Глаз за глаз под оперу Пуччини: рецензия на новый роман Андрея Любки

Судья сбивает женщину на пешеходном переходе, и муж погибшей жаждет мести. Читатель на его стороне: слишком много в украинском обществе реальных поводов сочувствовать. И когда главный герой питает месть в мареве счастливых воспоминаний о потерянной любви, читатель ждет, когда ружье уже выстрелит. Впрочем, в какой-то момент что-то пойдет не так, и закрадутся сомнения: действительно ли все так, как нам рассказывает главный герой?


Новый роман Андрея Любки «Твій погляд, Чіо-чіо-сан» мог бы превратиться в социальный триллер: нетрезвый судья за рулем избегает наказания, а главный герой в тяжелом психическом состоянии грезит убийством под звуки сентиментальной оперы Пуччини. Разговоры с торговцами нелегального оружия на заправках, голоса в голове, психиатрическая больница — остается добавить «ненадежного рассказчика», и все, саспенс готов.

Но автор так не делает. Он показывает убийство с разных ракурсов, лишая читателя на произвол судьбы. Да-да, сами думайте, виноват судья и действительно такой счастливой в браке была погибшая жена главного героя. Сомнения в правдивости того, что происходит с главным героем и адекватно он анализирует события, щекочет нервы, как и полагается для триллера.

В то же время «Твій погляд, Чіо-Чіо Сан» — это роман об отношениях в браке, о самоуверенности и искуплении, о том, как различное виденье счастья отдаляют людей. И о том, действительно ли мы хорошо знаем тех, с кем живем бок о бок.

Триллер-трэвелог

Что в книге классного, так это это, что автор насыщает иссохшиеся жанровые рамки триллера рассказами о путешествиях и об искусстве. Та часть, что о любви, аж пылает интересными познавательными вставками о небанальных путешествиях: вот Марк с Ралукой восходят на Олимп (что, оказывается для них чуть ли не смертельным испытанием), а здесь они прогуливаются «Веселым кладбищем» в Румынии и фотографируются у ярких надгробий. Или же отправляются к могиле Овидия. Или разгадывают загадку картины Тивадар Костки Чонтвари «Старый рыбак». Получается два в одном: триллер и травелог, да еще и интересные факты об искусстве как бонус.

Яркой частью сюжета является опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй / Чио-Чио-Сан»: ее любит Ралука и именно на нее приезжает Марк, чтобы оплакать потерю. Сассоциироавши неприхотливый сентиментальный сюжет с судьбой самой Ралуки, читатель предположит, что, возможно, ее муж оказался не слишком дальновидным в версии счастья своей жены.

Саму же оперу описано так вкусно, что хочется немедленно покупать билеты в театр или хотя бы послушать финальную арию Мадам Баттерфляй в исполнении Марии Каллас или Соломии Крушельницкой. 

Кому стоит читать:

любителям неожиданных финалов и ненавязчивых художественных тревел-отчетов 

Роман не понравится

тем, кто любит триллеры без реверансов в сторону философствования 

Закарпаття наскільки мультикультурне, що існує навіть така народна мудрість: один закарпатець –  контрабандист, два закарпатці – будівельна бригада, а трьох закарпатців не буває, бо один із них точно мадяр або румун.  


Якби кожна людина в сумну мить плювала на все і вирушала до моря, бодай на півдня, то світ був би затишнішим.


Людина відчуває найбільшу свободу, коли вона замкнена в просторі, на який поширюються її права. Вільною людина почувається лише в клітці, що збудована за власним проектом.

(Visited 207 times, 1 visits today)
Тетяна Синьоок
Тетяна Синьоок
Блогерка, авторка збірки новел “Сіра веселка”, викладач студії навчання й розвитку “Tutoria”, мовних курсів “Solovei”, аспірантка Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Іноді не можу заснути від щастя, що на світі існує цікава література.
http://chytatsky.blogspot.com/