Бывает так, что две сюжетные линии в романе, которые на первый взгляд могут показаться бессвязными, странными и нелогичными, в самом конце переплетаются воедино, и читатель получает разгадку жуткой тайны. Так и в книге «Містер Сплітфут», недавно вышедшей в издательстве #книголав. Понравилась ли нашим обозревателям эта американская мистическая история с привкусом готики? Есть #ДвіДумки.
Оглядачки
Вита Макарик: да, я — тот человек, который может купиться на обложку книги, особенно если она авторства Стронговского: почему-то убеждена, что он берется только за достойные тексты. А еще не могу устоять перед готическими текстами современных авторов.
Юля Дутка: люблю жуткие истории, потому готика мне заходит на ура. Заинтриговала сектантская тема в аннотации, табуированная и загадочная. Визуальная составляющая привлекла, но в этой книге я запала прежде всего на фантастической красоты форзацы.
Сектантство, сестринство, материнство
Вита: «Містер Сплітфут» — это не одна, а сразу две истории, которые разворачиваются параллельно и лишь в конце переплетаются. А фигурируют в них две странные пары. Рут и Нет, называющие себя «сестрами», хотя одна из них девушка, а другой — юноша, проживающие в детском приюте, который больше напоминает секту, чем семью.
Юля: он не просто напоминает секту, это секта и есть, с одержимым Отцом в самом центре. Только вот в этой большой семейке нет матери, поэтому тема материнства будет развиваться особенно. Мы будем видеть намек на взаимосвязи между Корой и ее матерью, а еще наблюдать за тем, как Кора шаг за шагом все больше и больше любит своего нерожденного малыша и ищет материнской поддержки в молчаливой тете Рут, которая, похоже, все же знает, куда идет.
Дорога в никуда и разговоры с мертвыми
Юля: куда они идут? Какова конечная остановка этого пешего вояжа? — эти вопросы мучили меня всю книгу, которую, кстати, читала именно в дороге. А кроме того автор нам рассказывала причудливую историю Рут и Нета, которые вместе с плутоватым мистером Беллом создали дуэт подростков-медиумов и устраивали спиритический сеанс для всех желающих за небольшие деньги (или большие…). Мертвые есть у каждого, поэтому их услуги пользовались успехом.
Особенно мне запомнились слова одной чудачки, которую Кора встретила на пути, о том, что мертвые — это самая многочисленная категория населения, а их права никто не защищает…
Вита: а я вспоминаю слова другой героини о том, что мертвые всегда говорят, просто не каждому дано их услышать. В конце концов, и окружающий мир большинство людей слушать разучились — в этом убеждается Кора, которая покорно идет за молчаливой Рут. Когда тишина долгой дороги не заполнена разговорами, когда ты не связан с «цивилизацией», когда ты погружаешься в это путешествие-без-цели, ты становишься более чувствительным к тому, что тебя окружает. Так Кора хоть и вынуждена слышать все эти неприятные вещи о материнстве, которые ей стремились донести случайные знакомцы, но прислушивалась больше к своим ощущениям и к своему еще не родившемуся ребенку.
Темная сторона Америки
Вита: помнишь картину Гранта Вуда «Американская готика»? Она как концентрат the dark side of the America — с этими закрытыми патриархальными сообществами, странными сектами, мрачными людьми. «Містер Сплітфут» так же показывает Америку, не в сиянии мегаполисов, а во мраке маленьких городков, обреченных на вымирание, маленьких сообществ, обреченных на распад или вырождение. В этом романе заметны следы самых мрачных образцов американской массовой культуры, от «Секретных материалов» (привет, секты и метеориты!) до «Ребенка Розмари».
Кроме того этот текст настолько непростой, что все время ловишь себя на ощущении, как важный для его понимания элемент постоянно ускользает из поля зрения. И хотя многие эпизоды для меня были не то чтобы жуткими, но малоприятными, финал оставил какое-то очень светлое ощущение. А у тебя какие впечатления?
Юля: я все-таки не до конца поняла «Містера Сплітфута». Здесь, Вито, полностью с тобой согласна — что-то неуловимое постоянно убегает из поля зрения. Тот нечистый копытцем, которая украшает каждый раздел, одновременно и рядом, и далеко. Саманта Хант показывает США совсем не такими, какими их изображают рекламки Green Card и Work & Travel. Мне местность напомнила те глухие места, которыми путешествуют братья Винчестеры из «Сверхъестественного», чтобы прогонять бесов и мстительных духов.
Хотя принадлежу к тем книжных маньяков, которые с середины истории уже догадываются, что там будет в финале с точностью 85%, концовка «Містера Сплітфута» оставила меня в легком шоке. Поэтому любители неожиданностей — подумайте, запишите в список желаний.
Кому стоит прочесть
Юля: тем, кто любит готику и умеет читать медленно, потому что не все в «Містері Сплітфуті» легкое для усваивания.
Вита: а также тем, кто не ждет однозначных ответов (потому что их тут и не будет) и кто ценит книги не столько за сюжет, сколько за атмосферу.
Кому не стоит читать
Вита: тем, кто любит экшн с четким линейным сюжетом или романтические истории.
Юля: тем, кому вообще не заходит причудливая проза. Вероятно, что не осилите.
Похожие книги
Юля: по атмосфере чем-то напомнила мне «Цветы на чердаке» В. К. Эндрюс и первый роман Стивена Кинга «Кэрри», где тоже есть религиозная одержимость и проблема материнства, и его же «Долгая прогулка», где так же довго шагают пешком.
Вита: а мне по настроению перекликается с другим романом Кинга — «Протистояння» и с темой долгой дороги. А темой материнства в мистической атмосфере — с «Дитям Розмарі» Айри Левина.
[irp posts=»28082″ name=»«Підніміть мені повіки — я хочу дочитати цей роман». #ДвіДумки: «Білий попіл» Ілларіона Павлюка»]
41 thoughts on “«Мертвые — это наибольшая категория населения, а их права никто не защищает»: #ДвіДумки о «Містері Сплітфуті» Саманты Хант”