
Повесть Анастасии Лавренишиной «Дрімучий ліс» — победитель конкурса «Напишіть про мене книжку!», объявленного издательством «Фонтан казок» с целью побудить украинских писателей к созданию книг, в героях которых современные дети и подростки смогут узнать себя. Обозревательница блога Yakaboo Ирина Варламова рассказывает о своих впечатлениях об этой книге.
Писать как в кино
Анастасия Лавренишина изучала драматургию, пишет сказки, разрабатывает анимационные сценарии. Ее муж — режиссер, и он стал первым читателем и слушателем «Дрімучого лісу».
Анастасия как-то призналась, что эта повесть — «сладкая боль десяти лет». Книга погружает читателя в мир иного, бессознательного или внепланетного, но такого знакомого для тех, кто по-настоящему ценит мгновения жизни и наблюдает за ней с наслаждением. Для тех, кто в слове «лес» уже слышит его запах, шум и видит цвета.
Повесть насыщена не только впечатляющими свойствами удивительного леса, но и красками внутреннего состояния героини, потому что она взрослеет. Этап этого становления проходит на фоне волшебного леса с неожиданными тайнами.
Порой кажется, что на один квадратный сантиметр книги Анастасии Лавренишин повесть имеет мешок чар, бесконечный источник чудес и немного ужасов:
«Розпорювала небо, так що край його починав кривавити…»
«Стара погрожувала обстригти коси своєї старшої помічниці не раз. Вона лякала, що сплете з них невід, вийде на пагорб, закине в небо й ловитиме місяць».
О чем книга
Начало рассказа динамичное. Появляются сразу три важных героя.
Старуха — могущественная колдунья с мышиными черепами в качестве украшения своего наряда, со старыми закрученными рогами и невероятной силы злом, которое она вынашивает для осуществления своего плана.
Маланка — одна из помощниц лесной хозяйки, которая узнала что-то важное и уже невыносимо было ей жить и молчать.
Волк — загадочный зверь, который тоже имеет свою тайну, свои заветные желания и свой нрав.
Вот именно знакомства читателей с Маланкой все же не хватило, ведь она же якобы первая узнала то, чего нельзя было знать. Момент предварительного выяснения отношений колдуньи и помощницы перед расправой автором было скорее всего упущено ради динамики. Но от того немного пострадал образ ближайшей подруги главной героини Ульяны.
Главная изюминка этого произведения — внимание к деталям и глубокий психологизм. Невероятная встреча в заколдованном месте Старухи, которая всю жизнь хранит в себе страшную правду и мощную силу, и уже долго-долго ждет своего предназначеного судьбой часа для осуществления мечты, Волка, который, наконец, добрался места, о котором боялась говорить даже его родная Тень, и девушки, которая первой приняла на себя удар страшного и таинственного сожительство с Колдуньей в дремучем лес …
Динамика первой сцены оставила волнующий металлический вкус от незаконченного приключения и желания уже вот встречать главную героиню.
Ульяна — девушка, которая всю свою сознательную жизнь не знает бережно скрытых от нее ее собственных огромных тайн. И ее внутренние изменения побуждают внешние, происходящие в лесу.
Развязка происходит уже более рассудительно, постепенно наматывая клубок в горле, который не дает вдохнуть, прежде чем же не перевернешь и не прочитаешь еще одну страницу.
Чувствовался отголосок с народным творчеством в сцене встречи Волка с таинственным зеленым говоруном, чьи слова острее правды и так напоминают своей неожиданностью и убедительностью момента харизматичного Оха из подземного зеленого царства.
Лес как ценность, откровенно о главном
Сама же повесть, параллельно со своим психологическим эффектом, имеет еще и экологический подтекст.
Ни Волк, ни Ульяна в самый важный момент не думают конкретно о себе. Похоже, что их задача по замыслу автора — сохранение леса, таким, какой он есть и должен быть — зеленым, с присмерком, который чередуется со светлыми до белых огоньков в глазах лужайками, густым, непроходимым, мощным, где руки-ветви и мудрость у каждого шороха, со своей хозяйкой и незыблемыми устоями.
Отдельно хочется поблагодарить писательницу за утонченные моменты встречи ее действующих лиц со смертью. Они у нее не лишены трагичности и безысходности, не завернутые в фальшивую обертку, а терапевтически наделены особыми символами, которые все-таки констатируют печальную необратимость, но дарят надежду на продолжение и возрождение. Такой, например, была расправа Старухи с Маланкой и ее расставание навсегда с Ульяной.
«Хтось незримий грав на її жилах, змушуючи тіло тремтіти.»
Кому читать
Повесть понравится, если вы любите детали, и текст, который способен передать не только эмоции, но и ощущения (холод, влага, мрак …), если вы легко воспринимаете сочетание фэнтези и психологизма и если вам интересны сюжеты о родовых тайнах, о спасения всего мира, избранных главных героях и их исключительных умениях и, обязательно, — о необратимых процессах взросления, которые вызывают внутренние переживания, делают сильнее и утверждают как самостоятельную личность.
Итак, эта повесть — хороший вариант для подростков, которые проживают вышеуказанные этапы своей жизни и которые могут извлечь из сюжета красивую литературную поддержку и сказочно обрамленную терапевтическую прозу об изменениях в себе и первых вызовах взрослой жизни.
14 thoughts on “Подростковое фэнтези с игрой в детали: что скрывает «Дрімучий ліс»”