В каком возрасте начинать обучение тайм-менеджменту? Давать знания в 6 лет перед школой или «после трех уже поздно»? Как вложить в голову ребенка все инструменты, которыми обладают родители? А если родители не владеют ими? Именно об этом — книга «Як приборкати час? 32 ідеї тайм-менеджменту для дітей», впечатлениями от которой делятся наши обозревательницы.
Обозревательницы
Настя Заремба @anastasiia.zaremba: мама, прочитавшая более 25 книг о воспитании. Верю, что в книгах можно найти ответы на любые вопросы, главное знать, где искать.
Юлия Прохорович @julia_prokhorovych: неидеальная мама маленького мальчика-шилопопика. Ищу тишину в книгах, особенно люблю читать в ванне с пеной и при свечах (просто это единственное место, где мама может уединиться).
Ирина Юрченко @irinyurch: мама-книголюб. Верю в то, что книги играют большую роль в формировании личности — не только маленькой, но и взрослой.
О чем книга
Анастасия: Эта книга о времени и о том, как познакомить с ним ребенка любого возраста. Я бы даже сказала, что это сборник практических советов, как научить ребенка планированию, анализировать свое время и день и уметь распоряжаться своим временем.
Юлия: О том, как мы — взрослые — можем помочь детям познакомиться с понятием времени и его эффективным планированием. Автор отмечает, что планирование и правильная организация времени нужны не только взрослым и подросткам, но и детям от 1,5 года! Правда, интересное мнение?
Ирина: В книге собраны задания, советы, идеи, инструменты, стихи и методы — все для того, чтобы подружить своего ребенка с понятием времени, режима для и планирования дел. Многие упражнения не просто сконцентрированы на понятии времени, но и учат ребенка внимательности, организованности и ответственности.
Нашли ли вы для себя полезные советы по тайм-менеджменту
Юлия: Так как моему сынишке всего 2 года, то наша с мужем задача состоит в том, чтобы познакомить сына с понятием времени. Наблюдать вместе с изменением времен года — как жаркие дни лета сменяют холодные дожди осенью. Как солнышко встает утром после темной ночи (это актуально для родителей, у которых ребенок — жаворонок ;)) Все это можно изучать с помощью разговора, стихов, песен и сказок.
А также важным моментом является то, что Алена Попова призывает следовать за внутренним ритмом ребенка, потому что в таком возрасте он сам лучше знает, что ему нужно!
Для детишек от 3 до 6 лет мне понравилась идея о припоминании вместе с ребенком, что он делал в течение дня. А можно вместе планировать как провести выходные. Важно разговаривать с ребенком как с взрослым и предоставить ему право голоса! Таким образом, можно вместе учиться эффективно планировать время и получать удовольствие от его проведения..
Анастасия: Для самых маленьких детишек понравилась идея адвент календаря на целый год, где будут обозначены особые даты, так можно и цифры изучить, и месяца с временами года, и даже дни недели. Поскольку моей дочери как раз исполнилось три года, то для меня был самым интересным раздел «Ребенку 3-6 лет». Очень понравилась история часов от живого к атомному, обязательно хочу провести с дочерью эксперименты с солнечными, песочными и водяными часами.
Заинтересовало упражнение для детей старше 6 лет «Полоска длиной в 24 см», думаю, что даже взрослым будет интересно сделать это упражнение и узнать на что именно мы тратим свое время. Также понравилась идея сделать карты с рутинными делами которые необходимо выполнять каждый день. Что же касается детей от 10 до 16 лет, то там уже вполне взрослые задачи с ведением дневника, планированием, картой визуализации и прочим.
Ирина: Мне приглянулось упражнение “Последствия”, где автор предлагает помочь ребенку отключить “автопилот” и расширить горизонты видения. Хороший пример из книги — это обсуждение по дороге куда-то, как вот сигналы светофора. Если мы перейдем на зеленый — все будет хорошо. Если переходим на зеленый и смотрим по сторонам — вдруг водитель отвлекся? — так лучше. Перебегаем на красный и ничего не случается — нарушили правило. А вдруг что-то случится? Автор настаивает на том, чтобы родители дали возможность ребенку самому придумать последствия возможных действий.
