Продолжение флешмоба #УсеПроНонФікшн — тройная рецензия книги Джимми Коллинза «Від хорошого до величного». Об условиях участия в флешмобе читайте в предыдущем материале и спешите присоединиться к акции. Уже 36 книголюбов читают нон-фикшн вместе с нами!
#ЧитаємоРазом: «Історія Starbucks» Говард Шульц
Обозревательницы
Оля @helga_reads: Интересуюсь нон-фикшн литературой уже давно. Сначала читала только различные мотивационные книги и психологию для начинающих. После рождения первой дочери весьма логично, что заинтересовалась книгами для родителей (воспитание и т.п.), сейчас же мне интересно абсолютно все! Надеюсь вас также заинтересовать достойными книгами ?
Оксана @wanderlust_reading: Считаю, что на каждую нон-фикшн книгу найдется свой читатель. Кому-то придется по сердцу бизнес, кому-то — психология, а кому-то рассказы о хюгге ? Сама же нахожу в каждом направлении нон-фикшн что-то интересное (разве что кроме экономики :))
Полина @belle_library: Уверена, что нон-фикшн надо читать постоянно, ведь процесс образования в наше время останавливать неприемлемо. Однако, к подобной литературе отношусь с большой осторожностью, ведь не всегда она может содержать действительно полезный материал, поэтому оценка всегда очень критична.
Как сохранить достигнутое за Коллинзом, или Хорошее — враг великого
Оксана: Я всегда считала десятилетнюю работу Джима Коллинза и его команды чем-то сверхтяжелым через графики на страницах этой книги. Для трехсот страниц текста их и правда много, но они наглядно подкрепляют то, о чем говорит Коллинз в своей книге.
Страшно подумать, сколько работы лежит в этом, казалось, небольшом труде — десятки, сотни стенограмм, исследования баз данных, сведения интервью и статей в один вопрос: «Что же делает хорошие компании величественными и почему одни достигают вершин, а другие упадка?».
Согласно Коллинзу, это зависит от пяти факторов: руководителей пятого уровня (я просто мечтаю работать под руководством человека, которого описывает автор!); нужных людей в команде (принцип «сначала „кто“, затем „что“», возможно, необычный для нашей страны, однако, верю, действенный) умение верить в победу вопреки всему, тем не менее, открыто глядя неприятным фактам в лицо; использование «концепции ежа» в дальнейшем развитии компании (а это понимание, в какой области можно стать лучшим, как это использовать в своей экономической модели и что именно вам нравится делать) и использование технологий — заметьте, не как ключей к успеху, а как акселераторов, что закрепляют успех.
Лично мне больше всего понравились разделы о руководителях — действительно великие люди, я согласна, не кричащие о своих достижениях, а просто работающие на благо своего детища, — и о «концепции ежа». Не всегда то, в чем мы сильны, должно стать основным вектором движения. А вот то, в чем можем стать сильнейшими — должно. Понимание, что и с кем нужно делать, а что, наоборот, перестать — также один из принципов развития величия, которого, к сожалению, я не вижу пока в наших компаниях.
Работа Коллинза и его команды, по моему мнению, должна стать настольной книгой для менеджеров и топ-менеджеров компаний — больших и малых, успешных и тех, что только развиваются. Достичь успеха можно через мгновение, а закрепить его и стать великим — в этом вам поможет Джим Коллинз. Не благодарите. Просто читайте и внедряйте, пусть даже вы офис-менеджер или секретарь — корпоративный дух и культура работают на всех уровнях.
Когда график — это почти кардиограмма
Полина: Приступая к чтению данной книги, будьте готовы постоянно перелистывать страницы в поисках разъяснений к ссылкам, которые, в отличие от других книг, содержатся не внизу страницы, а в отдельном разделе. Конечно, это создает определенные неудобства, хотя этих ссылок не так много. Сама структура книги — 9 разделов, щедро приправленных графиками и большими таблицами, а также более 100 страниц приложений для самых придирчивых читателей.
