Петр Яценко – писатель-прозаик, журналист. Лауреат всеукраинских литературных конкурсов «Новые авторы» и «Смолоскип». Стипендиат программ Gaude Polonia, Bank Austria Literaris. Является автором восьми прозаических книг: «Йогуртовий бог», «Повернення придурків», «Львівська сага», «Дерево Бодхі», «Січкарня», «Короткий путівник із галицького сексу», «Кружляй. Заробляй. Плач» и «Нечуй. Немов. Небач».
Кстати, в 2016-м году Черниговский Молодежный театр поставил по роману Петра Яценко «Повернення придурків» одноименный спектакль.
Говорим о чтении, поэтому первый вопрос: «Что читаете сейчас?»
Сейчас вычитываю перевод «Львівської саги», который сделала Ивона Борушковская. Роман должен выйти в этом году в Польше. Также читаю работы слушателей моего авторского курса «Велика проза», «, где мы работаем вместе с начинающими авторами над их текстами. С удовольствием посмотрел «Письмонавтику» Тани Стус. На очереди у меня лежат свежие книги Игоря Силиври и Виктории Амелина – дизельпанк «Архіпелаг» и роман о Львове «Дім для Дома».
Сколько книг в год в идеале должен считывать писатель?
Это достаточно условная величина. Мне важно не количество, а качество. И я скорее буду долго выбирать, чем «с кем попало жить» (смеется). Период полного чтения у меня прошел где-то до тридцати лет. Теперь я больше обращаю внимание на различные технические тексты, публицистику, исторические исследования, книги о технологиях. К примеру, с удовольствием прочитал «Стартап на $100», «Коротку історію часу» Стивена Хокинга.
У вас есть какие-то системы чтения?
Собственно, я уже начал отвечать на этот вопрос. Я ценю стиль письма прежде. Стиль – это качество каждой строки, красота каждого сочетания слов. Поэтому прежде всего разворачиваю каждую новую книгу на произвольной странице. Если текст затягивает – я уже не отпущу эту книгу.
На каких книгах вы выросли? Какие имели на вас наибольшее влияние?
Я читал преимущественно приключенческую литературу. Все, что было дома, или можно было взять в библиотеке или у друга, у родителей которого было большое собрание. Весь набор «Пригод Тома Сойєра й Гекльберрі Фінна», мушкетеры с продолжением, разнообразная фантастика. Уже после университета благодаря своей первой жене начал читать восточноевропейских авторов, таких как Грабал, Кундера. Потом я работал литературным обозревателем, поэтому имел возможность заказывать у издателей те книги, которые хотел. Было время, когда я перечитывал вообще чуть ли не весь сучукрлит, который у нас издавали. Теперь вряд ли бы осилил физически, ведь количество названий очень возросло.
Когда решили стать писателем? Помните, что вдохновило впервые сесть писать?
Когда мне было двенадцать лет, отец как-то притащил домой печатную машинку. Я сел и сразу без черновиков настучал пару фантастических рассказов. Они и сейчас где-то валяются среди бумаг. Мне было очень легко, и я подумал, что впоследствии мог бы стать писателем.
Кроме писательской деятельности, вы занимаетесь еще журналистикой. Сферы близкие, но все же разные. Как считаете, это помогает или, наоборот, мешает?
Собственно, я уже не работаю журналистом длительное время. Разве что время от времени пишу авторские материалы. Когда работал, то это определенным образом помогало, ибо заочно и очно знаком почти со всеми украинскими топ-авторами, брал у них интервью. Николай Рябчук прочитал мой роман и дал рекомендацию для стипендии за рубежом, а Галина Пагутяк рекомендовала меня своему издателю Василию Габору. Я и мечтать не смел, что мои романы будут изданы в его легендарной серии «Частная коллекция». А в прошлом году там уже вышла седьмая книга.
Кстати, Ваш свежий роман «Нечуй. Немов. Небач» основывается на реальной биографии известного писателя Ивана Нечуй-Левицкого. Соответственно, прежде чем написать книгу, было проведено большое исследование. Расскажите, пожалуйста, как возникла такая идея? И сколько времени ушло на ее воплощение?
