Выйдет ли построить идеальное общество среди «кокосового рая»: «Імперіум» Кристиана Крахта

Непонятные аллюзии, искаженное понимание времени, ненадежный рассказчик — именно так можно описать книгу «Імперіум». Эта сатира на ужасы ХХ века на самом деле не столь уж «темная» и запутанная, а скорее забавная, глубокая и провокационная.


Гражданин полмира


Кристиан Крахт — богатый на награды швейцарский писатель и журналист. Свои репортажи и романы он писал, находясь в самых разных уголках планеты. Учился в Канаде, Германии, США, в начале 90-х опубликовал репортаж из Сомали, в 1997 работал корреспондентом известного «Шпигеля» в Нью-Дели. Затем переехал в Шри-Ланку, работал в Катманду, Афганистане, Танзании, Аргентине. В соавторстве написал книгу о Северной Корее.

Роман «Імперіум» вышел в 2012 году. Журнал «Spiegel» в свое время из-за этого романа обозначил Крахта представителем лагеря правых, некоторые из фанатов обвиняли его в «расистской мировоззрении», что в свою очередь становилось препятствием для презентаций и премьеры романа и создавало определенные проблемы автору. Другие же видели в произведении безупречную историю с юмором, гротеском, иронией и натурализмом, которая побудила размышлять на темы идеального мира, идеального человека или наиболее правильного образа его жизни.


Все началось с фото


Как-то в Германии в «городе художников» в Мурнау Крахт мужчина нашел на распродаже открытку с изображенным странного худощавого нудиста, кторый одиноко сидел у пальмы в одной лишь набедренной повязке. Вот так случайно журналист и писатель заинтересовался историей чудака Августа Енгельгарда, который прожил короткую жизнь (всего 43 лет) и воплотил свою мечту — построить желанный рай для людей, где всегда солнечно, и растут кокосы.

Август покинул дом, родину и отправился в Германскую Новую Гвинею, строить мечту в кокосовых плантациях. Енгельгард взял с собой в авантюрное путешествие множество книг.

«У цьому трактаті високо оцінено експеримент, проведений у південнотихоокеанській колонії, що був намаганням зруйнувати духовну скутість батьківщини та здійснити мужню (навіть якщо загалом і утопічну) спробу нового початку  під пальмами, подалі від чумної машинерії несамовито швидкого й позбавленого сенсу суспільства.»

Итак, герой романа «Імперіум» — не вымышленный. Кристиан Крахт таким образом продлил ему жизнь, хотя и написал свое произведение через сотню лет после того, как героя не стало. Август Енгельгард действительно приплыл на остров, купил у женщины-предпринимателя, Эммы Форсайт кокосовую плантацию на острове Кабакон, и начал свой новый этап жизни, что очень отличается от того, как он жил в Германии.

«Ви просто уявіть собі тутешню прогресивність, коли жінка керує більшістю справ, і нікого жодним чином не турбує ні його довге волосся, ні борода…»

Казалось, все складывается так, что замысел должен осуществиться. Красота острова, его природные условия, местные трудолюбивые люди дополняли в голове Энгельгардта вымышленную картинку идеалистическими штрихами:

«Щороку жителі Кабакону відправляють у море каное, прикрашене зеленим листям і навантажене мушлями-грошима, щоб цим відшкодувати рибам утрату їхніх упійманих родичів».

Герой встречает на острове одномышленников. К нему едут, плывут. Не боятся перемен, доверяют и ждт указаний.

«Так, Макелі, хлопчику, вигукнув Енгельґард, торсаючи того за плечі, чого ж ти одразу про це не сказав! Гість! Яка прекрасна звістка!».

Но то ли неудачная попытка завести друга в начале реализации плана, то ли естественное чувство жажды полученных знаний с более чем тысячи книг, породило у Августа подозрение ко всем, кто касается его сокровенной темы, кто хочет сделать свой вклад в развитие системы коковоризма.

Антигероями к Августу автор противопоставляет несколько человек по очереди, а иногда — общество в целом. И наиболее выразительным и отличным от Енгельгарда в романе предстает Аукенс, который с первой минуты жизни на Кабакони хотел делить дом хозяина, навязывать свое видение, быть оправданным за неоднозначные поступки. Его судьба на острове подчеркнула также и силу замысла Енгельгарда. Любой шаг в сторону мог повредить его идеи гармонии в кокососуществовании.

И это едва ли не самая яркая иллюстрация способности героя строить желаемое пространство исключительно благодаря идеям, мыслям, то есть — в голове. Не случайно и на обложке и форзаце книги изображена голова, совмещенная с кокосом — как нежизнеспособная идея, которая существует только до тех пор, пока герой видит перед собой божественный фрукт и ничего другого.

При этом текст книги, по замыслу издательства, напечатано различными цветами: начало разделов имеет зеленый, живой цвет. Но дальше он постепенно растворяется в обыденном, черном, как растворились планы героя.


Преданность идее, затемнение реальности


«…наче по його венах струмує вже не червона і тваринна тілесна волога життя, а досконалий рослинний сік його ідеального плоду…»

В течение книги Енгельгард постоянно меняется. У читателей его персонаж вызывает поочередно то увлечение, то отторжение, то печаль. Читатель в начале романа видит Енгельгарда светлым, дипломатическим, мудрым жрецом духов растительности. В развитии событий все больше и глубже прорисовывается его мизантропия, самовлюбленность.

Ближе к концу читатель уже перестает сопереживать герою и настраивается на злополучный финал для героя — из-за его душевной или физической болезни. Но нет. Финал автором создан как можно тоньше. История вновь настраивает читателя к герою исключительно положительно, с сочувствием, и снова с восторгом. За его выбор, за стойкость, за смелость принять и пережить измену самому себе.


Напоследок добавим один интересный эпизод из романа


В момент неописуемой ярости герой бросает на пол то одну, то другую книгу. Кстати, книгу со своей собственной, такой дорогой, однажды горько утраченной, и все же спасенной библиотеки… Почему вдруг это происходит? Как он их выбирает, почему один корешок остается, а другие два хватают уверены пальцы — и фолианты летят прочь?

Этот момент в романе наталкивает на размышления уже не о том, какой образ главный герой создавал своими действиями, а о том, кем он сам был. Насколько правильным сам для себя он был?



[irp posts=»26930″ name=»Третя книжка серії «Золота Полиця». #ЧитаємоРазом: «Робінзон Крузо» Данiель Дефо»]

[irp posts=»27651″ name=»10 ідеальних книжок-супутників на безлюдному острові»]

Ірина Варламова
Десь два роки тому в моїх профайлах можна було побачити: юрисконсульт, депутат, помічник керівника... Усе так, певною мірою, і залишається, та зараз моя найголовніша роль - мама. А найбільшим хобі завжди було читання. То ж я заснувала спільноту про читання дітям "Читата: читає мама і тато". Зі своїми дописами можу трапитись вам ще на Барабуці та в блозі Видавництва Старого Лева, у рубриці "Книготерапія" в сумській студентській газеті "Academix". Допомагаю бібліотеці в рідному селі поповнювати фонд та триматися сучасності. Просто так. Мрію відкрити книгарню-кав’ярню з дитячою кімнатою. Мотиваційна література для батьків, дитліт; книги для бізнесу та саморозвитку, історичні романи завжди знайдуться на моїх поличках і сторінках блогу.

13 thoughts on “Выйдет ли построить идеальное общество среди «кокосового рая»: «Імперіум» Кристиана Крахта

    Добавить комментарий