Графиков в книге очень много, однако их ценность — как кардиограмма жизни корпорации, из которой понятны рост и падения, но четкую цифру за отдельный период в них, к сожалению, не найдешь. Я, как человек с обостренным чувством перфекционизма, немного возмутилась по этому поводу. Хотя большие таблицы меня порадовали, ведь они наилучшим образом систематизировали то, что было описано словами к этому. Наверное, для нон-фикшн это очень распространено — постоянно повторяться (почти как на уроках в школе), поэтому Джим Коллинз постоянно пытался повторить одно и то же, что умножило работу переводчику. Кстати, перевод Оксаны Савчин оказался очень точным и понятным. Лучшее из повторов для меня — это главные факты раздела на двух-трех страницах в конце каждого раздела.
Читая нон-фикшн, я всегда спрашиваю себя — как данная информация может помочь мне в моей жизни, ведь я, без сомнения, не Стив Джобс и не руководитель международной корпорации, поэтому о найме сотрудников или приеме сверхважных решений и речи не идет. «От хорошего к великому» дает определенные векторы развития, которые хотелось бы использовать в своей жизни, чтобы стать лучше, но хочу отметить для всех — книга написана в 2001 году, и много примеров уже не имеют той силы, которую они имели 15 лет назад. Я не ругаю и не хвалю эту книгу, ведь важной информации в ней достаточно. Однако, как всегда, замечаю, что во время чтения книг с категории нон-фикшн читатель должен оставаться очень критичным, и тогда мозг сам выделит наиболее важные моменты. Тогда чтение будет полезным.
Обязательно к прочтению каждому, у кого есть власть
Оля: Размах исследования, проведенного командой специалистов под руководством Джима Коллинза, действительно впечатляет. Десять лет работы! 11 основных компаний, 11 компаний сравнения и 6 несостоявшихся величественных. Тысячи часов записанной пленки со спорами членов команды, где столько же из интервью тех, кто занимал руководящие должности во всех 27 компаниях и много-много другой кропотливой работы. Именно это, по моему мнению, отличает книгу «От хорошего к великому» от многих других бизнес-книг.
К тому же, книга читалась очень увлекательно, будто и не нон-фикшн совсем. Меня, как и Оксану, больше всего вдохновил раздел о чрезвычайных руководителях 5-го уровня. Было бы просто замечательно иметь такого человека в своем окружении, чтобы видеть перед собой достойный пример для подражания. Но Коллинз немного успокаивает — пишет, в основном люди все же имеют склонность к тому, чтобы стать таким руководителем. Надо только приложить усилия и развиваться в нужном направлении.
Хочу отметить, что прочтение этой книги будет полезным любому человеку, который имеет влияние на других людей. Например, в конце приведен пример одного тренера, интуитивно соблюдавшего все правила «величественной корпорации», и благодаря этому его команда достигала высоких показателей и получала больше призов среди подобных себе.
Несмотря на то, что книга вышла впервые в 2001 году, мне кажется, что представителям бизнеса в нашей стране есть чему поучиться у зарубежных фирм, которые послужили мистеру Коллинзу и его команде в качестве примера для исследования.
Кому стоит прочитать
Оля: Людям, которые имеют свой бизнес или его планируют.
Оксана: Всем работникам компаний, как небольших, так и корпораций.
Полина: Руководителям и топ-менеджерам.
Кому не стоит читать
Оля: Тем, кто не имеет никакого отношения к бизнесу и не интересуется этой темой.
Оксана: Тем, кто уже знает секрет величества компании или в нем не нуждается.
Полина: Искателям универсальной модели успеха, ведь в этой книге его нет.
Похожие книги
Оля: Джим Коллинз «Великие по собственному выбору».
Оксана: Брюс Тулган «Все начальники делают это. Пошаговое руководство по решению (почти) всех проблем менеджера», Шеп Хайкен «Клиентам это нравится. 52 правила для сервиса на высшем уровне».
Полина: Ричард Бренсон «Обнаженный бизнес», Билл Гейтс «Бизнес со скоростью мысли».
12 thoughts on “#ЧитаємоРазом: «Від хорошого до величного» Джим Коллинз”