Собственно, я воспользовался идеями стартапов – спросить у читателя, что бы он хотел читать. Сделал это в Фейсбуке и получил немало отзывов. Больше поддержки получила идея написать что-то киберпанковое об украинских классиках. Я остановился на Нечуй-Левицком и на стимпанке. Нечуй подходил тем, что он и известный и загадочный одновременно, а стимпанк – потому что писатель жил именно в соответствующую эпоху: середина XIX – начало ХХ веков.
С момента появления идеи до выхода романа прошло всего 9 месяцев. За это время я проштудировал множество литературы, а также побывал на родине Нечуя, в городке Стеблеве. И чтобы подчеркнуть новый подход к классике, мы отправились туда в экспедицию #уГостіДоНечуя на электромобили. В Стеблеве действует единственный в Украине музей классика. От Киева это 160 километров, рядом с шевченковскими местами. Одним словом – замечательный маршрут для автопутешествия на выходные. Позже в Переяславе-Хмельницком в музее я нашел хорошо сохранившийся экземпляр передвижного парового двигателя.
#СтартапНечуй это своеобразное продолжение романа? Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.
Собственно, #стартапНечуй – это проект работы над романом с применением принципов стартапа: постоянная прямая связь с потребителем, учет его пожеланий, поддержания интереса. Читателю интересно не только видеть готовую книгу, но и знать, как происходит работа над ней, а порой иметь возможность и влиять на результат. Это новый подход к литературе, который, я считаю, очень актуально.
Один из ваших текстов ожил на театральной сцене. Вы узнали своих героев или они оказались совсем другими?
Обычно кино и театральные постановки меняют произведение. Это естественно, ведь у режиссера свой подход. Мой текст претерпел изменения, но мне было интересно наблюдать за моими героями на сцене. Режиссер Геннадий Касьянов делает то, чего нам не хватает: вводит украинскую литературу в театральный контекст. Черниговский театр поставил также Юрия Издрика и Костя Москальца. Это великолепно.
Возвращаясь к теме чтения, какой формат бумажный или электронный предпочитаете? И какой должна быть идеальная атмосфера для чтения?
Думаю, я читаю примерно поровну с экрана и бумаги. У меня есть читалка, которой удобно пользоваться в поездках, а дома читаю в уюте на диване или с экрана монитора. Мой сын периодически делает читальные «заплывы», когда за несколько дней перечитывает толстенные книги, и в настоящее время это его основное занятие. Однако я уже таковым не занимаюсь. Хорошей книгой могу наслаждаться очень долго — несколько месяцев. Это пришло со временем.
А какая книга в домашней библиотеке для вас является самой ценной?
Мне в прошлом году подарили старинную энциклопедию, изданную в середине XIX века. Там множество гениально выполненных гравюр-иллюстраций: медицина, история, электротехника, астрономия, биология и др. Вероятно, эта книга довольно ценная. Есть другие издания, ценные для меня лично, но о них я не буду сейчас говорить
Поделитесь, пожалуйста, творческими планами на 2018 год.
Я уже долгое время работаю над детским образовательным онлайн-проектом, в котором мы с писательницей Галиной Ткачук объединили ее книгу «13 історій у темряві», которая выиграла в прошлом детскую «Книгу року Бі-Бі-Сі» и курс по основам программирования. Это будет онлайн-школа креативного письма, в которую может вступить каждый и проходить уровни-задачи, создавать новые истории. Хочу, чтобы дети учили важные понятия легко и с удовольствием. Презентация будет на Книжном арсенале.
И напоследок, ТОП 5 книг, которые вы советовали прочитать всем?
- «Бойня номер п’ять» Курта Воннегута – за масштаб,
- «Коротка історія тракторів по-українськи» Марины Левицкой – за взгляд со стороны,
- «Я обслуговував англійського короля» Богумила Грабала в переводе Юрия Винничука – за образец биографии,
- «Гобіт, або Мандрівка за Імлисті гори»в переводе Александра Мокровольского – за красоту языка,
- «Стартап на $100» – за технологический подход к вдохновению.
Читать: Андрей Любка: я мечтал быть киллером, в которого влюбляется Натали Портман
14 thoughts on “Петр Яценко для #ПроЧитання: «прежде всего разворачиваю каждую новую книгу на произвольной странице. Если текст затягивает – я уже не отпущу эту книгу»”