«Надеюсь, вы будете ошибаться»: творческие советы от Нила Геймана

«Надеюсь, вы будете ошибаться»: творческие советы от Нила Геймана

Английский писатель-фантаст, автор бестселлеров «Американские боги» во время вебинара для издания The Guardian ответил на вопросы своих поклонников. Мы перевели самые интересные моменты из этого разговора, а также из других выступлений и интервью автора.

Источник вдохновения

Фанаты писателя, которые прислушиваются к его мнению, конечно же, хотят узнать, какие книги он выбирает для собственного прочтения. «Для удовлетворения сейчас я массово перечитываю книги Джина Вулфа. Я недавно писал вступление для его серии «Книга Нового Солнца» в издании от Folio Society, и для этого взял «Тень палача», прочитал первые несколько глав, чтобы освежить память, — и все, меня затянуло». Также писатель сейчас читает сборник поэзии Despair: Movement One Лори Юстис: «Читаю медленно, потому что от нее во мне каждый раз что-то надрывается».

Любимый же автор детской литературы для писателя — Диана Уинн Джонс, автор «Мандрівного замку Хаула»: «Я не знаю, широко ли она известна, однако ее истории фантастические и я до сих пор по ним скучаю».

Везде, где бы Гейман ни был, он любит обустраивать свое окружающее пространство. «На самом деле, у нас с Терри Пратчеттом похожая любовь к улучшению среды, в которой мы находимся. Когда мы вместе были в туре, посвященному книге «Благие знамения», наслушавшись о том, как рок-группы громят номера в отеле, мы взамен улучшали свои — ставили полочки или новые обои». 

О неудачах

Нил Гейман часто дает советы, связанные с творчеством. Во время речи для выпускников Университета искусств (штат Филадельфия) писатель посвятил целый пункт советам о том, как подготовиться к неудачам в креативном секторе: «Когда вы начнете свою деятельность, вы столкнетесь с проблемой провала. Вам стоит быть устойчивыми и осознать, что не каждый проект можно будет воплотить. Работа фрилансера и жизнь, связанная с искусством, похожие на отправку посланий в бутылке с необитаемого острова. Вы надеетесь, что кто-то однажды найдет какую-нибудь из этих бутылок, откроет, прочитает ваше послание и положит что-то в эту бутылку, что потом вернется к вам: восхищение, заказ, деньги или любовь. И стоит смириться с тем, что на одну возвращенную вам бутылку приходятся сотни невозвращенных».

Гейман надеялся, что его первая книга станет бестселлером, однако издатель обанкротился еще до того, как писатель успел получить от него хоть какой-то гонорар. «Обычно, когда я делаю что-то успешное, так это то, что я уже делал — и у меня это уже неоднократно не получалось. Поэтому сейчас я не жалею из-за книг и замыслов, что словно неисправные петарды, которые не создали фейерверка: я почти уверен, что они необходимы для существования исправных».

«Проблемы неудачи сложные. Проблемы успеха могут быть сложнее, потому что о них никто тебя не предупреждает», — отмечает Гейман в вышеупомянутой речи. Потому что успех чрезвычайно связан с синдромом самозванца, с постоянными сомнениями и страхами. И никогда не стоит стремиться к бесплодной идеальности: «Надеюсь, вы будете ошибаться. Если вы ошибаетесь, это означает, что вы что-то делаете. Да и сами ошибки могут быть полезными: я как-то неправильно написал в письме слово «Каролина», изменив местами «а» и «о», и мне в голову пришло: «А Коралина похоже на настоящее имя …»». Так случайная ошибка дала начало целой истории о девочке, которая однажды попадает в страну кошмаров. 

Как критиковать других

К Гейману часто обращаются с просьбой оценить рукопись: «Я сначала пытаюсь узнать, чего именно они от меня хотят. Кто-то стремится к разгромной критике. Кто-то хочет абсолютной похвалы. Кому подойдет что-то посередине между этими двумя вариантами. Писатели ранимы, особенно начинающие. Скажи им что-то не то — и они все покинут и пойдут играть на тромбоне или подадутся в метеорологи.

Преимущественно я стараюсь поддерживать. Любой написанный роман больше приближает писателя к опубликованной книге, чем роман, который пока только задумывается. И большинству писателей необходимо просто написать еще что-то, поэтому когда я спрашиваю «когда будет следующая глава?», я спрашиваю это искренне».

А оценивать рукописи Гейману, пожалуй, приходится часто. Он уже 6 лет преподает в гуманитарном Бард-колледже в Нью-Йорке, проводит воркшопы и учит онлайн в рамках курсов от MasterClass: «Единственная проблема с преподаванием — пока ты преподаешь, ты не пишешь. А мне сейчас стоит больше писать…». 

О роли фантастического

Гейман преимущественно пишет в жанре фэнтези: «Я думаю, он важен по тысячи причин, и одна из них — это понимание самих себя. Другая, не менее важная, это понимание других людей. Ну и понимание мира — это третья причина. Прекрасной чертой создания образов через что-то фантастическое является то, что оно позволяет изменять действительность, отражать ее, играть с ней, выделять определенные ее части и давать людям возможность задуматься над тем, о чем они раньше не думали».

С помощью необычных и несколько мистических метафор Ґейман говорит о сложных вопросах: «Я написал о такой Смерти, которую мне хотелось бы однажды встретить. Чтобы это был кто-то веселый, хороший и отнесся с пониманием. Кто бы сказал что-то вроде: «Знаешь, тебе действительно стоило смотреть в обе стороны, когда переходишь дорогу», но сказал это по-хорошему». 

О рабочих планах

«Я — неохотно — отложил роман, над которым работал в апреле 2017 года и планировал продолжить его, как только работу над телесериалом по мотивам «Благих знамений» будет завершено или хотя бы мое участие в этом проекте уже не потребуется. Но мое участие значительно возросло и произошли переломные моменты, которых я не ожидал, поэтому со съемок сериала я вернулся только 6 дней назад (Ответ был предоставлен 8 февраля. — прим. Пер.). Я взял свой блокнот с романом из рюкзака, где он лежал два года на всякий случай, и положил на рабочий стол. Надеюсь, что герои до сих пор ждут меня, а не сдались и пошли домой », — отмечает Ґейман в ответ на то, ожидать в ближайшее время его новых творений. 

Yakaboo
Найбільша online-книгарня України. Любимо книжки понад усе:)

13 thoughts on “«Надеюсь, вы будете ошибаться»: творческие советы от Нила Геймана

    Добавить комментарий