Книжные влогеры, литературные онлайн-платформы и почти никакого пиратства: как и сколько читают в Германии

Джерело фото: FB «Culture Bridges»

С 9 по 13 июля в Киеве проходит летняя школа для работников издательского сектора. Спикеры из Польши, Греции, Италии, Германии, Великобритании, Чехии и других стран Европы делятся опытом с украинскими издателями. Yakaboo тоже посетил это мероприятие и записал интервью с несколькими спикерами.

С Кариной Эльм мы говорили о книжных онлайн-сообществах Германии, популярности электронных книг и взаимодействии немецких писателей со своими читателями.


Досьє
Карина Эльм — менеджер отношений с клиентами и общественностью в NetGalley Germany, глобальной платформе цифровой дистрибуции, которую используют издатели и профессиональные читатели (продавцы книг, книжные блогеры и литературные критики, библиотекари и т.д.) по всему миру. Ранее она работала в Ullstein Publishers в команде, занимавшейся цифровыми публикациями издательства под брендами Midnight и Forever, а также менеджером онлайн-маркетинга в агентстве Clear Canvas в Берлине. Карина Эльм — инициатор и движущая сила German Book Blog Award, награды за лучший блог о немецких книгах, которая была впервые вручена в 2017 году. Сейчас Карина преподает курс об онлайн-сообществах читателей в Свободном университете Берлина.

German_Flag_iconРозкажите о книжных онлайн-сообществах в Германии. По какому принципу и как они работают? Среди кого они более популярны: издатели, читатели, авторы?

Онлайн-платформы — это место, где и издатели, и читатели, и авторы собираются вместе. Это то, для чего они разработаны, не правда ли? У нас много таких платформ, но наиболее развитые — те, что управляются профессиональными организациями и созданы, по сути, для заработка денег.

Самая популярная платформа в Германии называется LovelyBooks. Там много возможностей, которые могут использовать читатели. Но одной из основных является то, что они могут дискутировать о книгах вместе с автором. Автор может задавать вопросы и даже разговаривать и общаться с людьми, которые в данный момент читают книгу. Он может подарить экземпляр книги, чтобы привлечь больше аудитории. Читатели счастливы, потому что могут читать вместе, делиться опытом и разговаривать с автором. И авторы по-настоящему счастливы, потому что получают фидбек. И, конечно, это хорошо для маркетинга, потому что потом читатели пишут отзывы (рецензии), которыми могут заинтересоваться другие люди.


German_Flag_iconКак еще немецкие авторы и издатели общаются со своими читателями?

Конечно же через социальные сети.

Издателям довольно сложно находить контакт со своей аудиторией. Да, они используют Instagram, Facebook. Также это возможно через e-mail рассылку. Но это все же однобокое общения, потому что читатели непосредственно не отвечают. Можно увидеть статистику, узнать, на что человек нажал, но мы не будем знать, что именно его заинтересовало. Поэтому книжные онлайн-платформы очень ценны, так как это живое общение.


German_Flag_iconЧитают ли в Германии рецензии обычных читателей, не профессионалов?

Мы называем это потребительским обзором. Да, они играют достаточно большую роль. Потому что люди используют интернет для поиска рекомендации или чтобы найти следующую новую книгу. И конечно нам нужна какая-то система, что говорила бы, какая книга хорошая, а какая — нет.

В Германии ежегодно выдают 72500 книг, по крайней мере столько было выдано в прошлом году (в Украине — 22 000. Данные Книжной палаты, прим. Yakaboo). Поэтому читателям нужно каким-то образом выбирать из такого количества. Также люди обращают внимание на количество «звездочек» в рейтинге, которые поставили той или иной книге — иногда это даже важнее чем отзывы и рецензии.


German_Flag_iconИнтересно. А как насчет литературных критиков, популярны ли они в Германии и пользуется ли спросом профессия литературного критика? В Украине критиков весьма немного.

Мы имеем долгую традицию литературной критики оффлайн. Это большая группа людей в Германии, которая занимает высокие позиции в литературной среде.

quote1

Наши издатели, если имеют хорошую книгу, стремятся к тому, чтобы ее обсуждали литературные критики. Попасть в такой обзор — это почетно.

quote2

Но штука в том, что книги читают далеко не только те, кто читает эти рецензии в газетах.

