Подростковое фэнтези с непростыми проблемами: #ЧитаємоРазом «Клітку короля» Виктории Авеярд

Американский автор подростковой фантастики Виктория Авеярд создала целый мир, в котором наделенные суперсилами Серебряные воюют с обычными, рядовыми Красными. Ее серия — «Багряна королева» — вышла в переводе Ярославы Стрихи в издательстве «Наш формат». Наши обозревательницы уже имеют мнение о третьей книге «Клітка короля» в рубрике #ЧитаємоРазом.

Обозревательницы

Подростковое фэнтези с непростыми проблемами: #ЧитаємоРазом «Клітку короля» Виктории Авеярд 0

Юлия Дутка: Люблю приключения и конфликты характеров, а еще классные обложки и названия из двух слов. Все это нашла в романах Виктории Авеярд. 

17155379_1375130379212692_4458210292231070603_n-246x246

Анна Дудко: Ценительница фэнтези, но скорее темной стороны этого жанра. Джордж Мартин, Джо Аберкромби, Стивен Кинг. На этом фоне 18-летние короли и революционеры дарят ощущение, как минимум, новизны. 

IMG_1570

Полина Афанасьева: Как холодный ливень среди ценителей фэнтези, ведь меня трудно удивить. Но если это удается, то это любовь навсегда.

Первое впечатление

Аня: Третья книга саги о приключениях Алой королевы Мары Барров вновь возвращает читателя в мир дворцовых интриг.

Но чтобы не вызвать дежавю, автор добавляет нам новых точек зрения на сюжет. Теперь мы можем наблюдать мир Норти не только глазами Мары, но и других героев. Таким простым действием Виктория Авеярд позволяет нам одновременно получать известия с полей борьбы Красной Стражи, последние сплетни из дворца Белого пламени, а также узнавать о монархичных планах дома Самос.

Еще одним расширением сюжета стало исследование истории существующего мира. Если честно, именно этой линии казалось очень мало. Вместо рефлексии главных героев, было бы интересно узнать, кто такие серебряные и как они заняли хозяйствующее положение в Норте, Озерном Крае и Пьедмонте.

Как и в первых двух книгах, медленная первая половина рассказа закручивается под конец в неистовый вихрь событий.

Полугодовое прозябание Мары в плену меняется напряженными военными событиями и качественным клиффхенгером, который заставит читателей с нетерпением ждать следующую книгу. 

Юля: История, уже хорошо известная с «Багряної королеви» и «Скляного меча» получила больше объема, масштаба — даже карта на переднем форзаце показывает, что дело Мари и красными страже вышла за пределы Норти, теперь к противостоянию присоединился почти весь мир, которого в Авеядр не так уж и мало.

Пока Мару зажимает узами с немого камня и решеткой позолоченой клетки, в которой ее держит Мёвен, к нам обращаются Камерон и Евангелина, которые показывают, что и вне дворца бурлит жизнь. Трудно понять мотивы принца, ведь он нет не допрашивает пленницу, ни не пытается с ее помощью навязать какие-то свои правила игры. Кажется, он просто выжидает.

Статика дворцовых интриг, кажется, немного тормозит рассказ, и на этот раз Авеярд делает интересный ход, она углубляется в персонажей. И теперь мы хорошо знаем нутро не только Мари, но и докапываемся до мотивов и порывов Мёвен, Кэла и ряда других персонажей, которые теперь не только играют мышцами или хвастаются своими серебряными силами, но и показывают то, что было до сих пор скрытым. Не все нам понравится, ведь и у любимых героев хватает травм и недостатков.

Полина: Пока третья книга готовилась к печати, я успела забыть эмоции после завершения второй, поэтому перед чтением «Клітки короля» снова прочитала последние два раздела «Скляного меча». Третья часть на мой взгляд является более зрелой, чем предыдущие. Клише, что так присущи современным произведениям для подростков, ушли в небытие, и теперь все серьезно. Девушки отметили, что читатель теперь видит более широкую историю, повторяться не буду. Однако, скажу правду — первая часть книги просто очень скучная. Каждое событие не несет собой ничего экстраординарного. Но тех, кто дочитает и не уснет, ожидает вознаграждение — где-то с середины становится очень интересно. Это и реабилитировало книгу в моих глазах. 

Больше всего поразило

Юля: Само название «Клітка короля» показывает, что мы много будем читать о свободе и плену, скорее больше о заключении. О Маре и немом камне, который ее мучает, о Мёвене и короне, которая не позволяет ему делать, что угодно, о Евангелине и оковах королевской невесты, которую заставляют отказаться от любимого, и даже у Кэла, который потерял права на престол, не все так просто… Клетка будет у каждого, и каждый будет искать свой способ уйти от неволи.

