Госпожа Хиллари

Достаточно одного имени, чтобы понять о ком идет речь. В моем детстве был фильм «Глория» с роковой красавицей Голливуда Шэрон Стоун, так и Хиллари Клинтон как роковая женщина американской политики, первая леди 42-го американского президента и первая женщина-кандидат на пост президента США от демократической партии. Для того, чтобы в полной мере передать впечатления о ее книге «Тяжелые времена» (в украинском переводе «Важні рішення») надо написать собственную, в которую это все поместилось бы.

Признаюсь, что ценность книги я смогла оценить с ее последней страницей. От главы к главе мысль постоянно варьировала, не всегда она была положительная, не всегда я была уверена, что дойду до финиша, а кое-где, казалось, что автор зациклен на собственной роли. По завершении мне вспомнились мемуары ее предшественницы Кондолизы Райс «Необычные обычные люди», которые в свое время я не восприняла и несправедливо критиковала. Когда юношеский максимализм берет верх, ты не признаешь трудностей и преград, не понимаешь, почему они так поразили других и стали стержнем всей дальнейшей жизни. Быть женщиной непросто, быть женщиной-политиком еще труднее.

С уверенностью утверждаю, что «Тяжелые времена» это прекрасная и сильная книга, повторюсь — до ее последней страницы. Это красноречивое объяснение скептикам, почему Америка остается страной №1 в многополюсном мире, почему американские политики продолжают быть образцами, а американская мечта — стремлением миллионов бедных народов.

В подавляющей степени книга акцентирована на внешнюю политику, на векторы американской дипломатии, важность тех или иных регионов мира для американских интересов. Сравнивая ее с книгой Барака Обамы «Смелость надежды: Мысли о возрождении американской мечты», которая также была издана в ходе избирательной кампании 2008 года и более сосредоточена на проблемах внутренней политики — образовании, медицине, сочетании политики и семейной жизни, политического испытания и веры, сочетала видение будущего американцев и личных сомнений, переживаний. Зато «Трудные решения» Г. Клинтон не дают объяснения, как комментарии к объединению американского региона влияют на жизнь рядового американца, каким образом критика политических режимов отдельных стран или напоминание об успехах президентства Билла будет ценным для будущего президента, что больше ставит вопрос в целесообразности, чем служит поддержкой для Клинтон в избирательной гонке.

Часто можно услышать «О чем думают политики? Или они вообще не думают?». Эта книга показывает, что думают. Да, они не держат в руках оружие, не ищут укрытия, в них над головой не летают снаряды, но они осознают ответственность, и несут бремя за свои решения. Время показывает, насколько они были удачны. Это хорошо передают воспоминания о голосовании по отправке американских военных в Афганистан. Любое военное участие страшно тем, что оно не имеет обратной силы и весь его негатив навсегда становится жизненным бременем.

«Проте я уникала слова «помилка». І не через політичну доцільність. Власне, виборці на праймеріз і преса саме це слово хотіли від мене почути. Коли 2002 року я голосувала за застосування військової сили, я сказала, що це «мабуть, найважче рішення, яке мені випадало ухвалювати». Я гадала, що дію щиро й ухвалюю найкраще рішення на підставі наявної інформації. І не одна я схибила у цьому випадку. Проте все одно я прорахувалася. Просто і зрозуміло. У нашій політичні культурі вислів «я припустився помилки» сприймається як слабкість, хоча насправді це може бути знаком сили і зростання для людей і держави. У моєму досвіді як держсекретаря це ще один урок, який я вивчила». (цитата здесь и далее из украинского перевода издания «Важкі рішення»)

С каждой новой главой география расширяется. Редко какие страны, ее лидеры и последние события, связанные с ними, оставались без внимания. Это что-то подобно американскому учебнику новейшей истории и современных традиций дипломатии. Откровенно, трудно представить как воспринимается книга у читателя, который не следит за мировыми событиями, впервые слышит имя Пан Ги Муна и не отличает политики Буша от Обамы, но так же трудно представить, каким образом она оказалась бы в его руках.

Много внимания уделяется политическому участию женщин. Это своего рода антология историй о женщинах-политиках. В любом случае здесь не стоит говорить о феминизме. Как только мы будем использовать этот термин, мы нивелирует вес и результат работы.

«Ви можете бути жінкою, можете належати до якоїсь расової, релігійної, племінної чи етнічної меншини, можете належати до ЛГБТ, та це не применшує вас як людину. І тому права геїв – це права людини і права людини – це права геїв».

В контексте этого интересны и полезны советы Клинтон относительно восприятия критики. В определенной степени она отвечает на них как женщина, но в то же время они исходят из ее опыта.

