«Червоний Дракон» — оранжевый томик, который открывает тетралогию о Ганнибале Лектере. Здесь каннибала-эстета не так много, но его незримое присутствие добавляет триллеру особый шарм и изысканный вкус.
Таинственный Томас Харрис
Несмотря на то, что созданный им персонаж — один из самых известных (и самых любимых, по крайней мере, у меня) психопатов современности, Харрис весьма не публичный человек и известно о его жизни немного. Родился штате Теннесси, рос в Миссисипи, а в Техасе получил филологическое образование. Работал репортером в местной газете, затем перебрался в Нью-Йорк и начал писать для Associated Press — и именно там, среди полицейских отчетов и криминальной хроники собрал вдохновение для создания собственного литературного преступного гения.
Первым романом Харриса стала «Чорна неділя», вдохновленная трагедией на Олимпийских играх в Мюнхене. Правда, автор перенес события на Суперкубок. Книга стала бестселлером и получила хорошую экранизацию уже через два года.
Но главным успехом Харриса стала эпопея о докторе психологии, социопате и эстете Ганнибале Лектере, о первой части которой мы сейчас поговорим. Должен отметить, что на украинском части тетралогии выходили в странном порядке: сначала «Сходження Ганнібала» (завершительная 4 часть, 2008 год — надеюсь, что «Клуб сімейного дозвілля» подготовит новый тираж), «Мовчання ягнят» (2 часть, 2016 год), «Ганнібал» (3 часть, 2018 год), «Червоний Дракон» (1 часть, 2018 год).
«Поймать убийцу может тот, кто сам убивал»
Зубной Эльф — еще один висяк для федералов. Неизвестный вырезает целые семьи, особое внимание уделяя матерям, но не оставляет никаких следов, по которым его можно было бы найти. События происходят в восьмидесятые, и о модном оборудовании как в сериале «CSI место преступления» речи не идет. Приближается полнолуние, когда психопат снова выйдет на охоту, а уже известных жертв объединяет только то, что они были состоятельные.
В команду следопытов просят присоединиться Вила Гремма — того самого, который поймал Ганнибала Лектера — людоедского социопата, публичного и харизматичного, на которого бы никто не подумал, потому что поймать хищника такого уровня может только другой хищник. По крайней мере, так думает доктор психологии Лектер, который любил закусить собственными пациентами.
Портрет Эльфа, который рисуют профилировщики: белый, зрелый человек (по крайней мере, по возрасту), физически развитый, имел сложные отношения с матерью, повлекшее невозможность строить отношения, и в дополнение — тяжелую форму психопатии, которая в быту может и не проявляться. Они близки к сути, но это не сужает круг поисков, подозреваемых — тысячи.
Письма в сиреневых конвертах
Попросить помощи у Лектера — глупая идея не так ли? Но Эльф хочет выйти на связь с одиозным ученым (и кулинаром), он хочет учиться. Так почему же не использовать такую возможность. Вот только Ганнибал хоть и заключенный, но верен своим принципам. Он хочет поиграть, попробовать крови, а не посадить интересного персонажа в тюрьму. Поэтому в этом романе его так мало, к сожалению.
А тем временем Эльф перерождается в Красного Дракона, выбирая своим рупором репортера из «Придиры» в огненном шлейфе, а за вдохновение ему послужит акварель Уильяма Блейка «Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце». Дракон побеждает свою человеческую оболочку и хочет снова убивать.
Кто же перед нами: опасный травмированный жестокой бабушкой и равнодушной матерью мальчик, который так и не повзрослел или расщепленная личность — тихий Фрэнсис Доларгайд и его пламенное альтер-эго Дракон?
Читайте по порядку
Если вы дождались этой премьеры и только теперь беретесь за тетралогию о Лектере, то вам очень повезло, ведь каждый следующий роман будет для вас более сильным впечатлением. Харрис добавляет напряжения с каждой частью.
Если же вы, как я читали сначала «Мовчання ягнят» и «Ганнібал», то «Червоний дракон» покажется вам слабым, хотя он — хороший старт качественной серии и сам по себе качественный триллер с неожиданным финалом, который заставляет возвращаться на несколько десятков страниц назад и пытаться понять, как же ему удалось.
Похожие книги
Томас Харрис «Мовчання ягнят» и «Ганнібал», Жан-Кристоф Гранже «Пасажир», Тесс Герритсен «Хірург» и «Асистент», Ю Несбё «Макбет», Гилиан Флинн «Гострі предмети».
2 153 thoughts on “Сгореть в пламени «Червоного Дракона»: с чего началась история Ганнибала Лектера”