“Мевен — вправний брехун, і я не можу довіряти кожному його слову. Навіть коли він каже правду. Навіть якщо він — справді витвір своєї матері, квітка з шипами, якій надали певної форми, це нічого не міняє. Не можу забути й про все, що він заподіяв мені та багатьом іншим. Коли ми познайомились, мене звабив його біль. Він був тінню, забутим сином. Я бачила в ньому себе, завжди гіршу за Ґісу-зіроньку у світі наших батьків. Тепер я розумію, що він це робив зумисне. Він піймав мене, ув’язнив у королівській пастці. Тепер я — у клітці короля. Але й він також. Мої пута — німий камінь. Його — корона”.

Казалось бы, королей ограничивает протокол, но даже среди простонародья, где свободы в межличностных отношениях должно быть больше, тоже затаилось неравенство. Кому-то все же выделили и позволили больше, чем другим.

Персонажи — творение мира, который породила Авеярд, взяв за основу родные Штаты. Чьи-то действия можно прогнозировать, чьи-то, вроде перекроенного матерью-шептухой Мёвена, трудно, потому что за душевнобольными не уследишь.

Аня: Третья часть серии окончательно показывает читателю, что это сильная феминистская книга. Историю здесь творят девочка-молния Алой Стражи Мара Барров, властная королева-мать Элара, железная принцесса Евангелина, Алая капитанша Фарли, ощетинившаяся девчонка Камерон, хитрая королева-мать. Ребята часто показаны слабыми душой, растерянными, они колеблются и им трудно занять какую-то сторону. Они текут за событиями и берут в руки только то, что судьба сама дает им в руки.

“Кел виконує накази, але сам вибору не робить”

“Принц не змінився. По суті, він непогана людина, просто діяти не хоче”

При этом страны этого мира до сих пор остаются патриархальными. Здесь женщин выдают замуж как товар для получения выгодных политических союзов. Возможно, революция позволит занять новую позицию не только алым простолюдинам, но и серебряным женщинам. В этом контексте интересно сравнить судьбы двух героинь алой Дианы Фарли и аристократки Евангелины Самос. Если у первой даже беременность позволяет ей получить быстрый рост в военной иерархии, то другая, воспитанная как королева, не может спокойно жить со своей любовницей. И дело не столько в однополых отношениях, как в том, что Евангелина, в первую очередь — инструмент. Ее можно выгодно выдать замуж за какого-то короля. Здесь хочется выразить отдельную благодарность переводчикам или редакторам издательства Наш формат, которые наконец сделали из капитана Фарли капитаншу (правда, при повышении она стала генералОМ). В итоге, получается интересно следить именно за женскими персонажами. Именно ради их судьбы я жду следующую книгу.

Полина: Мне приятно наблюдать, как меняется эта история. Она растет вместе со своими читателями. То, что начиналось как подростковая история о девочке из бедного мира, «особая том, что особая», стало историей о противостоянии двух миров, где есть место политике, феминизму, интригам и неприятностям. Ни один из героев не идеален, и это впечатляет. А еще мне очень запомнилось, что в книге почти нет места истории любви. Ни один из героев не будет в «Клітці короля» слишком переживать вопросами любовных ласк, хотя этого ожидаешь от подросткового фэнтези. Здесь уже проблемы более серьезные — как спасти позиции семьи в обществе, которое вот-вот изменится (это я сейчас про Евангелину), как спасти свой народ, как завершить войну и не потерять при этом уважение. Хотя, Мара будет немного вспоминать о парнях, но что еще было девушке делать в плену? Вообще, «Клітка короля» очень подняла планку для истории и вывела ее на новый уровень. Осталось только гадать, как она закончится. Потому что, честно говоря, у меня нет даже предположений — эта история может повернуть куда угодно. И это тоже впечатляет. 

Общее впечатление

Аня: Несмотря на существующие недостатки, возможно некоторое слабое раскрытие персонажей, это очень нестандартная книга в этом жанре. От подросткового фэнтези ты ожидаешь кучу экшена, очень привлекательную, очень умную и очень сильную героиню. Она — единственная, кто может спасти мир, и в нее влюблены все мужские персонажи (ну или через одного).

Тем приятнее понимать, что ожидания не оправдались. Приятно увидеть живых, идеальных персонажей. Они принимают неправильные решения они могут быть слабыми, и для того, чтобы одержать победу, им надо найти союзников.