На самом деле мы имеем огромные споры между традиционными литературными критиками и новыми критиками, что делают обзоры книг онлайн (блогеры, ютуберы). Это совершенно разная работа. И те, и другие влияют на людей, на их выбор книг. И я все же думаю, что и те, и те важны.


German_Flag_iconУ меня, кстати, есть вопрос о буктюбе (видеоблогеры, которые снимают обзоры книг). Он популярен в Германии?

Да, однозначно. Он становится все более и более популярным. У нас есть буктюберы, у которых очень много подписчиков. Больше, чем у обычных блогеров — наверное, потому что буктюберов в целом меньше.


German_Flag_iconКакие носители немцы используют для чтения чаще всего: электронные книги, бумажные или, например, смартфоны?

Больше всего люди до сих пор читают с бумаги — об этом свидетельствует количество продаж. Количество проданных электронных книг увеличилось, но думаю, что рост пока почти прекратился. Продажи электронных книг — это 15% рынка. Однако, уже очевидно, что люди не перестают покупать бумажные книги из-за появления электронных.


German_Flag_iconА какова тенденция? Количество продаж электронных книг растет?

Да. Их доля на книжном рынке росла, но сейчас она не увеличивается такими темпами, как раньше. Возможно, если технология станет лучше, это что-то изменит. Но чувствую, что тенденция не очень изменится.

quote1

Даже младшие читатели любят читать бумажные книги. Потому что это нечто иное.

quote2

Я большой фанат электронных книг, это удобно в путешествиях. Но я также люблю держать в руках бумажную книгу. Не обязательно выбирать что-то одно, эти форматы могут сосуществовать.


German_Flag_iconВ Украине мы имеем проблемы с пиратством, а также некоторые онлайн-платформы становятся «дистрибьюторами» пиратских книг. Существует ли эта проблема в Германии?

Это уже давно не проблема в Германии. Очевидно, что если есть какие-то файлы, люди могут скачать их незаконно и незаконно ими поделиться. Такое случается. И даже в Германии была паника из-за этого. Но издатели паникуют теперь меньше.

Здесь, с того, что я слышала от других издателей, люди, которые незаконно загружают книги, не купили бы книги самом деле, они бы не пошли в книжный магазин чтобы купить книгу. Они — лишь дополнительные читатели, а не основные.

Это не работает для всех издателей. Возможно, некоторые продажи теряются. Например, большинство немецких издателей решили не использовать сильную DRM-защиту. Когда-то мы имели мощнейшую защиту, где нужно было иметь специально программу, чтобы открыть книгу. Но большинство издателей отказались от этого, потому что это очень неудобно для читателей. Сейчас они используют только водяные знаки. И это работает. И это даже дает результаты, я думаю, даже уменьшение незаконного  распространения.


German_Flag_iconКакая цена книг в Германии? И какая разница в цене у электронных книг и печатных?

Не такая большая разница, на самом деле. У нас фиксированные цены. И это правило применяется и к электронным книгам. Обычно электронная книга стоит меньше на 1-2 евро. Книги в твердом переплете стоят около 20-25 евро или даже до 40 евро в зависимости от того, насколько толстая книга и как она сделана. Книги в мягкой обложке стоят около 10 евро и это также зависит от этих же факторов. И для электронных книг цена 8-9 евро.


German_Flag_iconДоступными ли являеются книги со столь большими ценами в Германии?

Да, люди покупают книги. Но также много дискуссий возникает вокруг того, почему электронные книги стоят примерно так же, как и бумажные. Также есть некоторые издатели, которые выдают только электронные книги. И это может сделать книгу дешевле, потому что нет печатной версии. Обычно это любовные, криминальные романы, жанровая литература или специализированная литература, которую нет возможности покупать часто. Такие книги могут стоить даже 3 евро — цену устанавливают небольшую, чтобы привлечь читателей к этим специфическим жанрам.


(Visited 533 times, 1 visits today)
Світлана Карпета
Світлана Карпета
PR-менеджер в Yakaboo.ua. Обожнюю читати літературний non-fiction, слухати Дебюссі й дивитися детективи та трилери. А ще я редактор-задрот, який звертає увагу на всі помилки. Читайте правопис, «Як ми говоримо» і любіть українську мову)
https://www.facebook.com/svitlanakarpeta