Война глазами романтиков — чистый героизм и позорная измена. Война из-под пера реалистов — боль и кровь. Публицисты рисуют ее эшелонами тел и разбитых судеб. Гарри Паркер раскрывает анатомию солдата, а с ней и всю утробу войны, короткими новеллами, которые рассказывают неодушевленные предметы. Тяжелые ботинки, жгут, удобрение, катетер, кровать — как они могут звучать в одной истории? Громко и в унисон.
Солдат Гарри Паркер
Британец Гарри Паркер в детстве мечтал быть художником, он до сих пор рисует. Живопись и писательство помогают ему лечить душевные и телесные раны после травмы во время военной операции в Афганистане. Командир взвода подорвался на фугасе, возвращаясь с патрулирования. Ему серьезно повредило ноги, пришлось ампутировать. Это было в 2009 году.
Мужчина не ушел в бездну посттравматического синдрома, а взялся писать — книгу и картины. Он гордо шагает на своих суперсовременных протезах и воплощает детскую мечту — закончил Лондонскую Королевскую школу искусств и развивается как художник. «Анатомия солдата» — его лекарство и манифест, увечье — не конец, а только другой формат жизни.
Плата за смелость
Капитан Томас без сознания. Его оперируют и верят, что однажды он придет в себя. Он потерял много крови, а его ноги… одну частично оторвала мина, а другую так разорвало взрывом, что пришлось отрезать стопу и чуть выше. Хирурги не знают, как сильно он любил бегать. С протезированием возникнуть не должно проблем. А сейчас пусть лучше побудет в искусственной коме, пока все заживает.
Командир всегда думал, что умирать героем — от вражеской пули. Самодельная моджахедская мина с удобрения не входила в его планы. Он — ветеран, но …
«Я – не герой, я просто ступив не туди», — скажет он тем, кто кивает на протезы и выражает восхищение его мужеством.
Он еле будет сдерживать слезы, когда отец будет брить его больничную бороду перед визитом бабушки и дедушки. Кто он теперь? Капитан или подавленный калека?
Плата за мечту
Гарри Паркер затрагивает тему, которую предпочитают обходить те, кто пишет о войне. Коллаборационизм, пусть даже в глазах террористов. Кушан Хан хочет, чтобы иностранцы помогли открыть школу. У них там все хорошо с образованием. У них есть деньги, они могут купить все на свете.
Мужчина живет в постоянном страхе, потому что моджахеды угрожают отрезать голову его дочери. Но мечта о том, что дети будут иметь больше шансов изменить его жизнь к лучшему, сильнее. Скоро он будет искать Фаридуну жену, потому что так принято у них. А этот капитан, хоть и добрый человек, но такой странный, до сих пор холостой, будто отец не мог об этом позаботиться…
Кушан Хану придется заплатить страшную цену. Цену случайного шага. Он потеряет веру и забросит сад, который так любил. Ему станет безразлично. Он больше не верит чужим. Они пришли уничтожать его землю и убивать. Они пришли сюда не строить школы.
Вознаграждение за волю к жизни
Сначала протезы будут натирать культи до крови. Но Томас так радуется возможности снова ходить, что не будет обращать внимания. Казалось бы, что такого особенного в ходьбе? Никогда не знаешь, пока тебя не приковывает к постели. Поэтому лучше не думай об этом. И все же… как хочется побежать, но с такими «ногами» — это невозможно.
Однажды возле парка остановится машина, из нее выйдет бывший военный. Вытащит из багажника протезы, поменяет их с теми, что уже у него на ногах, и помчится… Прохожие будут останавливаться, а он только прибавит ходу.
Никогда снова
Знаю, что «никогда снова» касается прежде всего Второй мировой войны, но почему-то так сложилось, что в нашем мире междоусобицы – мелкие и масштабные — не прекращаются. То кому-то не хватает территории, то кто-то хочет прийти со своим законом в чужой дом, то что-то не поделили… Военные расходы — колоссальные, современное оружие – ценное. Тем, что хранится на засекреченных складах, можно подорвать Землю ни один раз — хотя нет, только один, потому что потом не останется ничего.
«Анатомія солдата» Гарри Паркера – история с почти счастливым концом. Но было бы лучше, если бы необходимости в таких историях не возникало. Чтобы капитан Томас не терял ноги, не ехал из дома с миротворческой миссией, а освоил какую-то мирную профессию, создал семью, воспитывал детей…
Читать также: Анна Шила «Жінка війни»; Ким Тхюи «RU»; Девид Гоффман «Шпигун на мільярд доларів»; Эрих Мария Ремарк «Три товариші»; Светлана Алексиевич «Цинкові хлопчики».
Читать: Донбасс литературный — это не только Жадан: антология Порода
12 thoughts on “Тяжелые ботинки, спецоперация, неверный шаг о чем расскажет Гарри Паркера”