Второй «ребенок» Гузель Яхиной: рецензия на книгу «Дети мои»

Восхвалять или порицать авторку — Гузель Яхину — за ее новый роман, каждый решит сам. Но прочитать — стоит.


Первая книга стала бестселлером


В 2015 году Гузель Яхина дебютировала с романом «Зулейха открывает глаза»Книга, которую автор сначала задумывала как сценарий, стала бестселлером. Произведение перевели на 30 языков мира (2017 — на украинский, издательство BookChef), в следующем году по мотивам произведения выйдет сериал. Яхину назвали самой яркой дебютанткой новейшей истории русской литературы.

После такого грандиозного (без преувеличений) старта браться за написание второго романа трудно и … страшно. Впрочем, несколько месяцев назад появился новый роман Гузель Яхиной «Дети мои».

Отзывы критиков и читателей разделились. Кто-то хвалил и говорил, что этот роман понравился больше. Кто-то так и не понял своих переживаний. А кому-то откровенно хотелось утопить Яхину в той же Волге, которую она так часто упоминает в своем произведении. Славить или топить, разберутся литературные критики. А тем, кто любит хорошие книги, советую прочитать.

Скажу честно, немного боялась браться за вторую книгу Гузель — ее «Зулейха» невероятно понравилась, поэтому не хотелось разочароваться.


О чем книга


«Дети мои» – в чем-то похож на первый роман автора, но, все же, кардинально иной. Так, речь писательницы такая же вкусная и густая, как мед, — правда, иногда слишком густая и «красивость» отвлекает от сюжета, порой даже раздражает, но, все же, кружево из слов Гузель выплетает невероятно мастерски.

За основу романа она снова берет историю жизни одного человека на фоне исторических событий. Здесь — история русского немца, учителя в колонии Гнаденталь Якоба Баха, основные события жизни которого разворачиваются в 1920-1930 годы в Поволжье (вообще роман охватывает период с 1916 по 194о-е годы). Ему тридцать два, он одинокий мужчина, который каждое утро встает на рассвете, лежит «под стеганой периной утиного пуха, слушая мир», и каждый новый его день ничем не отличается от другого. Печальная жизнь,тусклая…

Но однажды приходит незнакомец с глупой внешностью и оставляет письмо, в котором Якоба приглашает Удо Гримм. Мужчина живет на хуторе, на берегу Волги, к его дому можно добраться только на лодке. Живет вместе с 17-летней дочерью Кларой и престарелой няней Тильдой. Дочь свою хочет выдать замуж где-то в Германии, но считает ее невероятно глупой. Поэтому просит Якоба научить Клару красиво говорить, чтобы умела поддержать разговор среди известных людей и не опозорить отца.

Позже в жизни Якоба Баха будет и любовь, и рождение ребенка, и потеря речи, и написание сказок за стакан молока, и много щемящих страниц жизни, которых не придумает и хороший сценарист, — только сама судьба. На самом деле история русского немца — одна из миллионов. Осудили ни за что, дали пятнадцать лет лагерей, погиб во время обвала шахты.

Таких историй много в каждой постсоветской стране. «Дети мои» позволяет не забыть их, сделать выводы, лучше изучать уроки истории, чтобы не наступать на грабли снова и снова…

deti-moi2


Послевкусие


Гузель Яхина и на этот раз вызывает восторг своим серьезным подходом к сбору информации: работала в писательской резиденции LCB, собирала информацию в немецких архивах, читала воспоминания русских немцев (в частности Анны Янке, опубликованные в 1937 году).

«Дети мои» позволяет узнать, как жили немцы в дореволюционной России и в составе Германской республики уже советской страны, каких обычаев придерживались, что ели в те времена (между прочим, это очень интересно), как зимовали, во что одевались, как пережили установление советской диктатуры.

Автору удалось передать дух, особенности и сложности того времени. Рассказать не очень популярные истории из жизни Ленина, Сталина, Гитлера. И рассказать так, что после прочитанного тебе хочется отложить книгу и пойти вымыть руки, — противно… А после историй, связанных с голодом в Поволжье, — заплакать.

«…по волжскому льду потянулись дети. Маленькие старческие лица; затылки – шелудивые собачьи шкурки; руки – костлявые птичьи лапки. За один день Бах похоронил трех таких. Решил, что больше на берег не пойдет, – наблюдать с обрыва Год Мертвых Детей сил не было».

«Дети мои» – роман о быстротечности жизни, о том, как время, в котором ты живешь, может проверить на прочность, сломать, убить. О том, что у судьбы иногда жуткое чувство юмора…


Зоя Нікітюк
Вважаю, що читати потрібно, шоб мозги не засохли. Саме з такою метою створила групу у фейсбук «Шоб мозги не засохли», проводжу зустрічі книгоманів і веду програму з однойменною назвою на РадіоМ. А ще моєї любові до книг вистачило, аби написати власну :)

282 thoughts on “Второй «ребенок» Гузель Яхиной: рецензия на книгу «Дети мои»

    Добавить комментарий