«Автопортрет з уяви» – роман о трагической судьбе Екатерины Белокур

Талантом Екатерины Билокур увлекался Пабло Пикассо. И именно этот талант ненавидели ее родители, желая, чтобы «дочка вышла замуж, родила детей, а не рисовала чертей». Настоящее признание пришло к художнице только после смерти. Как это обычно и бывает…

Роман «Автопортрет з уяви» писатель, лауреат Шевченковской премии Владимир Яворивский писал в 1978-1980 годах. Издательство «Брайт Букс» переиздало произведение накануне нынешнего Book Forum Lviv. На обложке фрагмент картины Екатерины Билокур «Квіти на жовтому тлі».

Автор недаром отметил, что роман о трагической и удивительной судьбе художницы — именно такой она и была. В 1958 году на международной выставке в Лувре Пабло Пикассо увидел восемь картин Екатерины Билокур. И после сказал фразу, которая облетела весь мир: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир». С той выставки в Украине так и не вернулись две работы — их украли. 

«За что Бог наказал нас такой дочерью?»

Этот вопрос Екатерина от своих родителей слышала достаточно часто. Родители не просто не поддерживали увлечение дочери, а даже ставили палки в колеса. Мать считала, что ее «сглазили этим колдовским ремеслом, которое изуродовало женское счастье дочери, перекапустило ее жизнь, истощило ее сердце». Отец любил выпить и спьяна говорил, что «квецает щеткой по полотнищу, чтобы потом тем полотном в рамке закрывать курятник». Соседи смеялись и часто откровенно издевались. Когда умер отец Екатерины мать просила в колхозе лошадь вспахать огород, а ей отвечали: «У тебя дочь как кобыла, запряги ее и вспаши».

Екатерина же не обращала и на полотне создавала столь живые цветы, пчелы иногда путали нарисованный мак с живым, и… садились на него. Она мастер из народа, никогда этому не училась, сама делала кисти для рисования, а в начале и краски. Творила ночью, опасаясь, чтобы не разбудить родителей и братьев, а утром вставала и шла на огород, варила есть, вела привычную сельскую жизнь. Правда, были в ее окружении жители родной Богдановки, которые ценили ее творчество. Во время войны соседка Мария потеряла мужа и сына. Она принесла Екатерине Билокур рубашку мужа, попросила распороть ее и нарисовать Ивана-старшего, Ивана-младшего, цветы и где-то в уголке трактор на поле… Сама же благодарила художницу секретно: то лук прополет, то цветов насеет. «Твори, Екатерина. Тебе надо творить», — любила говорить вдова Мария. 

«Она же сидит на мешках с деньгами»

На семью и соседей Екатерина не обижалась. Хотя и в письмах к друзьям жаловалась на родственников: «И за что меня эти люди жестокие обижают? И я никогда с ними не ссорюсь, никогда ни в чем не спорю, а когда есть — переделюсь, для себя оставляю крайне необходимое. Сама не имею ни одежды путной, ни обуви — а все не угожу!». Не выдержала лишь однажды, когда мать сказала, что «чертей рисует». 34-летняя женщина пошла топиться в реке Чугмак в Богдановке. Перед этим хотела сжечь свои картины, но подумала, что тогда после нее вообще ничего не останется. К счастью, Билокур не утонула, но на всю жизнь простудила ноги.

Владимир Яворовский пишет о зависти со стороны некоторых односельчан. Рассказывает даже о случае, когда на художницу наслали налогового инспектора. Мол, продает свои картины за немалые деньги, «сидит на мешках с деньгами, а сама притворяется бедной бабой». Конечно, все это не было правдой — у Билокур никогда не было больших денег. И не знала, куда их тратить. Завистникам не мстила, считая, что «мы живем только до тех пор, пока способны делать людям добро».

Екатерина Билокур дружила с Павлом Тычиной и его женой. В свою очередь писатель повлиял на то, чтобы в Париже состоялась выставка народной художницы. Помогали в этом академик Николай Бажан и писатель Олесь Гончар. Заграницей ее назвали «художницей, с картин которой можно судить о судьбе народа». Большая часть картин — цветы. Рисуя с натуры, в поисках нужного цветка могла пройти несколько километров (в некоторых источниках подается цифра в 30 километров). Но были и портреты. Особое внимание художница уделяла глазам, поскольку считала: «Человек — это глаза, а потом уже все то, что вокруг глаз, и снова — глаза, глаза, глаза… Больше глаза знает только сердце, но его — не нарисуешь». 

Екатерина Билокур умерла в 1961 году. Ей было всего шестьдесят. 

«Молоденький лікар Дмитро плакав, а перед його очима пропливали й пропливали квіти, намальовані цією жінкою. Потім він бив кулаком на операційному столі й безсило повторював: «Уперше від мене залежить життя генія, а я нічим не можу зарадити. Уже – нічим!» 

Зоя Нікітюк
Вважаю, що читати потрібно, шоб мозги не засохли. Саме з такою метою створила групу у фейсбук «Шоб мозги не засохли», проводжу зустрічі книгоманів і веду програму з однойменною назвою на РадіоМ. А ще моєї любові до книг вистачило, аби написати власну :)

10 thoughts on “«Автопортрет з уяви» – роман о трагической судьбе Екатерины Белокур

    Добавить комментарий