7 антиутопий, которые покажут вам совсем другой Китай

После того, как в 1726 году Джонатан Свифт написал «Приключения Гулливера», мировой литературе в который раз снесло крышу. Только к 1900 году вышло около 400 произведений в жанре «утопия». Проблема в том, что современный читатель не менее половины из них бы назвал «антиутопиями». Например, сатирический роман «Эдин» Сэмюэля Батлера (1872 год) писался как утопия, но по сути не является ею: с больными людьми обращаются как с преступниками, а воров и убийц лечат в госпиталях.

Истинная антиутопия, пожалуй, обусловлена ​​только пятью правилами. Во-первых, в описанном мире все очень плохо, даже если его жители не понимают этого. Во-вторых, плохо там, потому что у людей забрали политические свободы — слова, вероисповедания, самовыражения. В-третьих, плохо стало из-за естественного развития общества, а не природных катаклизмов. В-четвертых, о технологиях в мире известно мало, если вокруг них не строится сюжет. В-пятых, читателю понятна мотивация «большого брата» (или кто вместо него?) — власть, деньги, жажда, «мир во всем мире» и так далее.

Во многих странах есть свои представители антиутопического жанра. В Украине также — «Солнечная машина» Владимира Винниченко, например. Из последнего можно «притянуть за уши» «Дикую энергию» Дяченко.

Китайская история также полная событий, которые служат непревзойденным источником для антиутопических аллюзий. Большинство книг в этом жанре написаны китайскими писателями в свете событий ХХ века, особенно после смерти Мао. Однако некоторые стоящие образцы литературы появились уже в XXI веке.

Мо Янь «Республика вина»

Это сатирический роман, написанный в 1992 году. В нем автор исследует взаимоотношения между китайцами, едой и напитками и рассказывает о коррупции и преступлениях в правительстве. Роман имеет две сюжетные линии. Одна — стандартная детективная история, а другая — переписка между альтер эго «Мо Яня» и автора, сторонником его произведений.

Динга Гуьера, опытного следователя, отправили в Ликерленд — вымышленную китайскую провинцию. Ему нужно раскрыть дело о каннибализме. До Пекина дошли слухи, что в этом регионе группа «гурманов» пообедала несколькими мальчиками. «Мы надеемся, что ошиблись, — говорит Дингу Гуьеру его босс. — Делай, что хочешь — пока это законно, — но раскрой это дело».

Следователь очень буквально понял эти слова и не слишком сдерживает себя в общении с подозреваемыми. Но у него ничего не получается: вино и женщины вскружили ему голову, и вскоре он не может выкарабкаться из своего положения. Его накачивают алкоголем, и внезапно для себя человек осознает, что обедает тем же блюдом, из-за которого приехал в поселок.

Хан Шаогонг «Словарь Макао»

Этот роман написан в 1996 году, и вскоре после этого азиатское международное издание «Yazhou Zhoukan» внесло его в 100 лучших произведений Китая ХХ века.

Макао — это поселок в провинции Хунань, Китай. Книга имеет форму энциклопедии — 115 статей о жизни в поселке с точки зрения студента, которого туда отправили на практику. Он описывает самобытность и одновременную изоляцию жителей Макао, их абсурдные обычаи и запреты.

Роман Хана Шаогонга сравнивают с «Хазарским словарем» Милорада Павича, и не зря. В то же время, в нем можно найти и знакомую из произведений Кафки атмосферу — тупика и покорности абсурда.

Лю Цисинь «Задача трех тел»

Этот роман — научная фантастика 2006 года, первая часть трилогии «Память о прошлом Земли». Название книги отсылает к проблеме трех тел — одной из так и не решенных задач небесной механики. Между прочим, это одна из 25 книг, которую советует прочитать основатель Facebook Марк Цукерберг.

Она открывает мир Трисолярис, инопланетную цивилизацию на грани исчезновения. Когда секретный военный проект в Китае пытается вступить в контакт с инопланетянами, трисоларанцы захватывают сигналы и решают вторгнуться на Землю. В Китае люди разделились на два лагеря: тех, кто приветствует иностранцев и тех, кто хочет бороться с ними.

Между тем, в начале XXI века другой герой, нанотехнолог Ван Мяо, становится свидетелем ряда странных событий в мировой науке — эксперименты на ускорителях частиц дают противоречивые результаты, ученые совершают самоубийства. Военные и спецслужбы считают, что кто-то пытается затормозить научный прогресс на Земле. Ключом к разгадке является компьютерная игра «Задача трех тел», к которой присоединяется и герой. Используя образы земных исторических деятелей, игра рассказывает историю мира с тремя солнцами — планеты Трисолярис, что находится на неустойчивой орбите в тройной звездной системе Альфа Центавра.