«Мене часто запитують, як я ставлюся до критики. У мене три відповіді на це: по-перше, якщо ви обираєте життя політика, то треба пам’ятати пораду Елеонори Рузвельт і зробитися товстошкірою, як носоріг. По-друге, критику треба сприймати серйозно, але не особисто. Критики можуть навчити вас того, чого не зможуть або не захочуть навчити друзі. Я намагаюся відсортувати мотивацію для критики: фанатична, ідеологічна, комерційна, сексистська; я аналізую її у пошуках чогось корисного, а решту відкидаю. По-третє, до жінок у політиці постійно застосовують подвійний стандарт – придивляються до одягу, постави, зачіски; це не повинно вибивати вас із сідла. Усміхніться і йдіть далі. Повірте, ці поради – результат дуже багатьох спроб і помилок, але вони дуже допомогли мені у світі й удома на батьківщині».

Ступая по либеральному ковру, олицетворяющему все демократические ценности и принципы, стоит до конца быть честными. Американская политика во многих вопросах неоднозначна. В определенной степени дискуссия о правах человека заканчиваются там, где начинаются американские интересы. Интересны описания сотрудничества с Китаем, когда на весы ставится безопасность одного человека и сотрудничество США и Китая. Неоднозначные впечатления оставляет часть пятая, охватывающей Ближний Восток. Отношения США с исламскими государствами ближневосточного региона находятся в постоянном напряжении. Сотрудничество с авторитарными режимами — это тот выбор, который приходится делать американским политикам. Отдельные примеры показывают, что в политике нет черного и белого, нет крайностей. Но все Соединенные Штаты остаются государством, постоянно держит руку на пульсе. «Если мы немного отстранимся и посмотрим шире, то увидим, что ненасильственный экстремизм связан почти со всеми нынешними сложными глобальными проблемами. Он укореняется в зонах кризисов и нищеты, расцветает при репрессиях и отсутствии верховенства права, разжигает ненависть между общинами, которые поколениями жили бок о бок, а также использует конфликты как межгосударственные, так и внутригосударственные. И поэтому Америке приходится вмешиваться в самые тяжелые ситуации с серьезными вызовами во всем мире ».

«Я знала, що це не вельми задовільна відповідь, але – це правда. Америка завжди робитиме все належне, щоб наші люди були в безпеці, і просуватиме наші власні стрижневі інтереси. Часом задля цього доводиться працювати з партнерами, з якими в нас існують глибокі розбіжності».

Одним из таких партнеров является Россия. РФ отведен отдельный раздел. Сразу отмечу, что несмотря на желание популистских ультраправых кругов не видать Россию американским партнером, международная дипломатия никуда не исчезает, потому что именно с помощью нее происходит поиск консенсуса, а не изоляция России. Это те сложные процессы, на которые нужно обращать внимание и учитывать, а не поддаваться собственным чувствам и эмоциям. Это и есть нелегкий выбор политиков. «Путин трактует геополитику как игру с нулевой суммой: если кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Это устаревший, но опасный концепт, который требует, чтобы Соединенные Штаты проявили силу, и терпение. В наших отношениях с Россией мы должны, где есть возможность, работать над конкретными проблемами и поощрять другие государства сотрудничать с нами, чтобы предотвратить или ограничить при необходимости негативное поведение россиян. Как я поняла, находясь четыре года на посту госсекретаря, достичь такого равновесия трудно, но надо».

Книга «Тяжелые времена» писалась в 2013-2014, содержит истории о встречах, конфликтах, международных договоренностях. Она особенно персонифицирована, в ней есть место для многих американцев, причастных к созданию внешней политики. Это то, чему стоит учиться. Хиллари Клинтон завершает книгу интригой о самом сложном выборе — баллотироваться на пост президента США или нет. Но как говорил Станиславский: «Не верю». На каждой странице она пытается доказать свою состоятельность, профессионализм, бороться с клише эмоциональностью и впечатлительностью женщин, демонстрирует силу воли и духа, собранность и готовность к принятию решений. С первых страниц «Тяжелых времен» она борется с собственными сомнениями и колебаниями, с оппонентами и критиками, с каждым читателем за свое равное право баллотироваться и быть равным конкурентом на высокий американский пост.

Наталья Малиновская

Ксеня Різник
Редакторка blog.yakaboo.ua, блогерка в Етажерка. 10 років пишу про книжки (OpenStudy, газета День, gazeta.ua, MediaOsvita, власний блог та блог Yakaboo). Природний для мене стан: читати, розповідати та писати про книжки. Трішки схиблена на сучасній британській літературі, шпигую за лауреатами усіляких премій, найкращих додаю у список "читати негайно"). У вільний від книжок час знайомлюсь із птахами, марную фарби та олівці.
http://ksenyak.wordpress.com

16 thoughts on “Госпожа Хиллари

    Добавить комментарий