Судья сбивает женщину на пешеходном переходе, и муж погибшей жаждет мести. Читатель на его стороне: слишком много в украинском обществе реальных поводов сочувствовать. И когда главный герой питает месть в мареве счастливых воспоминаний о потерянной любви, читатель ждет, когда ружье уже выстрелит. Впрочем, в какой-то момент что-то пойдет не так, и закрадутся сомнения: действительно ли все так, как нам рассказывает главный герой?
Новый роман Андрея Любки «Твій погляд, Чіо-чіо-сан» мог бы превратиться в социальный триллер: нетрезвый судья за рулем избегает наказания, а главный герой в тяжелом психическом состоянии грезит убийством под звуки сентиментальной оперы Пуччини. Разговоры с торговцами нелегального оружия на заправках, голоса в голове, психиатрическая больница — остается добавить «ненадежного рассказчика», и все, саспенс готов.
Но автор так не делает. Он показывает убийство с разных ракурсов, лишая читателя на произвол судьбы. Да-да, сами думайте, виноват судья и действительно такой счастливой в браке была погибшая жена главного героя. Сомнения в правдивости того, что происходит с главным героем и адекватно он анализирует события, щекочет нервы, как и полагается для триллера.
В то же время «Твій погляд, Чіо-Чіо Сан» — это роман об отношениях в браке, о самоуверенности и искуплении, о том, как различное виденье счастья отдаляют людей. И о том, действительно ли мы хорошо знаем тех, с кем живем бок о бок.
Триллер-трэвелог
Что в книге классного, так это это, что автор насыщает иссохшиеся жанровые рамки триллера рассказами о путешествиях и об искусстве. Та часть, что о любви, аж пылает интересными познавательными вставками о небанальных путешествиях: вот Марк с Ралукой восходят на Олимп (что, оказывается для них чуть ли не смертельным испытанием), а здесь они прогуливаются «Веселым кладбищем» в Румынии и фотографируются у ярких надгробий. Или же отправляются к могиле Овидия. Или разгадывают загадку картины Тивадар Костки Чонтвари «Старый рыбак». Получается два в одном: триллер и травелог, да еще и интересные факты об искусстве как бонус.
Яркой частью сюжета является опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй / Чио-Чио-Сан»: ее любит Ралука и именно на нее приезжает Марк, чтобы оплакать потерю. Сассоциироавши неприхотливый сентиментальный сюжет с судьбой самой Ралуки, читатель предположит, что, возможно, ее муж оказался не слишком дальновидным в версии счастья своей жены.
Саму же оперу описано так вкусно, что хочется немедленно покупать билеты в театр или хотя бы послушать финальную арию Мадам Баттерфляй в исполнении Марии Каллас или Соломии Крушельницкой.
Кому стоит читать:
любителям неожиданных финалов и ненавязчивых художественных тревел-отчетов
Роман не понравится
тем, кто любит триллеры без реверансов в сторону философствования
Закарпаття наскільки мультикультурне, що існує навіть така народна мудрість: один закарпатець – контрабандист, два закарпатці – будівельна бригада, а трьох закарпатців не буває, бо один із них точно мадяр або румун.
Якби кожна людина в сумну мить плювала на все і вирушала до моря, бодай на півдня, то світ був би затишнішим.
Людина відчуває найбільшу свободу, коли вона замкнена в просторі, на який поширюються її права. Вільною людина почувається лише в клітці, що збудована за власним проектом.
21 thoughts on “Глаз за глаз под оперу Пуччини: рецензия на новый роман Андрея Любки”