Цивилизации Трисоляриса развиваются и погибают в беспорядке наступающие «Эры Хаоса», когда планета оказывается слишком близко к звездам или слишком далеко от них. В этом и заключается проблема трех тел — никто не может предсказать, как движутся небесные тела в тройных системах.

Кунчанг Чан «Жирные годы»

Книга написана в 2009 году в жанре научной фантастики и раскрывает недалекое будущее (2013 год) Китая.

В Пекине произошло нечто странное: целый месяц исчез из официальных документов и записей. Никто ничего об этом не помнит, но всем безразлично — кроме небольшого круга друзей. Они не останавливаются ни перед чем, чтобы узнать о непонятной бодрости и амнезии, которые овладели китайцами. Когда герои похищают высокопоставленного чиновника и заставляют его раскрыть все карты, то узнают потрясающие подробности о своих лидерах и соотечественниках. Они понимают, что это всколыхнет мир.

Своего рода это «Дивный новый мир», который показывает сегодняшний Китай. «Жирные годы» — это сложный роман идей, который чрезвычайно остро показывает махинации тоталитарного государства, а также доказывает огромное значение памяти о прошлом.

Чанг-Ри Ли «Такое полноводное море»

Книга увидела свет в 2014 году. Мы видим будущее Америки, где общество четко разделено на классы. Давно заброшенные городские кварталы стали автономными трудовыми колониями, окруженные высоким забором. Члены рабочего класса — это потомки людей, которых привезли много лет назад из экологически непригодной части Китая.

В этом мире живет Фен, женщина-водолаз, зарабатывает ловлей рыбы. Она покидает свой дом в поселке Б-Мор (бывший Балтимор), когда человек, которого она любит, внезапно исчезает. Фен отправляется в путешествие, чтобы найти его. Она путешествует сквозь анархические земли, где процветает преступность и не чувствуется присутствие государства. Ее дорога обрастает легендами.

В лучших традициях антиутопий мы видим противостояние индивидуальности и тоталитаризма, до последней страницы не зная, кто же из них победит.

Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»

Это, вероятно, одна из самых известных антиутопий Китая, написанная еще в 1933 году. Действие происходит на Марсе, где якобы существует цивилизация существ, внешне напоминающих кошек. Главный герой-землянин, вооруженный пистолетом и спичками, оказывается обладателем самого мощного оружия в кошачьем мире. Кошачий город — столица государства. Его жители гордятся своей историей, поэзией и культурой, однако теперь их цивилизация в упадке вследствие выращивания «дурманящих» деревьев и растления правящей элиты. Все, как завещал дядя Оруэлл: в книге есть и подмена понятий, и двуявность, и даже что-то вроде новояза.

Некоторая наивность повествования привела к тому, что «Записки о кошачьем городе» иногда относят к детской литературе. Однако, узнаваемая панорама реалий Китая первой трети XX века, созданная Лао Шэ в ярком трагикомическом стиле, определила достойное место этой книги в китайской и мировой литературе.

А Йи «Идеальное преступление»

Этот роман написан в 2012 году в жанре триллера, но заслуживает звания «психологической драмы». Однажды, в обычный день, в провинциальном Китае скучающий гимназист идет по своим обычным делам. Но на самом деле он планирует жестокое убийство своей единственной подруги — талантливой скрипачки. Он приглашает ее на встречу, душит, засовывает тело в стиральную машину и убегает из города. Сначала юноша скрывается. Но потом он звонит в полицию и отдается в руки тайных агентов. Он саботирует все усилия судебной системы Китая, попытки психологов и семьи спасти его от смертной казни. И при этом не показывает ни грамма раскаяния.

«Идеальное преступление» — это отражение темных аспектов жизни в Китае, как говорит автор. Он описывает отчаяние, ловушку бедности и ярость, которая скрывается за флегматичными масками людей. Кроме этого, А Йи делает реалистичный экскурс в клаустрофобный мир ужаса и неизвестности.

Екатерина Кролевская

Материал подготовлен в рамках спецпроекта с изданием lb.ua

Ксеня Різник
Редакторка blog.yakaboo.ua, блогерка в Етажерка. 10 років пишу про книжки (OpenStudy, газета День, gazeta.ua, MediaOsvita, власний блог та блог Yakaboo). Природний для мене стан: читати, розповідати та писати про книжки. Трішки схиблена на сучасній британській літературі, шпигую за лауреатами усіляких премій, найкращих додаю у список "читати негайно"). У вільний від книжок час знайомлюсь із птахами, марную фарби та олівці.
http://ksenyak.wordpress.com

12 thoughts on “7 антиутопий, которые покажут вам совсем другой Китай

    Добавить комментарий