Бойся генома своего

Сборник малой прозы «ДНК» интересно прежде всего в экспериментальном плане. Семь известных украинских авторов присоединились к общему проекту, написали по одному тексту, объединив их так, чтобы получился роман в новеллах. И по сюжету книга начинается с эксперимента, когда украинский доброволец согласился принять участие в публичной реконструкции своей ДНК. Шаг за шагом перед юношей проявляется правда о своем роде…

Семь звездных авторов под одной обложкой


В сборник вошли рассказы Сергея Жадана, Юрия Винничука, Ирены Карпы, Александра «Фоззи» Сидоренкоо, Андрея Кокотюхи, Владимира Рафеенка и Макса Кидрука. Непохожие за творческой манерой авторы представили произведения, персонажи которых живут в разных местах, имеют разный уровень образования, достатка, национального сознания, общаются на разных языках. Сюжеты насколько отличаются, что только вступление, в котором объяснено, что речь пойдет об одном роде Чумаков, взимает вместе пестрые лоскуты текстов в одно одеяло.

Готовы ли мы к правде?


Действие разворачивается 2021 в Китае. Украинский студент одного из университетов согласился расшифровать свой генетический код — и перед ним постало семь историй о своих предках. Реконструкция рода — это некий портрет Украины в лицах. И, как мы уже привыкли, и на этот раз портрет вышел непривлекательным.

Студента зовут Андрей Чумак, и в голову сразу приходит Андрей Чумак из «Саду Гетсиманського» Ивана Багряного. В тексте Багряного Чумак — воплощение лучших черт украинцев, он просто-таки несгибаемой воли человек, патриот, бунтарь — и род его такой же. Андрея Чумака с «ДНК» гены немного подвели: среди его предков и предатели, и фанатики, а преимущественно просто люди неопределенных взглядов — согласно неопределенности своей жизни, на которое влияла шаткая ситуация в стране. Поэтому в «ДНК» нет ни ура-патриотизма (и вообще речь не идет о патриотизме), зато больше правды о человеческом выживании.

С одной стороны, это честно. Потому что действительно хватит рассуждать о родине, когда есть насущные проблемы и при этом человек выступает как жертва вечного кризиса в стране, которой нет дела до людей, а тем, в общем, наплевать на страну. И где она, эта страна, какие ее границы в бурном ХХ веке?

С другой стороны, обидно, что автора будто умышленно не коснулись каких-то позитивных страниц нашей истории, лишив Чумака оптимизма относительно своих предков. Но и эта мысль тоже интересная: если кому-либо из нас можно было бы принять участие в подобном эксперименте, не факт, что нам приятно было бы заглянуть в зеркало своего рода. Ибо история — штука сложная. Может, лучше не все знать. Или по крайней мере не сейчас.

Из всех историй больше всего меня поразил рассказ Фоззи «Гены Гены». В нем говорится о ядерном взрыве, который произошел в 1972 году в Харьковской области. Взрыв, повлекший экологическую катастрофу и унесший жизни многих, был организован в рабочем режиме программы использования атомных взрывов в «целях народного хозяйства». Тогда таким образом раскрыли газовую скважину, чтобы предотвратить аварийную утечку газа. Людей об этом не предупредили. Персонаж рассказа Гена увидел атомный гриб, когда возвращался домой с женой и маленьким сыном. В итоге эта катастрофа разлучила его с родными и привела к радиоактивному заражению и смерти.

Рассказ написан динамично, до момента с катастрофой — иронично и легко, но в конце коротко, сильно и страшно. Не отпускает. Причем даже не столько судьба персонажа, как факт, что о ядерных испытаниях в гражданских целях до сих пор мало кто знает. Я, например, не знала, что до Чернобыля в Украине уже произошло несколько катастроф, большинство из которых можно было предотвратить. Но в стране, где «народа хватало», таковым не занимались.

Сколько авторов — столько и стилей


Стиль сборника «ДНК» — это совокупность индивидуальных стилей упомянутых писателей. Если пишет Жадан, то и в тексте о XIX веке можно узнать его почерк. Если Винничук — то будут диалектизмы, батярское арго и все остальное, к чему мы привыкли. Важно, что сборник двуязычный, так истории украинцев из разных уголков звучат более убедительно.

В общем замысле «ДНК» интересен, но сам сборник слишком лаконичен. Хочется больше персонажей, а еще больше — ярче прописанных связей между поколениями. Потому экзистенциальная пропасть пропастью, а все-таки отдельные рассказы существуют несколько изолированно друг от друга, и от этого композиция имеет несколько искусственный вид. Но если представить себе перспективу развития этой темы с привлечением новых авторов, то это могло бы быть очень круто.

Для любителей современной украинской прозы


«ДНК» может заинтересовать любого, кто любит современную украинскую прозу, рассказы и эксперименты. Мне же сборник импонировал и тем, что открыл несколько новых литературных имен.


Похожие книги: Сергей Жадан «Месопотамія», Юрий Винничук «Цензор снів», Макс Кидрук «Зазирни у мої сни»

Татьяна Синеок

Купить книгу в Yakaboo.ua

(Visited 425 times, 1 visits today)