершают определенные поступки.
  8. История – это последовательность событий, сюжет – это их взаимосвязь. Если уделишь слишком много внимания истории, получишь блокбастер, но из разряда легковесных; если очень уж зациклишься на сюжете, потеряешь большую часть аудитории, которая ждет сильной и относительно несложной истории.
  9. Помните, что звучание предложения часто сообщает больше, чем сами слова… Хороший стилист оставляет место для дыхания: нельзя писать то, что невозможно выговорить.
  10. «В предложении не должно быть ненужных слов, в абзаце – ненужных предложений – так же, как в рисунке нет места для ненужных линий, а в машине – ненужных деталей». Уильям Странк «Элементы стиля» (1918 г.)
  11. Если сказали все, что хотели – остановитесь!

«Хватит ныть – пишите!»

Самое важное – это после прочтения книги не забросить свое писательское мастерство, а перестать ныть и начать наконец-то творить! Да и пора создавать стоящую книгу! Как советовал Ричард Коэн: «Ни одна стоящая книга не поможет вам скорее уснуть – она заставит вас выпрыгнуть из постели и в одних трусах помчаться к автору, чтобы надавать ему по голове». Будьте автором, которому охота надавать по голове – в самом лучшем смысле этого слова.  

Зоя Нікітюк
Вважаю, що читати потрібно, шоб мозги не засохли. Саме з такою метою створила групу у фейсбук «Шоб мозги не засохли», проводжу зустрічі книгоманів і веду програму з однойменною назвою на РадіоМ. А ще моєї любові до книг вистачило, аби написати власну :)

12 thoughts on “Книга «Писать как Толстой»: как научиться техникам, приемам и уловкам великих писателей

    Добавить комментарий