Кроме очень «важных» проблем, вроде «любит-не любит», мы вдруг решаем вместе с автором вопрос возможности превосходства одной расы над другой, свободы отдельной личности или уровня феминизации общества. Пусть детское фэнтези будет таким.

Юля: Что же, как для подросткового фэнтези здесь много психологизма и психоанализа — Мара так увлекается этими исследованиями себя и окружающих (хотя, что ей, наконец, еще делать в плену), что в начале убивает весь экшн. Но… это показывает ее как живого человека, а не какую-то Мэри Сью, которой все по силам, что бы там ни придумала автор. Мара борется и теряет, пытается и не выигрывает. Как по мне, очень правильное сообщение: даже супергероям не все удается с первого раза.

Что касается противостояния алых и серебряных, то тут тоже есть определенное развитие. Алые, в конце начинают понимать, что не стоит быть такими забитыми. А серебряные… серебряные просто собирают силы, чтобы утопить это противостояние в крови.

“Багряних навмисне тримають у темряві й тупості. Тому ми ще слабші, ніж могли би бути. Мої батьки навіть читати не вміють”.

История уходит вглубь. Чтобы Мара напрочь не сошла с ума в компании арвенов, которые выпивают из нее все силы, ей досталась библиотека Джулиана, который делал попытки исследовать истории серебряных и алых и нашел, с чего все началось.

“Ранні джерела свідчать про те, що людей із навиками і срібною кров’ю спочатку боялися і переслідували. Ті почали збиратися у групи, щоб захиститися, і формували спільноти поза містами, де більшість складали багряні. Доба Реформації закінчилася повстанням срібних громад. Подекуди вони існували у симбіозі з містами, хоча більшість урешті взяла гору над своїми багряними побратимами”.

Полина: Мне понравилось. Я не фанатка фэнтези, но эту историю ругать не хочется. Я не могу сказать, что противостояние серебряных и алых — это что-то невероятное, но ход и реализация истории выполнены на достаточно высоком уровне. Хотелось бы, чтобы последняя часть оказалась невероятно увлекательной. Я думаю, что читатель уже понял внутренний мир каждого героя и теперь готов к экшену. Даже несколько громких убийств, присущих Джорджу Мартину, не помешали бы. Но об этом мы сможем узнать только после релиза последней (но последней ли?) книги из мира алых и серебряных от Виктории Авеярд. Пока мы можем наслаждаться тремя книгами о приключениях Мары Барров. И если эта девочка не будет склоняться в сторону Декарта и Канта (то есть не будет углубляться в философию), то читателя точно ожидает взрыв. «Клітку короля» я могу называть переходным этапом в истории. Это как глоток воздуха и несколько минут для размышлений перед Великой Битвой. Поэтому и советую так к ней относиться. И уверяю, Мара вас точно удивит. 

Кому стоит читать

Юля: Поклонникам фэнтезийных саг и всевозможных сверхчеловеческих сил — от «Людей Х» до «Дивергента».

Аня: Удивительно, но эта книга должна быть интересна и взрослым. Фанатам фэнтези, комиксов и даже остро социальных книг

Полина: Читателям «Багряної Королеви» и «Скляного меча» (даже если какая-то из этих книг в свое время не впечатлила). 

Кому не стоит читать

Полина: Искатели экшена могут заскучать, читая «Клітку короля».

Юля: Тем, кто очень перерос подростковые книги и устал от супергероев.

Аня: Тем, кто твердо стоит на поверхности этой земли и не хочет попробовать перенестись в другой мир, окунуться в жизнь людей с сверхспособностями 

Похожие книги

Аня: «Голодні ігри» Сюзанны Коллинз, «Жарина у попелі» Саабы Тахир

Полина: в серии есть приквел, однако он еще не видел мир украинской. А хотелось бы 🙂

Юля: Ли Бардуго «Шістка воронів» и «Королівство шахраїв» — в тексте даже есть солидный намек на это. 

Цитата

“Коли я зрозуміла, що Мевен хоче мене відвоювати, то чекала на біль чи пітьму. Ба більше, я чекала, що бачитиму його і страждатиму під його пекучим поглядом. Натомість я не отримую нічого — відколи мене притягли сюди й поставили на коліна. Тоді він казав, що моє тіло побачать усі. Але кати не прийшли. Не прийшли й шептуни — срібні штибу Самсона Мерандуса і покійної королеви, які могли б розлущити мою голову й розмотати мої думки. Якщо це й є моя кара, то вона якась нуднувата. Мевенові бракує уяви”.

