Я очень ждала эту книгу. Подошла к чтению «Интерната» очень сознательно: сначала прочитала «Ворошиловгад», до этого толком не читала прозу Жадана, хотя очень люблю поэзию.
Этот действительно долгожданный роман приобрела сразу, ведь это не кто-либо пишет о нашей войне, которая длится, об этой открытой ране. О ней пишет авторитетный писатель, родом из Донбасса, который до сих пор часто там бывает и помогает.
С осторожностью начинала читать — слишком много ожиданий. К счастью, я не была разочарована. Роман оставил после себя сильные впечатления и эмоции, глубоко тронул.
О чем
В книге идет речь только о трех послепраздничных днях в январе 2015 года. Все это время читатель передвигается окруженным, а впоследствии захваченным городом с учителем Пашей. Довольно быстро мы понимаем, что учителем украинского языка, который общается на русском. Так же быстро понимаем, что говоря о городе, где вся жизнь бурлит вокруг станции, имеется в виду Дебальцево.
Роман — это притча о дороге домой, путь к себе самому.
Действие начинается с того, как Паша соглашается поехать и забрать племянника Сашу из интерната. Выбрав для этого наименее благоприятное время.
Параллельно с основным сюжетом автор постоянно в мыслях Паши возвращает его в прошлое — от прогулки снежным утром Нового года в подростковые времена к отмененным каникулам в санатории, от сожительства с девушкой к позорному не вмешательству в избиении учениками одноклассника. За которое ему стыдно. Как за многие другие вещи.
О двух главных героях: Паше и Саше
В защиту дяди Саши можно сказать, что он ни разу не отступается от решения забрать племянника, не возвращает домой несмотря на обстрелы, холод, голод и поминутную угрозу смерти.
Нет, он не эгоист. Он не плохой человек, просто — типичный. Который ни за что не подвергнется опасности, живущий тихонько, в своей «хаті скраю». Но иногда опасность находит даже таких.
Внутри, в сердце Паша знает ответы на все вопросы, однако редко туда заглядывает. И уж точно никого не пускает — даже самых дорогих.
Это тот самый «маленький человек», из которых состоит общество. Не только наше. И именно такой человек — наиболее важный.
Эта книга — также стихотворение. Стройное и одновременно живое, острое и нежное, безжалостное и невероятно гуманное. Больше всего подкупает честность автора относительно своего героя. Он любит его и одновременно честно говорит о недостатках характера Паши. Его слабых сторонах и вообще — слабости. Нерешительности, страхе, желании избежать принятия решения, типичной позицию «ни вашим, ни нашим». Отсутствие воли определиться, за кого он и против чего. Хотя все, как и говорит ему тринадцатилетний племянник Саша, просто.
Автор вовсе не презирает Пашу, хотя он заметно дружелюбен к младшему Саше — не знающем советского союза и причиненных им травм, который более прогрессивный, однако не оптимистичный. Быстро разобравшемся в своем отношении к тому, что происходит. Который просто подросток — не важно, что в эпицентре войны.
Сам персонаж Саши — больного, колючего подростка, который однако во все «врубается» и читает книги (хотя и говорит, что они для самокруток), вселяет оптимизм. С первого же момента, когда он появятся в романе. Автор пишет последний раздел от имени Саши, что также усиливает эффект от «хэппи-энда» и разительно контрастирует с началом книги.
Из воспоминаний Паши о прошлом мы видим, что его сформировало. Каким вызовом для него стал даже переезд в город на учебу. Он пошел по пути наименьшего сопротивления и вот куда его это привело — в обстреливаемый интернат к племяннику, который в конце выведет его домой и даст возможность ответить на критически важные вопросы.
Как
Другие персонажи: принципиальная учительница Майя, физрук, который скучает по счастливой жизни в СССР, пестрая компания, с которой Паша выходил с вокзала, проститутка Аня — живые и типичные украинцы, описаны просто и одновременно точно. А еще в романе есть два блестящих персонажа: таксист-Игуана и иностранный журналист Питер.
Мне понравилась, что эта история очень человечная и то, что несмотря на отсутствие черно-белых полюсов в романе есть четкая позиция автора о единственно правильном флаге над школой.
«Интернат» — роман о нашей действительности. Неприкрашенной, по содержанию почти репортажно описанной. Однако по форме, конечно, поэтически, а как могло быть иначе у Сергея Жадана? Автор откровенный относительно настроений, грязи и крови, страха в глазах и отчаяния, а порой и равнодушия людей к тому, что происходит вокруг, даже до того, удастся ли сохранить собственную жизнь.
Кому-то эта книга она может показаться слишком наивной, а в конце неестественно оптимистичной. Но, честно говоря, нам всем очень нужен именно такой образ. Чтобы до сих пор верить в возможность конца этой страшной войны.
Это история взросления, осознания и в конце катарсиса. Катарсиса в стихийной операционной.
По моему мнению, самая большая находка автора — кроме прекрасного стиля, особенно поражает в описании страшных событий, — это сам образ учителя из «серой зоны». Об этой войне, пожалуй, самое важное сейчас говорить от его имени. Интересно, что у Паши есть реальный прототип, с которым переписывался автор.
Это роман о ежедневных заботах гражданского населения во время обострения войны. Здесь нет ничего о русской и киевскую власти, о чиновниках. Это роман о самоуправлении. О решении здесь и сейчас. Усталости и жажде светлого и хорошего.
На самом деле Паша — это в определенной степени каждый из нас, каждый, кто далек от войны (даже если и территориально близко) и не хочет поверить в само ее существование. Каждый, кто закрывается от нее всеми способами: делая модную стрижку, красивую фотку для Инстаграму, недовольно шагая утром на работу. Единственная разница — это мы тут все знаем, кто прав, а кто виноват, кто хороший, а кто плохой. Но не факт, что мы бы так же это осознавали, живя в Дебальцево, где работа на станции остановилась, город замело снегом и ежедневно раз за разом раздаются выстрелы, сокрушая чьи-то дома и жизни.
Кому читать: всем, но в первую очередь тем, кого война на Донбассе не коснулась и тем, кто никогда там не был (хотя это все и не обо мне).
9 thoughts on “«Інтернат» Сергея Жадана: «Живих, принаймні, можна порятувати»”