Гарик Кричевский не только умеет писать песни о киевлянке, которая «живет на Бессарабке», но и живые рассказы из жизни восьмидесятых. О том времени, когда он работал санитаром в психиатрической больнице, а после на скорой помощи, готовился к поступлению в медицинский, а вечерами репетировал с группой на пивзаводе «Колос». Все это в его книге «Ангелы в белом».
Поначалу кажется, что истории из жизни дурдома и скорой помощи не могут быть смешными, но наоборот. И если в вашем окружении есть хотя бы один знакомый врач, он подтвердит, что на смене бывает и не такое. И вправду, смех сквозь слезы.
«Блатное» место
В 18 лет Гарика «по блату» устроили санитаром в третье отделение Львовской областной психиатрической больницы. Отделение тоже было блатным, потому что предназначалось для «высшей касты» советских людей: всякого рода начальники, партийная номенклатура, торгаши, щипачи, интеллигентные алкоголики.
Автор рассказывает разные истории – реальных больных, тех, кого прятали в дурдом, спасая от тюремного срока или усмиряли за инакомыслие.
Среди первых – шизофреник Ярослав Сулима по прозвищу Топор, который находился фактически на пожизненном лечении. Во время обострения вместо «Клуба путешественников» по телевизору якобы увидел фильм о «картавом», слетел с катушек, взял топор и пошел на площадь рубить «трибуну вождя пролетариата». Толпа зевак восхищалась подвигом, остановить не решалась. Но парня повязали стражи порядка и вскоре он оказался в психбольнице.
Львовский авторитетный карманник Зюма сидел здесь «по блату», как и Петренко, завбазой Червоноградского импортторга. Первого взяли на очередной краже, но даже в третьем отделении он хотел жить красиво. Кричевский доставал щипачу японскую магнитолу и приличные кроссовки, заработав на такой услуге оклад главврача минимум за квартал. Второй отсиживался после крупного хищения, для него тогдашний санитар доставал кроссовки, спортивный костюм Adidas и сигареты Marlboro. У обоих «больных» был якобы «маниакально-депрессивный психоз».
К инакомыслящим можно отнести наладчика первого разряда Ивана Мухина, у которого после проводов наладчика второго разряда Лени Гринберга в Израиль, появилась идея фикс – уехать в… Австралию. С этой идеей он и отправился в ОВИР. А вот что из этого вышло и как он очутился в «дурке» нужно читать – Кричевский об этом отлично написал.
Гарик Кричевский позволяет больше узнать о санитарах и методах их работы. Скажем, о том же «седуксане» (фирменной дубинке из туго сплетенных проводов) – очень больно и никаких следов. Об историях, которые передавались из уст в уста медиков. Например, о том, как в шестидесятые в больничному цеху психбольницы наладили производство модных и дефицитных болоньевых плащей, выглядели они почти как итальянские и разлетались по всему Союзу. Пока всех причастных… не расстреляли.
«Мохнатая рука» подвела
После такой «школы жизни» летом 1981 года Гарик ожидал увидеть свою фамилию в списке зачисленных на первый курс медицинского. Он неплохо сдал экзамены, родители договорились с «мохнатой рукой», но… что-то пошло не так. Позже выяснилось, что обиженная мама второго мужа тетки Кричевского написала приемной комиссии анонимку «Вы его выучите, а он уедет в Израиль!» Приемная комиссия задумалась.
Не состоявшийся студент продолжил учиться в «школе жизни», но на этот раз на пятой станции скорой помощи, в «тихой гавани советской медицины». Я обожаю истории из жизни скорой помощи. Иногда кажется, что врачи их специально выдумывают, чтобы было о чем поговорить с друзьями на кухне за рюмкой кофе. Но… все равно веришь.
Здесь и об отчаянном враче-грузине Чергашвили и его нестандартных методах лечения. О самом старом враче скорой помощи Валентине Ивановне, которая в одну из ночных смен заснула в туалете больного, отлучившись на минутку. И о праздновании Нового года на станции скорой помощи – это вообще отдельная история. И о «доброте» врачей в стиле «Что там смотреть? Была нога и нет ноги! Ногу не вернуть!»
Ремарочка
Книга читается за несколько вечеров. Идеально «заходит» во время поездки в метро или маршрутке в час-пик. Читаешь, улыбаешься, раздражаешь людей своим довольным видом. Можете смело брать ее в отпуск – она компактна и по формату, и по форме. Но… лиц с излишне интеллигентной душевной организацией могут смутить редкие вкрапления народного изложения мысли (проще говоря, мат). Тем, кто особенно ностальгирует за временами «светлого будущего» вообще не лишним будет почитать эту книгу – освежает воспоминания, так сказать.
10 thoughts on “«Ангелы в белом» от киевского шансонье: рецензия на новую книгу Гарика Кричевского”