 

“Я дотримуюсь звичного розпорядку, який виробила для себе за останній місяць за ґратами. Прокидаюся. Одразу про це жалкую. Отримую сніданок. Втрачаю апетит. Їжу забирають. Одразу про це жалкую. Жбурляю склянку геть. Одразу про це жалкую. Знімають постіль. Інколи рву простині. Інколи при цьому кричу. Одразу про це жалкую. Пробую книжку почитати. Втуплююсь у краєвид за вікном. Втуплююсь у краєвид за вікном. Втуплююсь у краєвид за вікном. Отримую обід. Усе повторюється”.

 

“Нам, новокровкам, у їхньому світанку немає місця”.

 

“А Черленій сторожі я можу сказати тільки одне, — додає Мевен. — Світанок ваш — пітьма. І він ніколи не запанує у цій країні. Ми боротимемось до останнього. Сила і влада”.

 

“Якась частка мене, нехай дуже маленька, досі закохана у його вигадану маску. У привида живого юнака, якого я досі не розумію. Привида, що сидів при моєму ліжку, коли я відключилась від болю. Привида, який не підпускав Самсона до мене, скільки міг, відтягуючи неминучі тортури.

Привида, який мене любить, згубно, як уміє.

Його отрута вже в мені”.

 

“Боги не вступають у союзи з комашнею, але можуть підхопити від них заразу” (Євангеліна)

 

“Кела вирощували для війни — так само, як вас вирощували для техніки. Але ж ви на фабрику назад не рветесь?” (Джуліан до Камерон)

 

“Дурних людей легше контролювати. Як ти думаєш, чому мати так довго тримала батька під боком? Бо він був пияк і йолоп із розбитим серцем — багато чого не помічав, хотів лишити все, як є. Його легко було контролювати, легко використовувати. Легко маніпулювати — і легко звалити на нього вину”.

 

“Три королі на долю багряної дівчини, народженої у злиднях. Боги чи то ненавидять тебе, чи то люблять” (Ірис до Мари)

 

“Намагатись стати на його місце — це помилка, і я її не вчиню. Нормальна людина не полізе йому в голову. А от його мати, мабуть, чимало часу там проводила” (Ірис).

 

“Дивно, що стільки людей вважає себе богами чи обранцями богів. Благословенними вищою силою. Вивищеними над рештою. А всі-бо докази вказують на зворотне. Наші навики — від ушкоджень, від чуми, що викосила більшість. Ми — не обранці богів, а їхнє прокляття” (записи Джуліана)

 

— Ти кинув мене помирати на арені, — повільно кажу я, ніби ми зможемо це колись забути. — Ти тримаєш мене на ланцюгу у своєму палаці, під охороною день і ніч. Я марнію і нидію…Думаєш, мені подобається на це дивитися? — бурмоче він. — Думаєш, я хочу тримати тебе в полоні? — Голос у нього тремтить. — Але інакше ти зі мною не залишишся”.

 

“Убий її. Покінчи з цим. Позбудься цієї отрути”.

 

“Краще за щось жити, ніж за щось померти”

 

“Багряні вікували вік як раби, прикуті до свої долі. Народжені в нетрях, у наших палацах… чи в болотистих селах уздовж річок. Раніше я думав так, як мене привчили. Наші шляхи визначені заздалегідь. Багряні — нижча раса. Вони ніколи не змінять свого становиська, бода без кровопролиття. Без великих жертв. Колись я думав, що це — зависока ціна. Але я помилявся. Ті з вас, хто зі мною не згоден, ті, хто вважає себе вищим, хто вважає себе богами, помиляються. І не тому, що існують такі, як дівчина-блискавка. Не тому, що нам раптом знадобилися союзники, аби здолати мого брата. Просто тому, що помиляються. Я народився принцом. У мене було більше привілеїв, ніж у більшості з вас. До мого розпорядження завжди були слуги, готові виконати будь-який мій наказ, і мене вчили думати, що їхня кров — просто через колір — важить менше, ніж моя. Багряні, мовляв, дурні; багряні, мовляв, щурі; багряні, мовляв, нездатні взяти владу над власними життями; багряні, мовляв, створені, щоб прислужувати. І це — брехня. Зручна брехня, яка полегшує нам життя й дозволяє не соромитись, а їм робить життя нестерпним”.

 

“Білява кровожерлива бурулька”

 

“Мевен Келор — не той, ким народився. Він — конструктор, витвір своєї матері, яка що схотіла, додала, а що схотіла, відняла. Механізм, машина, бездушна і позбавлена орієнтирів.”

Yakaboo
Найбільша online-книгарня України. Любимо книжки понад усе:)

17 thoughts on “Подростковое фэнтези с непростыми проблемами: #ЧитаємоРазом «Клітку короля» Виктории Авеярд

    Добавить комментарий