Еще один интересный метод — это коробочка “взять с собой” и вечерняя подготовка. Подготовьте коробочку (можно не одну, если ребенок посещает какие-нибудь курсы) и предложите заранее собрать то, что может пригодиться завтра, к примеру — в садике. Обсудите возможную погоду, если на улице лето и жара, то нужно не забыть панамку. Игрушки, которые ребенок хочет взять с собой и другие мелочи. Таким образом, вам не придется утром собирать это все по квартире, а малыш точно будет подготовлен.
Послевкусие
Анастасия: В общем, в книге много хороших упражнений для детей связанных с тайм-менеджментом, но я не очень поняла формат книги. Например, зачем было делать ее цветной с кучей изображений, это же книга для мам, а не для детей. А еще мало текста, поэтому она скорее похожа на тетрадь с упражнениями, чем на книгу.
Ирина: Соглашусь с Настей, мне так же не совсем понятен формат книги — с таким количеством иллюстраций. Взрослые вроде бы не нуждаются в птичках-цветочках, хоть это и делает издание красивее.
Мне не хватило информации. В целом, «Як приборкати час?» не открыла для меня ничего нового, кроме большого количества стихов. Я сталкивалась со всеми методами в других книгах для родителей, некоторые — с более подробными объяснениями\описаниями.
«Як приборкати час?» отлично подойдет тем, у кого нет времени читать тонны литературы, а методы нужны — автор собрала для вас все инструменты.
Юлия: Могу добавить, что такой формат книги — как сборник упражнений и идей, что подходит для родителей, которые хотят быстро просмотреть инструменты тайм-менеджмента и найти что-то приемлемое для себя. Здесь почти нет анализа, поэтому для более глубокого изучения темы необходимо обращаться к другой литературе, некоторую из них автор приводит по завершении книги.
Топ 3 цитаты
Ирина:
«Привчайте дитину готувати речі для наступного дня. Якщо самі та не робите — навчайтесь разом, адже це добре допомагає організуватися вранці.»
«Усе, що малюк може помацати і побачити, він запам’ятає швидше. Діти молодшого віку не мають абстрактного мислення.»
«Якщо дитина чинить опір якому-небудь інструменту, відкладіть його і спробуйте використати дещо інше. Поверніться до того, що не сподобалося, за деякий час і відстежте реакцію.»
Юлия:
«Базова основа тайм-менеджменту для малюків 1,5-3 роки — це поняття плину часу, зміни дня/ночі/пір року.»
«У малюків досить монотонний графік і “коротка” пам’ять, їм просто складно згадати, що ж такого особливого сталося за день.»
«Пам’ятаємо, що дитина — це дитина, яка хоче грати, бешкетувати і веселитися. Що вона нікому нічого не повинна, і ми приймаємо і любимо її безумовно.»
Анастасия:
«Пам’ятаємо, що малюки ще не сприймають абстрактних понять, у тому числі “час”. Тому ми добираємо наочний матеріал. Один з чудових інструментів для 3-6 років — пісковий годинник»
«Памятайте, що:
віковий поділ у нас умовний — одні діти щось схоплюють раніше, інші — пізніше;
не кожній дитині потрібні всі інструменти, але спробувати ми їм можемо дати, а там нехай самі вирішують, чи залишити це у своєму житті;
мама з татом або вже мають навички управління часом самі, або навчаються разом з дитиною.»
«Я вже згадувала про те, що якщо дитина сама не запланує свій час, то його запланують інші. Так само, якщо вона не вміє говорити “ні” і оберігати час на свої вправи, отже, вона говорить “так” часу для інших людей і їхніх справ.»
Кому стоит прочесть
Анастасія: родителям, которые не любят много читать и ничего не знают о тайм-менеджмент для детей и взрослых.
Ирина: родителям, которые не читают подобную литературу — иначе не найдете ничего нового для себя. Также книга может быть интересна воспитателям и учителям младших классов.
Юлия: родителям, воспитателям и учителям, которые ищут быстрый рецепт тайм-менеджмента для детей.
14 thoughts on “#МамиЧитають: «Як приборкати час? 32 ідеї тайм-менеджменту для дітей»”